План работы кружка "Волшебный крючок"
рабочая программа
Актуальность программы «Вязание крючком» обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ (обучающиеся с нарушением слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС) и др.) в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации. Через изучение декоративно-прикладного творчества (вязание крючком) у детей с ОВЗ развиваются: точность выполнения работы, мелкая моторика рук, художественный вкус, потребность в самосовершенствовании. Кроме того, прикладное творчество обладает привлекательностью и эмоциональностью для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma.dmoyaocx.docx | 46.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ГБОУ «Республиканский центр образования»_______ Протокол № ___ от «___»__________2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Г.Д.Дугаржапова «___» _____________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Республиканский центр образования» ______С.П.Новокрещенных «___»_____________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный крючок»
(вязание крючком)
для начальной школы.
Тип программы: прикладная.
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Класс: 1 - 4
Количество часов: 68ч
Составитель программы: Хамаева Ольга Анатольевна.
первая квалификационная категория.
г. Улан-Удэ
202
«Волшебный крючок» (вязание крючком)
- Пояснительная записка
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами .
Главное место в коррекционно – воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, в связи с этим у детей развивается познавательная деятельность.
Актуальность программы «Вязание крючком» обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ (обучающиеся с нарушением слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС) и др.) в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации. Через изучение декоративно-прикладного творчества (вязание крючком) у детей с ОВЗ развиваются: точность выполнения работы, мелкая моторика рук, художественный вкус, потребность в самосовершенствовании. Кроме того, прикладное творчество обладает привлекательностью и эмоциональностью для обучающихся.
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.
Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Современное искусство вязания крючком было разработано в 16 –м веке в Англии и во Франции. Так же известно о том. Что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.
В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века. Этим рукоделием занимались женщины на посиделках. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности.
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные рельефные узоры. Но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (свитер, шарф, платье), так и отделочных элементов
( воротнички, манжеты, пуговицы) или украшений (салфетки, занавески, покрывала). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных аксессуаров.
Курс обучения вязания крючком планируется на 2 учебных года с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 2 – 4 классов один разв неделю. Практика показывает, что этот возраст наиболее подходит для овладения техникой вязания в силу и физических способностей, и из-за слабо развитой моторики мелких мышц пальцев рук.
Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы вязания крючком и их условные обозначения. На втором году дети осваивают более сложные в технике исполнения изделия.
При обучении данному курсу внедряется проектная деятельность учащихся. Проект это слияние теории и практики, он заключает в себя постановку задачи и её практическое выполнение. Проекты в курсе вязания стимулируют интересы детей, формируют познавательную активность, учат коммуникативности через групповую и парную деятельность..
В конце каждого учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится на кухне (прихватки, грелки на чайник) или на письменном столе (карандашница, футляр для очков, пенал), их можно подарить друзьям и близким.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам вязания. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой вязания.
II Цель программы
Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания крючком.
Задачи программы
- Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.
- Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
- Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.
- Развитие координации движений, ловкости, глазомера.
- Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно- логической).
- Обогащение фантазии и воображения.
- Воспитание коммуникативной культуры учеников
- Воспитание патриотизма, любви к малой Родине, освоение знаний о культуре, традициях, ремеслах Кубани.
- Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.
III Учебно-материальная база
Помещение
Помещением для проведения кружка может служить любой кабинет начальной школы. Он должен быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся. В помещении должен находиться стол руководителя, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, ниток, образцов. У нас занятия проводятся дистанционно.
Методический фонд
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показов приемов вязания, журналы и книги по вязанию.
Материалы и инструменты
Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Основным инструментом является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.
IV Структура проведения занятий
- Общая организационная часть.
- Проверка домашнего задания.
- Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
- Практическое выполнение приемов и образцов вязания.
- Уборка рабочих мест.
Правила безопасности проведения занятий
- Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в футлярах или пеналах.
- Нельзя делать резких движений рукой с крючком.
- Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
- Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.
- Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.
- По окончанию работы все инструменты следует складывать в рабочую коробку, крючки в футляр и убирать вместе с неоконченной работой.
V Содержание программы
1 год обучения - 34 часа
№п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение | 2 | Знакомство с видами крючков и ниток. Изучение правил техники безопасности. |
2 | Знакомимся с узорами вязания | 11 | Обучение учащихся основным приемам вязания: воздушная петля, полустолбик, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами. Отработка выполнения изученных узоров. |
3 | Осваиваем технику вязания | 11 | Выполнение учащимися простых изделий, помогающих освоить технику вязания крючком: круга, квадрата, шестиугольника, треугольника. |
4 | Вяжем для дома | Изготовление кружковцами изделий для дома и кухни: прихваток «Цветок», «Сердце», диванных подушек «Солнышко» и «Божья коровка»,кухонно – настенного панно, грелки на чайник, подставки под горячее. | |
5 | Подарки для друзей и близких | 10 | Выполнение учащимися карандашницы, комнатных тапочек, накидки на стул. |
Итого | 34 |
2 год обучения 68 часов
№п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение | 2 | Повторение о видах крючков и ниток. Закрепление правил техники безопасности. Изучение видов вязания: филейное, тунисское. |
2 | Ажурное вязание | 8 | Освоение учащимися техники ажурного вязания. Изготовление простых ажурных изделий. |
3 | Игрушки - сувениры | 10 | Выполнение детьми игрушек – сувениров. |
4 | Модные вещицы | 8 | Изготовление учащимися шарфа, шапки, пинеток, летней шапочки, сумки. |
5 | Украшаем интерьер | 6 | Выполнение детьми панно и салфеток для украшения своей комнаты, квартиры, дома. |
Итого: | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- О роли трудовой деятельности в жизни человека .
- О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
- Назначение, сферы применения, основные свойства материалов ( ниток, текстиля, пряжи)
- Назначение и применение инструментов ( крючки, ножницы, иглы)
- Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами.
- Условные обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный столбик, колечко.
Уметь:
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
- Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
- Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
- Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
- Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
- Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
- Осуществлять декоративное оформление и отделку связанных изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.
Учебно – методический план
1 год обучения 68 часов
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теоретич занятия | Практич занятия | Выездные мероприятия, встречи, выставки |
Введение | 2 | ||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виды ниток и крючков. | 1 | |||
2 | Подбор ниток. Контрастные цвета. Нитки одной цветовой гаммы. | 1 | |||
Знакомимся с узорами вязания | 11 | ||||
1 | Знакомства с основным узором вязания – воздушными петлями. | 1 | |||
2 | Выполнение воздушных петель. | 1 | |||
3 | Обработка выполнения воздушных петель | 1 | |||
4 | Знакомство с новым элементом вязания – полустолбиком | 1 | |||
5 | Выполнение полустолбиков | 1 | |||
6 | Отработка выполнения полустолбиков | 1 | |||
7 | Знакомство с новым элементом – столбиком с накидом | 1 | |||
8 | Отработка выполнения полустолбиков, столбиков с накидом | 2 | |||
9 | Вязание простых полотен из полустолбиков и столбиков с накидом. | 1 | |||
10 | Настенное панно «Цветы в вазе». | 1 | |||
Осваиваем технику вязания | 11 | ||||
1 | Выполнение учащимися круга. | 2 | |||
2 | Вязание из кольца квадрата | 2 | |||
3 | «Бабушкин квадрат». | 1 | |||
4 | «Бабушкин квадрат». | 1 | |||
5 | «Яблоко»- игрушка крючком. | 2 | |||
6 | «Яблоко»- игрушка крючком. | 2 | |||
7 | Отработка вязания простых полотен. | 1 | |||
Вяжем для дома | 8 | ||||
1 | Вывязывание прихватки «Цветок». | 4 | |||
2 | Вывязывание прихватки «Цветок». | 4 | |||
3 | Вязание диванной подушки «Солнышко». | 3 | |||
4 | Вязание диванной подушки «Солнышко». | 4 | |||
5 | Вязание диванной подушки «Солнышко». | 5 | |||
6 | Вывязывание грелки на чайник «Курочка». | 5 | |||
7 | Вывязывание грелки на чайник «Курочка». | 4 | |||
8 | Вывязывание грелки на чайник «Курочка». | 5 | |||
Подарки для друзей и близких | 2 | ||||
1 | Выполнение карандашницы. | 4 | |||
2 | Выполнение карандашницы | 3 | |||
Итого: | 34 | 34 |
2 год обучения 34 часа
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теоретич занятия | Практич занятия | Выездные мероприятия, встречи, выставки |
Введение | 2 | ||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виды вязания: филейное, тунисское, обычное. | 1 | |||
2 | Филейное вязание на Кубани. | 1 | |||
Ажурное вязание | 8 | ||||
1 | Вязание ажурного узора: «Рогатка» | 1 | |||
2 | Вязание ажурного узора: «Веер» | 1 | |||
3 | Вязание ажурного узора: «Пико» | 1 | |||
4 | Вязание ажурного узора: «Колечко» | 1 | |||
5 | Самостоятельное вязание ажурных узоров. Закрепление | 1 | |||
6 | Вывязывание ажурного воротника для платья. | 1 | |||
7 | Изготовление ажурной косынки из тонких ниток | 1 | |||
8 | Изготовление ажурной косынки из тонких ниток | 1 | |||
Игрушки - сувениры | 10 | ||||
1 | Изготовление игрушки-сувенира «Цыпленок». | 1 | |||
2 | Изготовление игрушки-сувенира «Цыпленок». | 1 | |||
3 | Изготовление игрушки-сувенира «Цыпленок». | 1 | |||
4 | Изготовление игрушки-сувенира «Цыпленок». | 1 | |||
5 | Изготовление игрушки-сувенира «Цыпленок». | 1 | |||
6 | Изготовление игрушки-сувенира «Квакушечка». | 1 | |||
7 | Изготовление игрушки-сувенира «Квакушечка». | 1 | |||
8 | Изготовление игрушки-сувенира «Квакушечка». | 1 | |||
9 | Изготовление игрушки-сувенира «Осьминожка». | 1 | |||
10 | Изготовление игрушки-сувенира «Осьминожка». | 1 | |||
Модные вещицы | 8 | ||||
1 | Вязание футляра для сотового телефона. | 1 | |||
2 | Вязание футляра для сотового телефона. | 1 | |||
2 | Изготовление шапки из шерстяных ниток. | 1 | |||
3 | Изготовление шарфа из шерстяных ниток. | 1 | |||
4 | Изготовление летней шапки из тонких ниток. | 1 | |||
5 | Вязание летней сумки | 1 | |||
6 | Вязание детских пинеток | 1 | |||
7 | Вязание детских пинеток | 1 | |||
8 | Оформление связанных детских пинеток | 1 | |||
Украшаем интерьер | 6 | ||||
1 | Вязание салфетки из тонких ниток. | 1 | |||
2 | Кубанские традиции в украшении дома | 1 | |||
3 | Вязание отдельных элементов цветов. | 1 | |||
4 | Вязание отдельных элементов листьев | 1 | |||
5 | Создание композиции из отдельных элементов цветов и листьев. | 1 | |||
6 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ учащихся | 1 | |||
Итого: | 34 | 3 | 30 | 1 |
Ожидаемые результаты:
- Развитие детского прикладного творчества;
- Формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;
- Развитие у учащихся воображения, мышления, памяти, внимания;
- Пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
- Повышение личностной самооценки;
- Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.
- Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.
- Участие учащихся в различных конкурсах и фестивалях.
VI Методические рекомендации:
Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств. Связать новую оригинальную вещь можно используя, нитки при роспуске старых вещей, вышедших из моды.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебный крючок» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.
Использованная литература для учителя:
- 1.Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», г. Москва «Просвещение» 1992 г.
- П.А.Рудик «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
- С.Ф. Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами» г. Москва «Просвещение» 1992 г.
- Т.И. Ерёменко «Кружок вязания крючком» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
- А.М. Гукасова «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
- М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
- М.В. Максимова «Азбука вязания» г. Москва П.К. «Алтай» 1992 г.
- С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.
Использованная литература для учеников:
- Белякова О.В. « 207дучших подарков своими руками» .Издательство «Лада» Москва 2009 год.
- М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
- С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.
- Журнал «Валя – Валентина». Издатель ЗАО «Импост» с 2007 года по 2012 год
- Интернет –ресурсы:
- 1.http://www.schoolbase.ru - Всероссийский школьный портал.
- Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия
3) «Вязание крючком», мультимедийное программное обеспечение для ПК, издатель «Новый диск». 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ".
МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;
Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...
План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...
План работы профессионального обучающего сообщества План работы профессионального образовательного сообщества учителей начальных классов МОУ СОШ №4 «Центр образования» «Lesson-Study» Смысловое чтение как ресурс для развития ключевых компетенций 21 века
План работы ПОС по смысловому чтению...
Планы работы с учащимися.План участия в мероприятиях для детей федерального, регионального и муниципального уровня 2020-2021 учебный год.
Планы работы с учащимися.План участия в мероприятиях для детей федерального, регионального и муниципального уровня 2020-2021 учебный год....
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...