Программа кружка Азбука здоровья 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Программа кружка Азбука здоровья 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_azbuka_zdorovya_4_klasss.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» ЗДШ по УВР _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждено» Директор школы _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Азбука здоровья»
в 4 классе
Составитель: Моисеева М.С..
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Русской академии образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья», авторская программа О.А. Шороховой «Играем в сказку».
Направленность программы – спортивно-оздоровительное направление.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Актуальность:
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей младшего школьного возраста, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении, здоровья педагогов, психологического климата в школе, правильное питание.
Сегодняшняя эпоха глобализации оборачивается унификацией, стремлением к упрощению, повсеместным распространением готовых полуфабрикатов стандартного веса и стандартного вкуса. В итоге вырабатываются навыки нездорового питания, а процесс приготовления пищи утрачивает главное – творчество.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка.Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящён профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Цели:
- дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- познакомить с русскими кулинарными традициями;
- помочь подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания;
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формирование у детей знаний о законах здорового питания;
- расширение знаний о пользе и ценности продуктов питания;
- формирование представлений о здоровом образе жизни и о необходимости заботы о своём здоровье.
Программа рассчитана на обучающихся 4-го класса.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов – 68 часов (1 час в неделю).
Основная форма реализации данного курса внеурочной деятельности – кружок.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- установка на здоровый образ жизни;
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
- овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Коммуникативные УУД:
- выполнять правила общения с людьми;
- жить с друзьями в мире и согласии;
- выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;
- применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;
- умение донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;
- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его проявлениях.
Предполагаемый результат:
1. Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:
- высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
- повышение активности обучающихся в мероприятиях школы, класса.
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности | Виды деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Тема 1. Что такое здоровье? (1час) Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…» | Познавательная | Практическое занятие. Игра «Давайте поговорим». |
Тема 2. Что такое эмоции? (1час) Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя». | Познавательная | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 3. Чувства и поступки. (1час) Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради. | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 4.Стресс. (1час) Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов. | Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа |
Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час) Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?» | Познавательная | Познавательные беседы |
Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час) Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?» | Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа |
Тема 7. Умей выбирать. (1час) Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». | Проблемно-ценностное общение | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 8. Принимаю решение.(1час) Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?» | Проблемно-ценностное общение | Дискуссии |
Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час) Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение». | Проблемно-ценностное общение | Групповая проблемная работа |
Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час) Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа. | Познавательная | Познавательные беседы. Игра «Волшебный стул». |
Тема 11. Зависимость. (1час) Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим». | Познавательная | Дискуссии. Игра «давай поговорим». |
Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час) Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». | Художественное творчество | Дискуссии. |
Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час) Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг. | Познавательная | Познавательные беседы. Игра«Продолжите предложение». Тренинг. |
Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час) Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. | Познавательная | Познавательные беседы. |
Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час) Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа. | Познавательная | Познавательные беседы. Игра «Выбери правильный ответ». |
Тема 16. Волевое поведение. (1час) Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг. | Проблемно-ценностное общение | Игра с ролевой акцентуацией. |
Тема 17. Алкоголь. (1час) Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! | Проблемно-ценностное общение | Познавательные беседы. |
Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час) Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг. Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. (1час) Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг. | Проблемно-ценностное общение | Познавательные беседы. |
Тема 20. Наркотик. (1час) Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». | Проблемно-ценностное общение | Познавательные беседы. |
Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час) Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг. | Проблемно-ценностное общение | Познавательные беседы. |
Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час) Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 23. Давайте правильно питаться! (1 час) Режим питания. Рациональное питание. Лекция. | Познавательная | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 24.«Молочные братья» (1 час) Ролевая игра. Молочные продукты у разных народностей. | Познавательная | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 25. Кулинарное путешествие (1 час) Составление меню завтрака, обеда, ужина. Основные продукты питания. | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 26. Питание и красота (1 час) Сервировка стола. Изготовление украшений из овощей и других продуктов питания. | Досугово- развлекательная деятельность | Познавательные беседы. |
Тема 27.Чудо – крупяничка (1 час) Занятие с игровыми ситуациями. Игры. | Досугово- развлекательная деятельность | Познавательные беседы. |
Тема 28. Удивительное превращение колоска (1 час) Беседа. Чтение сказки. | Игровая | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 29. Правильное питание (1 час) Пресс-конференция. Основные факторы, влияющие на питание. | Игровая деятельность | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 30. Проект «Кафе «Здоровей-ка». Разработка меню, оформление кафе, презентация кафе. | Игровая деятельность | Социально моделирующая игра |
Тема 31. Мама, папа и я – спортивная семья (1 час) Семейный спортивный праздник. | Досугово-развлекательная деятельность | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час) | Досугово-развлекательная деятельность | Игра с ролевой акцентуацией |
Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час) | Досугово-развлекательная деятельность | КВН |
Тема 34. Будем здоровы. (1час) | Досугово-развлекательная деятельность | Практическая работа «Выпуск стенной газеты |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | Количество часов | |
Аудитор ные | Внеуади торные | |||
1 | Что такое здоровье? | 2 | 2 | |
2 | Что такое эмоции? | 2 | 2 | |
3 | Чувства и поступки | 2 | 2 | |
4 | Стресс | 2 | 2 | |
5 | Учимся думать и действовать | 2 | 1 | 1 |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | 2 | 1 | 1 |
7 | Умей выбирать | 2 | 2 | |
8 | Принимаю решение | 2 | 2 | |
9 | Я отвечаю за свои решения | 2 | 2 | |
10 | Что мы знаем о курении | 2 | 1 | 1 |
11 | Зависимость | 2 | 1 | 1 |
12 | Умей сказать НЕТ | 2 | 1 | 1 |
13 | Как сказать НЕТ | 2 | 1 | 1 |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 2 | 2 | |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 2 | 2 | |
16 | Волевое поведение | 2 | 1 | 1 |
17 | Алкоголь | 2 | 1 | 1 |
18 | Алкоголь – ошибка | 2 | 1 | 1 |
19 | Алкоголь – сделай выбор | 2 | 1 | 1 |
20 | Наркотик | 2 | 2 | |
21 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | 2 | 1 | 1 |
22 | Мальчишки и девчонки | 2 | 1 | 1 |
23 | Давайте питаться правильно! | 2 | 2 | |
24 | «Молочные братья» | 2 | 2 | |
25 | Кулинарное путешествие | 2 | 2 | |
26 | Питание и красота | 2 | 1 | 1 |
27 | Чудо-крупяничка | 2 | 1 | 1 |
28 | Удивительное превращение колоска | 2 | 1 | 1 |
29 | Правильное питание | 2 | 2 | |
30 | Проект «Кафе «Здоровейка» | 2 | 2 | |
31 | Мама, папа, я – спортивная семья | 2 | 2 | |
32 | КВН «Наше здоровье» | 2 | 2 | |
33 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 2 | 2 | |
34 | Будьте здоровы! | 2 | 2 | |
Итого | 68 | 45 | 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...
Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».
Структура методической разработки.I. Название. Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».II. Краткая аннотация. В основе данной программы лежат представления о здоровом ребёнке, который являет...
Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»
Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»Цель и задачи программыЦель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений...
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Рабочая программа "Азбука здоровья"...
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"...
Программа кружка Азбука здоровья 2 класс
Программа кружка Азбука здоровья 2 класс...
Программа кружка Азбука здоровья 3 класс
Программа кружка Азбука здоровья 3 класс...