Проект в средней группе : «От зерна до каравая»
проект
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой
большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe_ot_zerna_do_karavaya.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе: "От зерна до каравая"
Разработала:
воспитатель
Гущина Ксения Евгеньевна
Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой
большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили
выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом
является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков,
фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, родители Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Планируемый результат:
знание детей информации о злаковых культурах; понимание детьми ценности и пользе хлеба знание детей о производстве хлеба
умение детей применять трудовые навыки понимание детьми важности труда хлебороба
умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу. Подготовительный этап март-апрель
Практический этап май-октябрь Аналитический этап ноябрь
Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.
Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу? Участники проекта
Дети старшей группы ,воспитатели, родители.
Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»,беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц ,поговорок.
задачи проекта:
- обогащать познавательный опыт детей;
- сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба);
- показать значимость сельскохозяйственной техники;
- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- развивать память, внимание, мышление;
- поддерживать естественный интерес и любознательность.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Модель трех вопросов
Что мы знаем | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Хлеб продается в магазине , Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке Из зерен делают муку, Хлеб бывает белый и черный, Хлеб пекут на хлебозаводе | Как называются люди, которые выращивают хлеб? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто? Что можно сделать из муки еще? Как пекут хлеб? Какие еще есть крупы? Как работает мельница? Почему говорят :Хлеб всему голова? Как называют хлеб в других странах? Что можно приготовить из черствого хлеба? | Сходить на экскурсию Спросить у родителей Посмотреть в Интернете Спросить у воспитателя Провести опыты Посмотреть в книгах, энциклопедиях |
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Социально- личностное развитие (социализация, труд, Безопасность) | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу .Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами»,рассказ о коллекциях и музеях ,выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста. | Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел», с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы- хлеборобы», настольно- печатные игры | Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста. |
Художественно- эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка) | Коллаж «Что можно сделать из муки?»,конструирование из бросового материала «Мельница»,изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста «Хлебное поле»,рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,Составление букетов из листьев, колосков. | Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен. | Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб -всему голова»,изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова» |
Познавательно- речевое развитие (коммуникативное познание, чтение) | Экологическая игра «что за чем»,опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи» опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу», чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов. | Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. |
«Хлеб,заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы). | |||
Физическое развитие (здоровье, физкультура) | Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова»,пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы» | Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» | Составление альбома «О пользе хлеба», Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам» |
Презентация проекта «Хлеб –всему голова». Мини-музей «Хлеб-батюшка»
Выводы
- дети владеют информации о злаковых культурах;
-понимание детьми ценности и пользы хлеба;
-знание детей о производстве хлеба;
-умение детей применять трудовые навыки;
-понимание детьми важности труда хлебороба;
-умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;
-проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу
Приложение
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе
«Хлеб - всему голова»
Задачи:
- Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
- Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
- Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приѐмы лепки.
Предварительная работа: знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание
хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Аким «Хлеб растѐт».
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
Рассказать откуда берѐтся хлеб, как его делают, кто его растит и печѐт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Ход:
- Организационный момент.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.
- Актуализация знаний.
Педагог задаѐт вопросы:
- Откуда берѐтся хлеб, который продают в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овѐс).
- Где растѐт хлеб? (в поле)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
- Что дальше происходит с зерном?
С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зѐрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
- Кто сеет хлеб?
- Труден ли труд хлебопашца?
- Как получают муку?
Не гром грохочет, не пальба – Шумят, гудят грузовики, Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки, Гора зерна растет до неба… Гора муки растет до неба…
Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба? Физминутка.
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево) В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!
Педагог предлагает детям пройти на свои места.
- Ребята, а кто печѐт хлеб? (пекари)
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаѐт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится!
В оборот еѐ берут, в порошок еѐ сотрут! (Мука)
Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят По кусочку все съедят. (Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто)
Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины)
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. (Бублик)
Сидит на ложке Свесив ножки? (Лапша)
Состав простой: мука, вода А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия)
При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей. Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всѐ промесить попросили, Но сколько ни месим и сколько, ни мнѐм, Комочки опять и опять достаѐм.
4. Итог занятия
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
В заключении хочу вам прочесть стихотворение. Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны.
Экскурсия в хлебный магазин
Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина. Задачи
- Продолжить формирование понятий — магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей.
- Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
- Проследить их путь от пекарни до покупателя.
- Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.
- Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.
Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу.
Организация детей: до магазина дети идут парами. Их сопровождают два педагога, один из которых находится в начале колоны, второй — в конце. В магазине дети располагаются так, чтобы не мешать продавцам и покупателям, но в то же время все хорошо видеть.
Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.
Методические рекомендации
Воспитатель предварительно договаривается об экскурсии с работниками магазина и приводит детей.
В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного.
Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках. В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.Вернувшись в
детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому. Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
Список использованной литературы
- Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004.
- 40с.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
- Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
- Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
- Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "От зерна до каравая"
Внеурочное мероприятие «От зерна до каравая» помогает детям систематизировать знания о том, как хлеб попадает на стол, знакомит с особенностями выращивания хлеба, с трудом хлебороба....
Проект для средней группы "Моя семья"
ОО "Познание", средняя группа ДОУ...
Презентация "От зерна до каравая"
Презентация к внеурочному мероприятию "Цикл бесед о хлебе. Беседа 2"...
проект в средней группе "В гостях у сказки"
Проект "В гостях у сказки"...
Проект в средней группе «Город для маленьких пешеходов»
Проект по изучению правил дорожного движения в детском садуАвтор: Глебович Инна БорисовнаОписание материала: Предлагаю Вам разработанный мною и проведенный проект средней продолжительности «Горо...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «От зерна до каравая»
На Руси хлеб считался главным богатством. К хлебу русский народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучи...
Экологический проект в средней группе
Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит отналичия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого,требующего ...