Программа кружка Азбука здоровья 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа кружка Азбука здоровья 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_abuka_zdorovya_2_klass.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Азбука здоровья»
во 2 классе
Составитель: Моисеева М.С.
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Русской академии образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья», авторская программа О.А. Шороховой «Играем в сказку».
Направленность программы – спортивно-оздоровительное направление.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Актуальность:
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей младшего школьного возраста, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении, здоровья педагогов, психологического климата в школе, правильное питание.
Сегодняшняя эпоха глобализации оборачивается унификацией, стремлением к упрощению, повсеместным распространением готовых полуфабрикатов стандартного веса и стандартного вкуса. В итоге вырабатываются навыки нездорового питания, а процесс приготовления пищи утрачивает главное – творчество.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящён профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Цели:
- дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- познакомить с русскими кулинарными традициями;
- помочь подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания;
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формирование у детей знаний о законах здорового питания;
- расширение знаний о пользе и ценности продуктов питания;
- формирование представлений о здоровом образе жизни и о необходимости заботы о своём здоровье.
Программа рассчитана на обучающихся 2-го класса.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов – 68 часов (2 часа в неделю).
Основная форма реализации данного курса внеурочной деятельности – кружок.
2. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- установка на здоровый образ жизни;
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
- овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Коммуникативные УУД:
- выполнять правила общения с людьми;
- жить с друзьями в мире и согласии;
- выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;
- применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;
- умение донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;
- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его проявлениях.
Предполагаемый результат:
1. Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:
- высокий уровень информированности обучающихся о здоровом образе жизни;
- повышение активности обучающихся в мероприятиях школы, класса.
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
3. Содержание программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности | Виды деятельности | Формы внеурочной деятельности |
Тема 1. «Молоко от кота Матроскина». Кот Матроскин рассказывает о полезных свойствах молока. Соревнование команд. Целебная сила молока. Рецепты от Матроскина. | Познавательная | Игровая программа |
Тема 2.«Собираем урожай». Чтение стихов об осени. Пословицы о хлебе. Отгадывание грибов по рисункам. Разгадывание загадок об овощах. Аукцион «Продаётся чудо-овощ». Конкурс «Дары осени». | Игровая | Игра-путешествие |
Тема 3. «Чудо Земли – хлеб». История появления хлеба. Пение и инсценировка песни. Этапы выращивания и приготовления хлеба. Профессии людей, имеющих отношение к хлебу. Плетение венка из пословиц. Разгадывание загадок. | Игровая | Фольклорный праздник |
Тема 4. «Званый обед». Инсценирование стихотворений. Составление меню из предложенных продуктов. Музыкальное представление семейного блюда. Обмен рецептами. Выбор продуктов для приготовления любимого блюда своей семьи. Музыкальное представление своего блюда. | Игровая | Конкурсная программа |
Тема 5.«На охоту вместе с Шариком». Шарик собирается в лес» (разгадывание загадок о лесе и его обитателях). Игра «Отгадай название». Конкурс рисунков «Выстрел из фоторужья». | Познавательная | Игровая программа |
Тема 6. «Поешь рыбки - будут ноги прытки!» Разнообразие рыб на Земле. Конкурс загадок. Чтение стихотворений. Викторина. Конкурс рисунков «В подводном царстве». | Проблемно-ценностное общение | Игровая программа |
Тема 7. «День рождения Зелибобы». Мы в гостях у Зелибобы (обыгрывание стихотворения). Инсценировка отрывка из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Игры и конкурсы для именинника. | Познавательная | Конкурсная программа |
Тема 8. «Кулинарное путешествие по деревне Простоквашино». Сказка о Крупяничке. Виды круп и каш. Продукты, необходимые для приготовления каши. | Познавательная | Практическое занятие |
Тема 9. Разработка проекта по теме «Кулинарные традиции в моей семье». Традиции правильного питания в семье. Создание книги «Кулинарные традиции моей семьи». Создание фотовыставки «Здоровое блюдо моей семьи». | Проблемно-ценностное общение | Проектная деятельность |
Тема 10. Вода – наш друг. Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом. | Познавательная | Правила поведения на воде. |
Тема 11. Как уберечься от мороза. Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно». | Познавательная | Составление правил. Игра «Полезно – вредно». |
Тема 12. Чтобы огонь не причинил вреда. Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». | Проблемно-ценностное общение | Практическая работа «План эвакуации при пожаре». |
Тема 13. Чем опасен электрический ток. Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». | Познавательная | Повторение правил поведения при пожаре в доме. |
Тема 14. Травмы. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов. | Познавательная | Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах |
Тема 15. Укусы насекомых. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов. | Познавательная | Признаки аллергии. |
Тема 16. Что мы знаем про собак и кошек. Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно! | Игровая | Составление правил «Это интересно!» |
Тема 17. Отравление ядовитыми веществами. Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях. | Игровая | Признаки отравления ядовитыми веществами. |
Тема 18. Отравление угарным газом. Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова». | Игровая | Игра «Вставь пропущенные слова». |
Тема 19. Как помочь себе при тепловом ударе. Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья». | Игровая | Признаки теплового удара. |
Тема 20. Растяжение связок и вывих костей. Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах. | Познавательная | Практическая работа в группах. |
Тема 21. Переломы. Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах. | Познавательная | Виды переломов. |
Тема 22. Если ты ушибся или порезался. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах. | Познавательная | Практическая работа в парах. |
Тема 23. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы». | Познавательная | Отгадывание кроссворда «Органы». |
Тема 24. Укусы змей. Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда. | Познавательная | Признаки аллергии. |
Тема 25. Расти здоровым. Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач. | Познавательная | Беседа. |
Тема 26. Умеем ли мы вежливо обращаться. Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах. | Игровая | Игра «Комплимент». |
Тема 27. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент». | Игровая | Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». |
Тема 28. Помоги себе сам. Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения». | Игровая деятельность | Игра «Закончи предложения». |
Тема 29. Умей организовать свой досуг. Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). | Игровая деятельность | Игра «Давай поговорим». |
Тема 30. Что такое дружба. Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». | Игровая деятельность | Игра «Хочу быть». |
Тема 31. Кто может считаться настоящим другом. Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…» | Игровая деятельность | Игра «Продолжи предложение». |
Тема 32. Воспитай себя. Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка. | Культура здорового образа жизни | Тест «Оцени себя сам». |
Тема 33. День здоровья. Игры и соревнования. | Игры соревнования. | |
Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок. Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» | Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» |
.
4. Тематическое планирование
2 класс (68 часов)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Количество часов | Формы проведения | ||||
Аудитор ные | Внеуади торные | |||||||
1 | Молоко от кота Матроскина | 2 | 1 | 1 | Игровая программа | |||
2 | «Собираем урожай» | 2 | 1 | 1 | Игра-путешествие | |||
3 | Чудо Земли - хлеб | 2 | 1 | 1 | Фольклорный праздник | |||
4 | Званый обед | 2 | 1 | 1 | Конкурсная программа | |||
5 | На охоту вместе с Шариком | 2 | 1 | 1 | Игровая программа | |||
6 | Поешь рыбки - будут ноги прытки! | 2 | 1 | 1 | Игровая программа | |||
7 | День рождения Зелибобы | 2 | 1 | 1 | Конкурсная программа | |||
8 | Кулинарное путешествие по деревне Просто-квашино | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | |||
9 | Разработка проекта по теме «Кулинарные традиции в моей семье» | 2 | 1 | 1 | Проектная деятельность | |||
10 | Вода – наш друг | 2 | 1 | 1 | Правила поведения на воде. | |||
11 | Как уберечься от мороза | 2 | 1 | 1 | Составление правил. Игра «Полезно – вредно». | |||
12 | Чтобы огонь не причинил вреда | 2 | 1 | 1 | Практическая работа «План эвакуации при пожаре». | |||
13 | Чем опасен электрический ток | 2 | 1 | 1 | Повторение правил поведения при пожаре в доме. | |||
14 | Травмы | 2 | 1 | 1 | Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах | |||
15 | Укусы насекомых | 2 | 1 | 1 | Признаки аллергии. | |||
16 | Что мы знаем про собак и кошек | 2 | 1 | 1 | Составление правил «Это интересно!» | |||
17 | Отравление ядовитыми веществами | 2 | 1 | 1 | Признаки отравления ядовитыми веществами. | |||
18 | Отравление угарным газом | 2 | 1 | 1 | Игра «Вставь пропущенные слова». | |||
19 | Как помочь себе при тепловом ударе | 2 | 1 | 1 | Признаки теплового удара. | |||
20 | Растяжение связок и вывих костей | 2 | 1 | 1 | Практическая работа в группах. | |||
21 | Переломы | 2 | 1 | 1 | Виды переломов. | |||
22 | Если ты ушибся или порезался | 2 | 1 | 1 | Практическая работа в парах. | |||
23 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 2 | 1 | 1 | Отгадывание кроссворда «Органы». | |||
24 | Укусы насекомых | 2 | 1 | 1 | Признаки аллергии. | |||
25 | Расти здоровым | 2 | 1 | 1 | Беседа. | |||
26 | Умеем ли мы вежливо обращаться. | 2 | 1 | 1 | Игра «Комплимент». | |||
27 | Умеем ли мы разговаривать по телефону. | 2 | 1 | 1 | Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». | |||
28 | Помоги себе сам. | 2 | 1 | 1 | Игра «Закончи предложения». | |||
29 | Умей организовать свой досуг. | 2 | 1 | 1 | Игра «Давай поговорим». | |||
30 | Что такое дружба. | 2 | 1 | 1 | Игра «Хочу быть». | |||
31 | Кто может считаться настоящим другом. | 2 | 1 | 1 | Игра «Продолжи предложение». | |||
32 | Воспитай себя | 2 | 1 | 1 | Тест «Оцени себя сам». | |||
33 | День здоровья | 2 | 1 | 1 | Игры соревнования. | |||
34 | Я выбираю движение | 2 | 1 | 1 | Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» | |||
68 | 34 | 34 |
ЗОЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...
Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».
Структура методической разработки.I. Название. Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».II. Краткая аннотация. В основе данной программы лежат представления о здоровом ребёнке, который являет...
Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»
Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»Цель и задачи программыЦель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений...
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Рабочая программа "Азбука здоровья"...
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"
Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"...
Программа кружка Азбука здоровья 3 класс
Программа кружка Азбука здоровья 3 класс...
Программа кружка Азбука здоровья 4 класс
Программа кружка Азбука здоровья 4 класс...