Программа внеурочной деятельности "Экология"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
(МБОУ «Школа № 35»)
Принята Приложение к приказу
на педагогическом совете МБОУ «Школа № 35»
МБОУ «Школа № 35» от «30» августа 2020г .№245
от «29» августа 2020г. № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный эколог »
1 классы
2020-2021 учебный год
Составитель:
Крупина Зульфия Рафатовна,
учитель начальных классов
2020г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………… .
2.Cодержание программы ………………………………………… .
3.Описание места учебного плана…………………………….. .
4.Тематическое планирование …………… …..
5.Планируемые результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности.
6.Описание учебно-методического и материально-технического
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по «Экология» для 3 классов составлена на основе
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 26 ноября 2010г.№ 1241; от 22.09.2011г № 2357; от 18.12.2012г. № 1060);
- требований СанПин (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 год
Актуальность
В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ. Экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современные наука и технологии не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде: отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого — развитие экологической культуры народа и каждого члена общества. В настоящее время в обществе возрастает понимание значимости экологического воспитания и образования как основных средств решения экологических проблем. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Организация преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших направлений государственной экологической политики России.
Средством оптимизации взаимодействия человека с природной средой выступает экологическое воспитание. Формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться как результат такого воспитания. Представленная программа решает проблемы занятости подростков в свободное от школьного образовательного процесса время, адаптации в социуме, помогает реализовать различные познавательные интересы ребят на практике. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает самопознание, самореализацию и творческое саморазвитие школьников. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на различных конференциях, конкурсах.
Программа ориентирована на учащихся 3-х классов, потому что именно в этом возрасте проявляется потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира. Программа курса направлена на углубленное изучение базового курса биологии (окружающего мира) в основной школе с углублением теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий. В целом курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Цель:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
Задачи:
• учащиеся:
- овладеть системными знаниями об окружающем школьника мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания;
• развивающие:
- развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся его эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- совершенствовать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развить интерес к экологии;
- формировать и развивать навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- развивать коммуникативные способности, научиться общению в коллективе и с коллективом, развивать навыки выступления на публике;
- реализовать потребности в содержательном и развивающем досуге;
- развивать образное мышление.
• воспитательные:
- воспитывать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру;
- развивать потребность в общении с природой;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- способствовать укреплению здоровья школьников посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 3кл – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, , составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Формы и методы работы
Формы и методы | 1 полугодие | 2 полугодие | Год |
Беседы,диспуты. круглый стол | 3 | 3 | 6 |
Экскурсии | 2 | 1 | 3 |
Проектирование | 4 | 4 | |
Занимательные путешествия Презентации. | 2 3 | 5 5 | 7 10 |
Технические средства обучения:
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска
2.Учебный план .
Курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 занятия (1 ч в неделю).
№ | Название темы | Количество часов |
Вводное занятие. Теория. Обсуждение плана работы. | 1 | |
Роль животных в природе. Осенние явления в жизни животных. | 5 | |
Охранная деятельность человека. | 5 | |
Этот удивительный мир животных. | 12 | |
Отношения между животными в природе. | 2 | |
Часы занимательной зоологии. | 3 | |
Изменения в животном мире. Теория. Экологические процессы в популяциях животных. Изменение численности животных. Редкие и исчезающие животные, Красная и Черная книги природы. | 3 | |
Проектная деятельность. | 3 | |
ИТОГО за год: | 34 |
3.Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по экологии
3 класс
№ | Тема занятия | Плановые сроки прохождения темы | Скорректи-рованные сроки прохождения темы |
Вводное занятие Обсуждение плана работы | 1 неделя 01.09-05.09 | ||
Роль животных в природе, их значение для растений и человека. | 2 неделя 08.09-12.09 | ||
Р.К.Перелетные птицы, животные, залегающие в спячку, активно зимующие животные. | 3 неделя 15.09-19.09 | ||
Паукообразные | 4 неделя 22.09-26.09 | ||
Р.КОхрана воды | 5 неделя 29.09-03.10 | ||
Почва. Её свойства. Рекультивация. | 6 неделя 06.10 -10.10 | ||
Стрекозы. | 7 неделя 13.10-17.10 | ||
Р.К.Охрана растений. | 8 неделя 20.10-24.10 | ||
Охрана животных. | 9 неделя 27.10-07.11 | ||
Р.К.Экологическая безопасность.Кемеровская область. | 10 неделя 10.11-14.11 | ||
Р.К Красная книга России.Кемеровская область. | 11 неделя 17.11-21.11 | ||
Аномальные зоны России | 12 неделя 24.11-28.11 | ||
Р.К. Заповедная Россия. Заповедник.Кемеровская область | 13 неделя 01.12-05.12 | ||
Заповедная Россия. Кавказский заповедник | 14 неделя 08.12-11.12 | ||
Заповедная Россия. Нижне-Свирский заповедник | 15 неделя 15.12-19.12 | ||
Заповедная Россия. Саяно-Шушенский заповедник | 16 неделя 22.12-26.12 | ||
Заповедная Россия. Заповедник Чёрные камни | 17 неделя 15.01-16.01 | ||
Заповедная Россия. Заповедник Белогорье | 18 неделя 19.01-23.01 | ||
Вулканы Камчатки | 19 неделя 26.01-30.01 | ||
Вулканы Камчатки | 20 неделя 02.02-06.02 | ||
Нетронутое сердце Урала. | 21 неделя 09.02-13.02 | ||
Р.К. Особо охраняемые территории. | 22 неделя 16.02-20.02 | ||
Квартира как экосистема. | 23 неделя 24.02-27.02 | ||
Охрана природы и рациональное природопользование. | 24 неделя 02.03-06.03 | ||
Весенние явления в живой природе. Весенние явления у животных. | 25 неделя 10.03-13.03 | ||
Весенние явления в живой природе. Зоологическая экскурсия. | 26 неделя 16.03-20.03 | ||
Весенние явления в живой природе Высаживание рассады цветов. | 27 неделя 01.04-10.04 | ||
Общая характеристика городских экосистем. | 28 неделя 13.04-17.04 | ||
Р.К. Промышленное загрязнение среды. | 29 неделя 20.04-24.04 | ||
Основы создания проектных работ Особенности проектных и исследовательских работ. | 30 неделя 27.04-30.04 | ||
Р.К Основы создания проектных работ Создание проекта «Изучение экологического состояния города» возможные пути его улучшения». | 31 неделя 05.05-08.05 | ||
Р.К. Основы создания проектных работ Создание проекта «Изучение экологического состояния города» | 32 неделя 11.05-15.05 | ||
Основы создания проектных работ | 33 неделя 18.05-22.05 | ||
Итоговое занятие | 34 неделя 25.05-29.05 |
5.Планируемые результаты
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Особое место в программе отводится формированию УУД-воспитание и развитие качеств личности школьника ,отвечающих требованиям современного общества. что невозможно без акцента на метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования .Они включают универсальные учебные действия, которые должны усвоить учащиеся: познавательные, регулятивные,коммуникативные(смотри раздел 5
6.Список литературы.
Для 1учителя
1.Журнал «Тайны хх века»№39(эпоха катастроф)аномальные зоны).
2. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики»А.А.Плешаков
Для учащихся.
1Детская энциклопедия.
2.Физическая карта России,физическая карта мира.
3.»От земли до неба» атлас-определитель,А.А.Плешаков.
4.DVD фильмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...