Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Ступеньки к здоровью»
рабочая программа
Программа курса «Ступеньки к здоровью» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа курса включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся с ОВЗ, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupenki_k_zdorovyu.docx | 69.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа внеурочной деятельности
учителя Ериной Ю.Н.
по спортивно - оздоровительному направлению «Ступеньки к здоровью» 6 Б класс
2022-2023 учебный год
Саранск 2022
Содержание
Введение
I. Целевой раздел………………………………………………………………...3
I.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
II. Содержательный раздел………......................................................................5
II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности…………………….5
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности…………………...6
II.3. Содержание программы внеурочной деятельности…………………….7
III. Организационный раздел…………………………………………………..9
III.1 Календарно-тематическое планирование………………………………..9
III.2 Список литературных источников……………………………………...12
Введение
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Программа курса «Ступеньки к здоровью» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа курса включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся с ОВЗ, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования являются:
∙ Закон Российской Федерации «Об образовании»;
∙ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
∙ О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.
«Ступеньки к здоровью» - программа для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Цель данной программы – укрепление здоровья детей.
Основные задачи:
- повысить уровень двигательной активности;
- способствовать физическому, психическому развитию детей;
- развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность;
- вызвать интерес к занятиям «Ступеньки к здоровью», позволить детям ощутить красоту и радость движений;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
В условиях развития двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
Формы организации занятия: Содержание занятий направлено на развитие у учащихся с ОВЗ негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Программа предполагает, как групповые занятия: игра, праздники, викторина.
Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие нравственных и эстетических качеств, формирование устойчивой мотивации у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, рациональное использование свободного времени, активный отдых.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год (33 учебных недели), разработана для обучающихся 6 класса.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты внеурочной деятельности
В результате освоения курса внеурочной деятельности у учащихся с умственной отсталостью формируются следующие определенные личностные результаты:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
II.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности
К концу учебного года у учащихся результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
- понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
- знать названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
- знать правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
- знать правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
- понимать терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
- выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
II.3. Содержание программы внеурочной деятельности
1. Школа-наш второй дом.
Обучение в школе, что оно несёт нам. Какие перспективы открывает школа перед человеком. Учимся, чтобы стать грамотным, принести пользу нашей Родине. Родословная семьи, знать своих предков хотя бы до четвёртого колена, малая родина, то место, где родился человек. Осознавать дошкольное прошлое и будущее (построение перспектив). Кем хочет стать, что для этого надо. Плохое и хорошее настроение, от чего зависит оно. Что надо делать, чтобы настроение было хорошим. Общение. Что надо, чтобы людям было приятно общаться с тобой.
2. Я и моё здоровье.
Для чего нужно мыть фрукты, овощи, как правильно употреблять в пищу продукты питания. Как нужно относиться к своему здоровью. Научиться этикету за столом. Правильно. Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота. Раскрыть причины болезней. Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. В каком возрасте нужно учиться плавать, правила безопасности на воде. Потребность расти здоровым. Лечебные учреждения, какие бывают врачи. Как организм себя защищает, как укреплять защитные функции организма, опасные инфекции, переносчики инфекции, вакцины. Аллергия на лекарства.
3. Спорт-это здорово!
Что такое подвижная игра? Понятие правил игры. Русские народные игры. Релаксационные игры. Подвижные игры на быстроту. Групповые игры. Игры русского народа. Игры на свежем воздухе. Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа, её устройство, травмы и заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, как устроен зуб, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми. Устройство системы пищеварения, продукты наиболее полезные растущему организму. Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным. Почему мы простужаемся, простейшие способы закаливания. Что надо знать о лекарствах, как ими пользоваться.
4. Правила на всю жизнь.
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности. Правила безопасность на улице, подвижные игры. Игры.
5. Мир вокруг меня, и я в нём.
Человек неповторим. Твоя семья, её состав. Взаимопомощь в семье. Твоя помощь семье. Обязанности членов семьи. Как происходит общение людей, для чего это нужно. Как надо вести себя в школе, от чего зависит настроение в школе, как его улучшить. Чем лучше заняться после школы. Вредные привычки, что мы о них знаем. Последствия курения для организма. Что значит одеваться со вкусом, как одеваться в определённых случаях. Хорошо ли ведут себя дети в школьной столовой, дома в гостях, сервировка стола, правила поведения за столом. Умеем ли мы правильно говорить, обращение к людям, над чем нельзя шутить и смеяться.
III. Организационный раздел
III.1 Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю; 33 часа в год)
№ | Тема | Кол-во часов | Личностные результаты | Дата |
Школа- наш второй дом 4 ч. | ||||
1 | Правила поведения в школе. Подвижная игра «Гуси-лебеди». | 1 | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | |
2 | Я – ученик. Правила поведения на перемене. Подвижные игры «У медведя во бору» | 1 | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | |
3 | Мой внешний вид – залог здоровья. Игра «Краски» | 1 | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | |
4 | Я пришёл из школы. Какое Настроение? Подвижные игры «Палочка-выручалочка» | 1 | Активно включаться в общение. | |
Я и мое здоровье 10 ч. | ||||
1 | Что такое здоровый образ жизни? Подвижная игра «Большой мяч» | 1 | Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жтзни | |
2 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Подвижные игры «Мышеловка». | 1 | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | |
3 | Вредные привычки. Подвижные игры «Филин и пташки» | 1 | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | |
4 | Советы Доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Подвижные игры «Паровозик» | 1 | Активно включаться в общение. | |
5 | Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство! «На одной ноге» | 1 | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | |
6 | Чтобы уши слышали Подвижные игры «Веселый бег». | 1 | Активно включаться в общение. Умение доказывать свою точку зрения. | |
7 | Чтобы зубы были здоровыми. Подвижные игры «Пчёлы и медведи» | 1 | ||
8 | Знакомство с доктором Здоровая Пища. Копилка витаминов Подвижные игры «Собери урожай» | 1 | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | |
9 | Знакомство с полезными продуктами. Культура поведения во время приема пищи. Подвижные игры «Принеси мяч» | 1 | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | |
10 | Почему мы болеем? Причины и признаки болезни. Эстафета по кругу | 1 | Активно включаться в общение. | |
Спорт- это здорово! 10 ч. | ||||
1 | На зарядку становись! (разучивание упражнений утренней гимнастики) | 1 | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | |
2 | Урок-игра «Энергия на весь день» | 1 | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | |
3 | Я выбираю движение. Подвижные игры на воздухе. | 1 | Организовывать и проводить со сверстниками игры. | |
4 | Спортивные игры и эстафеты. «Дальше, быстрее, выше» | 1 | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | |
5 | Равновесие. Упражнения в равновесии. Игры «Охота на тигра», «Дриблинг» | 1 | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | |
6 | Ходьба на носках и пятках. Игры на свежем воздухе. | 1 | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | |
7 | Ходьба в полуприсяде и присяде. Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята» | 1 | Активно включаться в общение. | |
8 | Игры разных народов. «Волк и ягнята», «Стадо» | 1 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре др. народа. | |
9 | Виды спорта. Подвижная игра «Космонавты» | 1 | Организовывать и проводить со сверстниками игры. | |
10 | Обобщение по разделу. Игра «По тропинке здоровья». | 1 | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | |
Правила на всю жизнь 6 ч. | ||||
1 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | ||
2 | Гимнастика для глаз. Комплекс | 1 | Активно включаться в общение. | |
3 | Воспитание здоровых привычек. Подвижные игры «Через ручеёк» . | 1 | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | |
4 | Гигиена позвоночника. Сколиоз | 1 | Формировать чувство гордости за свою Родину, формирование ценности многонационального российского общения. | |
5 | Шалости и травмы | 1 | Владеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |
6 | Слагаемые здоровья | 1 | Активно включаться в общение. | |
Мир вокруг меня, и я в нем 5 ч. | ||||
1 | Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. | 1 | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | |
2 | Мы пешеходы и пассажиры «Большой мяч» | 1 | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | |
3 | Мой путь домой. Викторина по ПДД. Подвижные игры «Попади в след» | 1 | Активно включаться в общение. | |
4 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | |
5 | Чему мы научились за год. | 1 | Проявлять способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. |
III.2. Список литературных источников
Основная литература:
1. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2008 г.
2. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение»,2005 г.
3. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение»,2008 г.
4. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г.
Дополнительная литература:
1. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 2005г.
2. Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 2006 г.
3. Семенов С. С. Городки.- М., 2005 г.
4. Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 2008 г.
5. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Приложение 1
Правила игр
1. Бессюжетные игры.
«Вороны и воробьи».
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки».
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Паровозик».
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.
«Белые медведи».
Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются «запятнать» бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т. д., и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.
«На одной ноге».
Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.
«Петушиный бой».
Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.
«Веселый бег».
Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.
«Попади в след».
На полу рисуется три пары следов. Дети делятся на команды. Перед каждой командой по три пары следов. Необходимо прыгая точно попадать в след. Побеждает та команда, дети которой будут точнее.
«Землемеры».
На площадке проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12-15 м. Играющие делятся на две команды и располагаются с гимнастическими палками на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил.
2. Игры – забавы.
«Охота на тигра».
Для проведения этой игры требуется мишень – фанерный щит, на котором нарисована голова свирепого тигра, а в пасти вырезано круглое отверстие. Необходимо иметь 5 теннисных резиновых мячей. Задача играющих с 4-5 шагов попасть мячом в отверстие – пасть. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.
«Донести рыбку».
Дети делятся на две команды. На линии старта двум игрокам вручается по две удочки длиной в 1 метр. На конце каждой удочки кладется фанерная рыбка. Удочки держатся одна в правой руке, другая – в левой. Участники должны пронести и опустить «рыбок» в спасательный круг, который находится на линии старта на расстоянии 8-10 метров. Играющие начинают движение одновременно по сигналу судьи. Уронивший «рыбку» должен тут же положить ее на удочки и двигаться дальше. Выигрывает та команда, которая раньше опустит «рыбок» в круг.
«Черепаха-путешественница».
Для этой эстафеты каждой команде понадобится пластмассовый таз. Направляющий становится на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до кегли и обратно, не потеряв при этом свой «панцирь» - таз. Когда игрок «доползет» до старта, с него снимают «дом» и устанавливают его на спину другого участника. Выигрывает та команда, которая быстрее преодолеет предложенный путь.
«Собери орехи».
Дети делятся на команды. Каждой из них даются по 5 обручей и по 1 волейбольному мячу. Обручи кладутся на пол. Причем они могут лежать не по прямой линии. Задача каждой «белки»: пронести «орех» - волейбольный мяч, прыгая с «дерева на дерево» (из обруча в обруч), до отметки и обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Побеждает та команда, которая быстро и без потерь перенесет «орехи».
«Повяжу я шелковый платочек».
Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10-15 надувных шаров, которые разрисованы под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та команда, которая быстрее повяжет платочки.
«Дриблинг».
Делим класс на две команды. Они разыгрывают между собой эстафету с воздушными шарами. Вести шар к финишу можно только ударяя его об пол, т. е. дриблингом. Побеждает команда, все игроки которой проведут шар к финишу и обратно раньше своих соперников. В команде может быть от пяти до десяти человек.
«Пролезь сквозь мешок».
Команды выстраиваются в колонну по одному лицевой линии волейбольной площадки. На линии нападения учитель и его помощники держат мешки без дна, другой край мешка закреплен на обруче. По сигналу игроки поочередно пролезают сквозь мешок, обегают кегли возвращаются обратно с правой стороны.
3. Народные игры (учащихся класса).
Русская народная игра «Краски».
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Русская народная игра «Стадо».
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки.Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.
Таджикская народная игра «Горный козел».
Играющие собираются на площадке. Двух, трех детей назначают охотниками, а остальные – «горные козлы». Дети, изображающие «горных козлов», ходят или бегают по площадке. По сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (салят их мячиками). Осаленный «горный козел» садится на скамейку. Это означает, что он пойман.
Правила игры: В одного игрока могут бросить мяч сразу два охотника.
Украинская народная игра «Хлебчик».
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.
- Пеку-пеку хлебчик! (Кричит хлебчик)
- А выпечешь? (Спрашивает последняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком.
Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.
Чеченская народная игра «Игра в башню».
На площадке чертится квадрат размером 50х50. От квадрата на расстоянии 1.5-2 м проводится черта – это первый полукон, от полукона чертятся еще 6 линий – полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см., диаметром 5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т. е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает подбежать к квадрату и произнести слово «Башня!», он становится играющим, а играющий – водящим.
Если же раньше к квадрату подбежал играющий и успел сказать «Башня!», он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т. е. на первую черту от квадрата.
Правила игры: Промах считается потерей хода.
Дагестанская народная игра «Достань шапку».
Игроки делятся на две команды, до 10 человек в каждой. На расстоянии 10-15 м. находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, четвертые – в полуприседе и т. д.
Правила игры: Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок.
Бурятская народная игра «Волк и ягнята».
Выбираются: один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы вас всех съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а «овца» загораживает их.
Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Казахская народная игра «Конное состязание».
Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок – конь – вытягивает руки назад – вниз, второй – наездник – берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым «прискакавший» к финишу, должен подпрыгнуть и достать платок, подвешенный на стойке.
Правила игры: Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник.
4. Любимые игры детей.
«Увернись от мяча»
На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.
«Сильный бросок»
Дети делятся на команды. Команды стоят в шеренге в 20-30 м. друг от друга. Посередине лежит баскетбольный мяч. Игроки бросают малые мячи в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой это удается, побеждает.
«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету».
«Второй лишний»
Все желающие играть образуют круг. С внешней стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.
«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
«Большой мяч»
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадет в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч, они перекатывают его ногами.
«Шлепанки»
Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирается водящий. Он выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью). Число отбиваний перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.
«Прятки»
Дети идут играть в парк. Играющие оговаривают, где можно прятаться. Образуем две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. Дальше игроки меняются ролями. Нужно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков. (Например, досчитав до 10).
«Перехватчики»
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
«Мельница»
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее двух метров друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Приложение 2
Советы к проведению подвижных игр
Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучшему общению детей.
Подвижная игра всегда требует от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижной игры – ее творческий и соревновательный характер. В ней проявляется умение действовать вместе с коллективом в меняющихся условиях. Каждая подвижная игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Не стоит в начале ограничиваться дежурной фразой: «А сейчас мы поиграем в …» Организуя подвижную игру, помните, что лучше, если Вы будете в них участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом Вы покажите действия, т. е. создадите образ предстоящей игры. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте комментарий происходящего и покажите, в чем ошибка. В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны. Подбадривайте ребят. Не упустите момент, когда игру лучше завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, приготовьте его заранее. Хорошо подумайте, где Вам лучше организовать игру. Пусть это будет удобное и безопасное место. Часто для проведения игр надо разбиться на команды, держите для этого несколько оригинальных считалок.
Считалки:
- Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
- Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить!
- Колокольчик всех зовет,
Колокольчик нам поет
Звонким, тонким голоском:
Динь-бом, динь-бом!
Выходи из круга вон!
- Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты!
- Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
- Раз, два, три, четыре, пять, -
Мы сейчас хотим играть.
«Да» и «нет» не говорить –
Все равно тебе водить!
- Тара-Мара
В лес ходила,
Шишки ела,
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре отдадим!
- Солнце спряталось за гору,
Зайка в лес,
А мишка в нору.
Кто остался на виду –
Убегай,
Водить иду!
- Эй, Иван,
Полезай в стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон!
- (На кулаках)
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею малы дети.
Кук-мак,
Кук-мак,
Убирай один кулак!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья», поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Расти здоровым"
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровья» для учащихся
Рабочая программавнеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Уроки доктора Здоровья» для учащих...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для детей с умственной отсталостью....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Ступеньки здоровья" 1 класс
содержание формы работы ктп...