Занятие внеурочной деятельности в 4 классе "Пасхальная радость"
классный час по орксэ (4 класс)

Слепухова Надежда Викторовна

Занятие внеурочной деятельности, помогающее раскрыть традиции и обычаи праздника Пасхи у русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashalnaya_radost_.docx382.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  внеурочной деятельности на тему:

«Пасхальная радость»

Класс: 4 А  

Учитель: Слепухова Надежда Викторовна

Цель:  расширить знания учащихся о православных традициях русского народа.

Задачи:

  • сформировать     позитивное     отношение    к    христианским     нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа;
  • побуждать детей к изучению духовного опыта народа,
  • воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.

Личностные УУД:  формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ; развить сопереживания к чувствам других людей; учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, наглядно-иллюстрированный, практический.

Предварительная подготовка:  дети рисуют пасхальные куличи,  яйца, изготавливают поделки,  разучивают стихи. В классе оформляется тематическая  выставка поделок и рисунков. Фонограмма с записью колокольного звона.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, кроссворд,  карточки с пословицами, приметами, заготовки для мастер-класса, разноцветные яйца из картона, крашеные яйца, верба,  корзина, выставка творческих работ., венок, ленточки, цветочки.

Ход занятия.

I.Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладошки протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

-Тихо сели. Ребята, мы – единое целое. От работы каждого зависит общее дело, его результативность.

II. Введение в тему занятия

1.Подготовка к восприятию нового материала.

- Я прочитаю отрывок из книги И.С.Шмелёва «Лето Господне», а вы внимательно послушайте и попробуйте определить тему нашего занятия.

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошке – крашеные яйца в корзинах, пунцовые. На пуховых подушках в столовой на диване – чтобы не провалились, - лежат громадные куличи, остывают. Пахнет от них сладким  теплом душистым.»

- Дети, о каком празднике идёт речь?

- Какие чувства вы испытываете в этот праздник?

-Назовите тему занятия.

Приближается  самый большой и главный христианский праздник – Пасха.

-  Сегодня мы собрались, чтобы порадоваться самому светлому христианскому празднику, познакомиться с историей его происхождения, с  украшениями  и атрибутами праздника, узнать о традициях этого праздника.

2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений.

- А что вы знаете об этом православном празднике? (Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда весной, но никогда не бывает в одно и тоже число. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление».)

- В этот день всё человечество получает надежду на спасение, потому что Христос воскрес.

 - Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? (Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха — это празднование воскрешения Иисуса Христа.)

-  А какие обычаи этого праздника вы знаете?

- А как в вашей семье отмечается этот праздник? Расскажите.

3. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

Я предлагаю вам внимательно посмотреть  видео об этом празднике, после которого вы будете выполнять задание. Будьте внимательны.

  • Просмотр видеоролика о Пасхе.

- Сейчас проверим, как внимательно вы смотрели видеофильм. Я  предлагаю дружно поработать в группах и разгадать кроссворд.

  • Работа в группе «Кроссворд»

Кроссворд пасхальный «Христос воскрес»

(смотри Приложение 1 )

Ключевые слова: 1 группа - ХРИСТОС

                                 2 группа - ВОСКРЕС

Проверка

- Когда мы слышим эти торжественные слова?

- А  что нужно произнести в ответ?

Чтец 1:

Христос воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он - весь смиренье, весь - любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел - искупитель!

Чтец 2:

Христос воскрес! Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И за святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!

Чтец 3:

Христос воскрес! Он возвестил,

Что на земле все люди - братья,

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

- Кто такой Иисус Христос? (Сын Божий)

- Что в переводе означает слово «Иисус»? (Бог Спасает)

 -  Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (На крест Он пошёл ради спасения людей)

- От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (от зла, жестокости, от греха, проклятия и смерти)

- А что означает слово «воскресение»? (день возникновения жизни)

- Тогда подумайте и  скажите мне, пожалуйста, что такое Пасха?(Воскресение Иисуса Христа)

-А что предшествует Пасхе? (Великий пост)

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом.

- Ребята, как вы понимаете, что такое пост? (Это время молитвы и покаяния, когда каждый верующий должен испросить у Господа прощение своих грехов)

- Как нужно вести себя во время поста?(В дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвятить молитве, добрым делам)

- Чем отличается пост от праздника?

 Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила.

- Для чего нужно соблюдать пост? (происходит осмысление жизненных ценностей, духовная и телесная подготовка к Великому Воскресению)

- После длительного поста православные люди разговлялись пасхальным куличом, который занимал центральное место на праздничном столе. Почему?

В Евангелие от Луки сказано, что Иисус Христос взял хлеб, разломил на куски и отдал своим ученикам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; Сие творите в Мое воспоминание» С того времени этот обычай перенесли в православные семьи.

-На нашей выставке есть пасхальный кулич, который Владислав Шайд изготовил своими руками. Владик, расскажи, почему ты выбрал такую работу?

- Почему рядом с пасхальным куличом мы видим веточку вербы?

- Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье.

- Что вы знаете о вербном воскресенье? (ответы детей)

(Вербное воскресенье мы отмечаем за неделю до Пасхи.

Согласно преданию, именно в этот день сын Божий Иисус Христос въехал в Иерусалим. Жители встречали своего долгожданного гостя веточками олив. Но, у нас это дерево не растёт, и его прекрасно заменила верба – именно ее освещают в церкви в вербное воскресенье. )

        - В давние времена священные ветки хранились за образами целый год. Освятив вербу, хозяин возвращался в дом и легонько ударял всех домочадцев, приговаривая: «Не я бью, бьёт верба!». Больше всего от вербы доставалось детям – чтобы росли здоровыми, слушались родителей и хорошо учились.

- Что вы знаете о подготовке к празднику Пасха? Как православные готовятся к этому дню?

-        В народе считалось, что в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения, сам Христос спускается на землю и ходит по городам. Люди раздавали угощение нищим, потому что одним из них мог быть сам Иисус.

- На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

- В какие игры можно поиграть на пасхальной неделе? (ответы детей)

- Сейчас и мы поиграем. От каждой команды приглашаю по 1 человеку. С нашей выставки мы возьмём 2 пасхальных яйца. Даём каждому игроку. Один игрок прячет оба яйца за спиной. Задача другого – отгадать, в какой руке находится его яйцо. Если угадал, забирает себе оба яйца, если нет, яйца забирает ведущий.

- А сейчас мы с вами заполним пасхальную корзину своими эмоциями и чувствами. Эту корзину изготовил Должиков Михаил. Миша, расскажи, какие чувства переполняли тебя, когда выполнял эту работу? Я предлагаю вам на листочках написать,  что вы чувствуете в день Пасхи. Напишите 1 слово на пасхальном яичке.  Давайте заполним нашу корзину.

  • Физминутка
  • Просмотр видеоролика о пасхальном яйце

-  Традиционно на Пасху красят яйца  и  пекут куличи. Крашеные яйца, как и сам праздник Пасхи, символизирует перерождение, победу живого над мертвым.

Поэтому в день Воскресения Христова оно и появляется в пасхальных корзинах каждого верующего.

- Давайте подумаем и попробуем угадать, что обозначает каждый цвет крашеного пасхального  яйца      Рассуждают дети

Красный цвет – ( кровь Христова, пасхальная радость и торжество, знак счастья;)

Желтый  – (знак солнца;)
Зеленый цвет
 – (знак жизни; )

Голубой цвет – (знак неба;)
Синий цвет – (цвет ночи и таинства;)

Коричневый цвет – (цвет земли.)

-Почему важно было окрашивать яйца в определённый  цвет?

- Конечно, в наши дни в пасхальных корзинах мы можем видеть искусно расписанные яйца, с разными украшениями. Обратите внимание на нашу творческую выставку. Илья Лазовский вместе с мамой изготовили вот такую работу «Пасхальное яйцо». Илюша, расскажи, почему ты изготовил такое изделие? Какие чувства ты испытывал, когда выполнял эту работу?

 - Крашеное  яичко создало вокруг себя, в нашем народе, множество разного рода поверяй и суеверий.

  • Приметы на Пасху. Дети читают по очереди.

- Представители каждой группы, познакомьте нас, пожалуйста, с этими приметами.

1 гр.  «Какова погода в Чистый четверток – такова и на Вознесенье».

«Яйцо, спрятанное в хлеву, спасает от болезней скот, увеличит надои молока»

2 гр.  «В полночь на Страстной четверг ворон кусает своих детей и отделяёт их от старого гнезда, отпускает на новое хозяйство».

«Считалось, что пасхальное яйцо, зарытое на огороде или на поле, обеспечит плодородие и богатый урожай».

Мир человека и мир природы тесно переплетались и имели единую связь.

- Запомните эти приметы и присматривайтесь.

  • Работа в группе  «Собери пословицу»

- Возьмите в руки таблицы. Мы поработаем в группе. Посоветуйтесь и соедините начало и конец пословицы.

Дорого яичко        

лучшие куличи!        

На здоровье кушай —      

в Праздник погуляем.

В будни поработаем —    

никого не слушай! На то и праздник!      

У нас в печи —    

к Христову дню.    

Проверка. Объясните значение первой пословицы.

II. Практическая часть. Мастер – класс «Пасхальный ангел»

Чтец 4:

Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

- На пасхальной неделе принято дарить друг другу подарки. Я предлагаю вам сделать своими руками подарок родному человеку «Пасхальный ангел»

Этапы работы:

  1. https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/70196_662e908437806bc7594e15d5a0380fc2.png.jpgРаскрасить рисунки
  2. https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/70196_85032f95d2d425be01e1b01113c35c48.png.jpgНаклеить на заготовку, раскрасить нимб
  3. https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/70196_8107b83abdf6d0212d17141dd57dc8a2.png.jpgНарисовать лицо и раскрасить Ангела
  4. https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/70196_a50338958142dcfceec2d107f505ae55.png.jpgСклеить

- Ребята, поднимите вверх ваших Ангелочков, покажите друг другу и поставьте на край стола.

III.  Закрепление.

- Люди были полны жизни, радости. По старинному русскому обычаю всю пасхальную неделю любой добрый христианин мог пройти на колокольню и позвонить в колокола – в честь большого праздника, повсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение. 
(звучит колокольный звон) 

Чтец 5:

Христос воскрес! - всего два слова,

Но благодати сколько в них!

Мы Неземным блаженством снова

Озарены в сердцах твоих.

Чтец 6 

Заветом благостных Небес

Звучит нам песня Воскресенья, -

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Чтец 7:

Из года в год,

Из века в век

Передается истина:

Услышит каждый человек

«Христос Воскрес воистину»

IV. Подведение итогов занятия. 

    - О каких традициях праздника Пасхи вы узнали?

    - Что является главным предметом  праздника?

    - Почему именно яйца являются украшением пасхального стола?

V. Рефлексия

-Я предлагаю вам, ребята, украсить пасхальный венок ленточками,  цветами и яичками. Если занятие прошло для вас интересно, и вы узнали много нового, прикрепите цветную ленточку или цветок. А, если вам было скучно, неинтересно и знаний никаких не получили, то прикрепите белое яйцо.

        - Спасибо, ребята, за работу. Занятие окончен

Приложение 1

Задания для 1 группы:

1. В светлый день Пасхи принято всей семьей ходить в …, чтобы принести домой пасхальный огонь, осветить куличи и воздать хвалу Господу.(храм)

2. Именно на этот весенний месяц чаще всего попадает празднование Пасхи. (апрель)

3. Сладкий белый хлеб, приготовленный к Пасхе. (кулич)

4. Ее принято зажигать не только в дни рождения, но и в этот светлый праздник, ведь она является частью пасхального огня.(свеча)

5. У верующих  - это воздержание от пищи на определенный срок.  Перед Пасхой устанавливается весенний семинедельный…. (пост)

6. Оно является обязательным атрибутом пасхального стола. (яйцо)

Задания для 2 группы:

1. Из этого молочного продукта делают настоящую пасху.(творог)

2.  Одной из русской традиции является дарить друг другу при встрече именно это проявление радости, любви к ближнему. Чаще всего их бывает 3, а называется этот обычай – христосоваться. (поцелуй)

3.  Сладкое творожное кушанье в форме пирамиды, приготовляемое к великому христианскому празднику.(пасха)

4.  Разносит подарки на Пасху пасхальный заяц или …(кролик)

5.  На страстной неделе этот день недели носит название Чистый, принято в этот день печь куличи и пасхи, красить яйца.(четверг)

6.  И Петр, и Фома, и Иоанн и даже Иуда были апостолами Иисуса Христа, т.е. его … (ученик)

        

Приложение 2

Дорого яичко        

лучшие куличи!        

На здоровье кушай —      

в Праздник погуляем.

В будни поработаем —    

никого не слушай! На то и праздник!      

У нас в печи —    

К  Христову дню..    


Дорого яичко        

лучшие куличи!        

На здоровье кушай —      

в Праздник погуляем.

В будни поработаем —    

никого не слушай! На то и праздник!      

У нас в печи —    

К  Христову дню..    


Приложение 3

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/70196_081e74442bdca1f6be8e029e98b5a7c8.png.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/70196_6f915fd1a8d0ba9a4f03e83bb22f5231.png.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/70196_c1862bd35925d65af3f9b5d022a68a32.jpg.jpg

.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандарт­ные решения, умение выбирать проф...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Дарим людям красоту и радость» Тема: « Волшебная бумага. Игрушки – дергунчик »

Цель: Создать условия для изготовления игрушки – дергунчика.          Планируемые результаты:Универсальны учебные действия (УУД)• Развитие ...

Занятие внеурочной деятельности «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

Мероприятие построено в форме беседы-викторины, где каждый этап сопровождается интересным и увлекательным заданием....

"РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ» В 4 КЛАССЕ., авторская статья

Значимую роль в духовном и нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Обычаи и традиции христианских   праздников являются неотъемлемой частью культурологической соста...

Занятие внеурочной деятельности «Пасха радость нам несёт»

Занятие внеурочной деятельности «Пасха радость нам несёт»Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с многообразием произведений устного народного творчества, русским фольклор...