Программа кружка Азбука здоровья 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Моисеева Марина Сергеевна

Программа кружка Азбука здоровья 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_azbuka_zdorovya_4_klasss.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

ЗДШ  по УВР

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждено»

Директор школы

_____        /______________        /

ФИО

 «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Азбука здоровья»

в 4 классе

Составитель:  Моисеева М.С..

2021-2022 учебный год

1. Пояснительная записка

        Программа разработана  в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Русской академии образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе   авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья», авторская программа О.А. Шороховой «Играем в сказку».

        Направленность программы – спортивно-оздоровительное направление.

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности  и направлена  на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Актуальность:

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

   Здоровье детей младшего школьного возраста,   зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении, здоровья педагогов, психологического климата в школе, правильное питание.

Сегодняшняя эпоха глобализации оборачивается унификацией, стремлением к упрощению, повсеместным распространением готовых полуфабрикатов стандартного веса и стандартного вкуса. В итоге вырабатываются навыки нездорового питания, а процесс приготовления пищи утрачивает главное – творчество.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка.Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящён профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.

Цели:

  • дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
  • познакомить с русскими кулинарными традициями;
  • помочь подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания;
  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • формирование у детей знаний о законах здорового питания;
  • расширение знаний о пользе и ценности продуктов питания;
  • формирование представлений о здоровом образе жизни и о необходимости заботы о своём здоровье.

Программа рассчитана на обучающихся 4-го класса.

        Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

        Количество часов – 68 часов (1 час в неделю).

        Основная форма реализации данного курса внеурочной деятельности – кружок.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностными результатами программы  является формирование следующих умений:

  • установка на здоровый образ жизни;
  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения  при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметными результатами программы - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений   для укрепления здоровья;
  • учить высказывать своё предположение  (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
  • осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
  • овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Коммуникативные УУД:

  • выполнять правила общения с людьми;
  • жить с друзьями в мире и согласии;
  • выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;
  • применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;
  • умение донести свою позицию до других;
  • слушать и понимать речь других;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;
  • средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

     Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,  которые помогут избежать опасности  для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его проявлениях.

     Предполагаемый результат:

1. Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:

  • высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
  • повышение активности обучающихся в мероприятиях школы, класса.
  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • высокий уровень сплочения детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Виды деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Тема 1. Что такое здоровье? (1час)

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

Познавательная

Практическое занятие.

Игра «Давайте поговорим».

Тема 2. Что такое эмоции? (1час)

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».

Познавательная

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 3. Чувства и поступки. (1час)

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?»  Творческая работа в тетради.

Игровая

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 4.Стресс. (1час)

Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

Проблемно-ценностное общение

Групповая проблемная работа

Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час)

Повторение. Чтение  и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

Познавательная

Познавательные беседы

Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

Проблемно-ценностное общение

Групповая проблемная работа

Тема 7. Умей выбирать. (1час)

Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».

Проблемно-ценностное общение

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 8. Принимаю решение.(1час)

 Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

Проблемно-ценностное общение

Дискуссии

Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

Проблемно-ценностное общение

Групповая проблемная работа

Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

Познавательная

Познавательные беседы. Игра «Волшебный стул».

Тема 11. Зависимость. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».

Познавательная

Дискуссии. Игра «давай поговорим».  

Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час)

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

Художественное творчество

Дискуссии.

Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

Познавательная

Познавательные беседы. Игра«Продолжите предложение». Тренинг.

Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)

Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

Познавательная

Познавательные беседы.

Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

Познавательная

Познавательные беседы. Игра «Выбери правильный ответ».

Тема 16. Волевое поведение. (1час)

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

Проблемно-ценностное общение

Игра с ролевой акцентуацией.

Тема 17.  Алкоголь. (1час)

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

Проблемно-ценностное общение

Познавательные беседы.

Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. (1час)

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка.  Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

Проблемно-ценностное общение

Познавательные беседы.

Тема 20. Наркотик. (1час)

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».

Проблемно-ценностное общение

Познавательные беседы.

Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.

Проблемно-ценностное общение

Познавательные беседы.

Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час)

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

Игровая

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 23. Давайте правильно питаться! (1 час)

Режим питания. Рациональное питание. Лекция.

Познавательная

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 24.«Молочные братья» (1 час)

Ролевая игра. Молочные продукты у разных народностей.

Познавательная

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 25. Кулинарное путешествие (1 час)

Составление меню завтрака, обеда, ужина. Основные продукты питания.

Игровая

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 26. Питание и красота (1 час)

Сервировка стола. Изготовление украшений из овощей и других продуктов питания.

Досугово- развлекательная деятельность

Познавательные беседы.

Тема 27.Чудо – крупяничка (1 час)

Занятие с игровыми ситуациями. Игры.

Досугово- развлекательная деятельность

Познавательные беседы.

Тема 28. Удивительное превращение колоска (1 час)

Беседа. Чтение сказки.

Игровая

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 29. Правильное питание (1 час)

Пресс-конференция. Основные факторы, влияющие на питание.

Игровая деятельность

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 30. Проект «Кафе «Здоровей-ка».

Разработка меню, оформление кафе, презентация кафе.

Игровая деятельность

Социально моделирующая игра

Тема 31. Мама, папа и я – спортивная семья (1 час)

Семейный спортивный праздник.

Досугово-развлекательная деятельность

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час)

Досугово-развлекательная деятельность

Игра с ролевой акцентуацией

Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)

Досугово-развлекательная деятельность

КВН

Тема 34. Будем здоровы. (1час)

Досугово-развлекательная деятельность

Практическая работа «Выпуск стенной газеты

4. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, модулей,

тем

Всего

часов

Количество часов

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1

Что такое здоровье?

2

2

2

Что такое эмоции?

2

2

3

Чувства и поступки

2

2

4

Стресс

2

2

5

Учимся думать и действовать

2

1

1

6

Учимся находить причину и последствия событий

2

1

1

7

Умей выбирать

2

2

8

Принимаю решение

2

2

9

Я отвечаю за свои решения

2

2

10

Что мы знаем о курении

2

1

1

11

Зависимость

2

1

1

12

Умей сказать НЕТ

2

1

1

13

Как сказать НЕТ

2

1

1

14

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

2

2

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

2

2

16

Волевое поведение

2

1

1

17

Алкоголь

2

1

1

18

Алкоголь – ошибка

2

1

1

19

Алкоголь – сделай выбор

2

1

1

20

Наркотик

2

2

21

Наркотик – тренинг безопасного поведения

2

1

1

22

Мальчишки и девчонки

2

1

1

23

Давайте питаться правильно!

2

2

24

«Молочные братья»

2

2

25

Кулинарное путешествие

2

2

26

Питание и красота

2

1

1

27

Чудо-крупяничка

2

1

1

28

Удивительное превращение колоска

2

1

1

29

Правильное питание

2

2

30

Проект «Кафе «Здоровейка»

2

2

31

Мама, папа, я – спортивная семья

2

2

32

КВН «Наше здоровье»

2

2

33

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

2

2

34

Будьте здоровы!

2

2

Итого

68

45

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...

Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».

Структура методической разработки.I.  Название. Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».II. Краткая аннотация. В основе данной программы лежат представления о здоровом ребёнке, который являет...

Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»

Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»Цель и задачи программыЦель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений...

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Рабочая программа "Азбука здоровья"...

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"...

Программа кружка Азбука здоровья 2 класс

Программа кружка Азбука здоровья  2 класс...

Программа кружка Азбука здоровья 3 класс

Программа кружка Азбука здоровья 3 класс...