Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа (4 класс)

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_vneurochka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Юный эколог” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс – 33 ч., 2 класс- 34 ч, 3класс- 34 ч, 4 класс- 34 ч класс. (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Программа составлена по двум направлениям
: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы «Юный эколог»:

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
  • Овладеть основными экологическими терминами;
  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
  • Уметь работать индивидуально и в группе;
  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • Уметь изготовлять экологические памятки.

                                  Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

Содержание программы для 4 класса

Этот мир придуман не нами”

Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”.
Юлиус Фучик

1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)

Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека

Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. (Ридерз Дайджест”)

Практическая деятельность: наблюдение за Луной.

2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (4 часа)

Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.

Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.

Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.

3 раздел. “И на север и на юг …”. (4 часа)

Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам

Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобус ,сделанный выдающимся татарским просветителем, учёным Каюмым Насри.

Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.

Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.

4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)

Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.

Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.

Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.

5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?

Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.

Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.

Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.

Проведение праздника “Сюмбеля” (праздник “Осенний бал”).

6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)

Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.

Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта Забайкальского края.

Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”

Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.

7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)

Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.

Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.

Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.

Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.

Игра “Зарница”.

8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)

Моя страна – Россия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – город Балей.

Экскурсия в краеведческий музей города.

Практическая деятельность: проведение народных праздников. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.

9 раздел. “Моя родословная”. (3 часа)

Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.

Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.

Поисковая работа: “Тайны наших имён”.

Заключительное занятие

Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.

Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность программа Моя первая экология

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология

Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».

Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...

Программа внеурочной деятельности "Экология"

Программа внеурочной деятельности "Экология"...

Программа внеурочной деятельности "Эколог.ру"

Программа ВД для учащихся 1-4 классов...