Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух»
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для детей с умственной отсталостью.
Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivno-ozdorovitelnoe_napravlenie.docx | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 116/1 от «31» августа 2018 г. ДИРЕКТОР: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28 » августа 2018 г. руководитель МО: _______ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«В здоровом теле – здоровый дух»
на 2018- 2019 учебный год
реализуется в 3 - х классах
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
Смоленск 2018 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, спортивные праздники).
Программа внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, гармоническое развитие личности обучающегося, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом.
Цели и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «в здоровом теле – здоровый дух» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
- представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
3. Воспитание:
- целеустремленности и настойчивости
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание данной программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Основные личностные результаты внеурочной деятельности
по программе «В здоровом теле – здоровый дух»:
- осознание себя как члена общества,
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни,
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух»:
- Личностные БУД:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения;
- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
2. Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
- социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» обучающиеся получат возможность узнать:
- основные вопросы гигиены;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
Получат возможность научиться:
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать «полезные» и «вредные» продукты;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- отвечать за свои поступки;
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 3 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями умственно отсталых обучающихся и рассчитана на проведение 1 раза в неделю по 40 минут, всего – 33 часа.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Содержание программы «В здоровом теле – здоровый дух»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 8 разделов:
- «Вот мы и в школе»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона значение утренней гимнастики для организма;
- «Моё здоровье в моих руках»: соблюдение режима дня, влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха;
- «Я и мой организм» профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, закаливание организма;
- «Обеспечим безопасность»:правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях;
- «Игровая психотерапия»:снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости от окружающих
- «Правильное питание»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи;
- «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Содержание разделов программы:
Раздел 1. «Вот мы и в школе» – 5 часов
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1. Я – ученик. Оздоровительная минутка. Просмотр презентации «Правила поведения в школе» Игра «Знаешь ли ты правила?»
Тема 2. Дорога к доброму здоровью. Вступительное слово учителя. Решение задач в стихах на тему «Ты и твоё здоровье». Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Доскажи словечко»
Тема 3.Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Инсценировка сказки-зарядки «Колобок» и «Репка» Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки. Заучивание стихов «Зверская» зарядка»
Тема 4. Дорога от дома до школы и от школы до дома. Составление индивидуальных наиболее безопасных маршрутов движения
Тема 5. Перемена с увлечением. Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Перемена». Разучивание игр «Совушка». Викторина «Я – ученик».
Раздел 2. «Моё здоровье в моих руках» –5 часов
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема 1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Знакомство с режимом дня первоклассников. Просмотр презентации. Работа с пословицами. Игры на развитие чувства времени.
Тема 2. Познай и оцени себя.Знакомство с самим собой. Самооценка. Какая она бывает? Анализ ситуаций. Упражнения на выявление самооценки и на её повышение.
Тема 3. Времена года «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку». Работа с кроссвордом. Характерные признаки каждого времени года. Когда появилась одежда. Игра «разбери вещи»
Тема 4.Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек».Знакомство с сезонными изменениями в природе. Работа с загадками. Игры на свежем воздухе «Третий лишний», «Совушка»
Тема 5.Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.
Подвижные игры на воздухе. Беседа «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
Раздел 3. «Я и мой организм» – 6 часов
Профилактика нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, закаливание организма.
Тема 1.Глаза – главные помощники человека. Беседа об органах зрения. Презентация Знакомство со строением глаза. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 2.Чтобы уши слышали.Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.
Тема 3.«Красивая осанка – это красиво». Беседа по теме. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 4.«Ухаживай за своими руками и ногами».Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 5. «Чтобы зубы были крепкими».Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…» Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практикум «Чистка зубов» Памятка «Как сохранить зубы». Творческое задание «Нарисовать рисунок зубной щётки будущего»
Тема 6 «Закаливание». Беседа о воде, советы воды; беседа о воздухе. Народная мудрость, пословицы и поговорки. Памятка «Советы Мойдодыра»
Раздел 4. «Обеспечим безопасность» – 5 часов
Правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях.
Тема 1. «Откуда берутся болезни, почему заболели ребята». Работа над стихотворением С. Михалкова “Грипп”. Оздоровительная минутка. Игра “Кто больше знает? ”Беседа о профилактике болезней».
Тема 2. Правила поведения в случае болезни.Лекарства – друзья, лекарства – враги. Просмотр презентации.
Тема 3. «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность». Просмотр презентации. Викторина.
Тема 4. «Берегись пожара».Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья».Выявление причин возникновения пожара. Работа над стихотворением С.В. Михалкова «Дядя Стёпа». Знакомство с правилами поведения при пожаре. Знакомство с правилами предупреждения пожара.
Тема 5. Правила дорожные знать каждому положено. Знакомство со знаками. Работа с памяткой «Это должен знать каждый» Игра «Красный, жёлтый, зелёный»
Раздел 5. «Игровая психотерапия» – 3 часа
Снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости от окружающих
Тема 1. Снятие состояния психического дискомфорта. Оздоровительная минутка. Игра «Волшебная шкатулка».
Игра «Тух-тиби-дух!» Комплекс упражнений для снятия состояния психического дискомфорта.
Тема 2. Учимся правильно себя вести. Просмотр презентации. Беседа
Тема 3. Говорим добрые слова друг другу. Викторина «По дорогам сказки». Анализ ситуаций. Игра «Ручеёк». Игра «Комплимент». «Мир моих увлечений».
Раздел 6. «Правильное питание» – 3 часа
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах.
Тема 1. Как и зачем мы питаемся.Беседа «Питание – необходимое условие для жизни человека». Работа со схемой «Съедобный конструктор»
Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжисказку».
Тема 2. Культура питания. Полезные и вредные продукты. Беседа «Как правильно есть» Ролевая игра «Как правильно вести себя за столом» Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»
Тема 3. Витаминная тарелка на каждый день. Коллективное составление панно "Кладовая витаминов. Работа с загадками. Работа с цифровым микроскопом. Рассказ о витаминах. Игра на внимание. Викторина «Что растёт на грядке?»
Коллективное составление панно «Кладовая витаминов».
Раздел 7. «Я и моё ближайшее окружение» – 3 часа
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Тема 1. Школа вежливости. Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 2. Вредные и полезные привычки. Беседа «Мой внешний вид – залог здоровья». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 3. «Я б в спасатели пошел». Конкурс «Назови профессию» Игра на внимание. Развивающая игра «Кто как работает?» Тест «Ты и я».
Раздел 8. «Вот и стали мы на год взрослей» – 3 часа
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Тема 1. Опасности летом (просмотр видео фильма). Солнечный и тепловые удары. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Первая доврачебная помощь.
Тема 2. Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» Викторина «Полезная десятка». Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка». Беседа об ядовитых растениях.
Тема 3. Марафон здоровья. Спортивный праздник.
Календарно-тематическое планирование по программе
«В здоровом теле – здоровый дух»
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
I четверть – 9 часов | ||||
Раздел 1. «Вот мы и в школе» – 5 часов | ||||
1. | «Я – ученик». | 1 | 4.09 | |
2. | «Дорога к доброму здоровью» | 1 | 11.09 | |
3. | «Здоровье в порядке - спасибо зарядке» | 1 | 18.09 | |
4. | «Дорога от дома до школы и от школы до дома». | 1 | 25.09 | |
5. | «Перемена с увлечением». | 1 | 2.10 | |
Раздел 2. «Моё здоровье в моих руках» – 5 часов | ||||
6. | «Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим». | 1 | 9.10 | |
7. | «Познай и оцени себя». | 1 | 16.10 | |
8. | «Времена года» «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку» | 1 | 23.10 | |
9. | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». | 1 | 30.10 | |
II четверть – 7 часов | ||||
1. | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим. Подвижные игры на воздухе. | 1 | 13.11 | |
Раздел 3. «Я и мой организм» – 6 часов | ||||
2. | «Глаза – главные помощники человека». | 1 | 20.11 | |
3. | «Чтобы уши слышали». | 1 | 27.11 | |
4. | «Красивая осанка – это красиво». | 1 | 4.12 | |
5. | «Ухаживай за своими руками и ногами». | 1 | 11.12 | |
6. | «Чтобы зубы были крепкими». | 1 | 18.12 | |
7. | «Закаливание». | 1 | 25.12 | |
III четверть – 9 часов | ||||
Раздел 4. «Обеспечим безопасность» – 5 часов | ||||
1. | «Откуда берутся болезни, почему заболели ребята» | 1 | 15.01 | |
2. | «Правила поведения в случае болезни. Лекарства – друзья, лекарства – враги». | 1 | 22.01 | |
3. | «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность». | 1 | 29.01 | |
4. | «Берегись пожара». | 1 | 5.02 | |
5. | Правила дорожные знать каждому положено. | 1 | 19.02 | |
Раздел 5. «Игровая психотерапия» – 3 часа | ||||
6. | Снятие состояния психического дискомфорта. | 1 | 26.02 | |
7. | Учимся вести себя правильно. | 1 | 5.03 | |
8. | Говорим добрые слова друг другу. | 1 | 12.03 | |
Раздел 6. «Правильное питание» – 3 часа | ||||
9. | «Как и зачем мы питаемся». | 1 | 19.03 | |
IV четверть – 8 часов | ||||
1. | «Культура питания. Полезные и вредные продукты». | 1 | 2.04 | |
2. | «Витаминная тарелка на каждый день». Коллективное составление панно «Кладовая витаминов». | 1 | 9.04 | |
Раздел 7. «Я и моё ближайшее окружение» – 3 часа | ||||
3. | «Школа вежливости». | 1 | 16.04 | |
4. | «Вредные и полезные привычки». | 1 | 23.04 | |
5. | «Я б в спасатели пошел». | 1 | 30.04 | |
Раздел 8. «Вот и стали мы на год взрослей» – 3 часа | ||||
6. | «Опасности летом» (просмотр видео фильма) | 1 | 7.05 | |
7. | «Вредные и полезные растения». Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | 1 | 14.05 | |
8. | Марафон здоровья («Веселые старты»). | 1 (+ 1 час) | 21, 28.05 |
Список использованной литературы:
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
5. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "В здоровом теле - здоровый дух"
Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО составлена с учетом спекцифики и возможностей работы в начальных классах нашей школы № 143. Она состои...
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа по спортивно - оздоровительному направлению для 2 класса «В здоровом теле – здоровый дух»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю. Программа составлена для учащихся 2 класса, с целью формирования у учащихся мотивации к сохранению и укреплению здоровья, безопасному обр...
Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Это конспект занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...
ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Внеклассное мероприятие для начальной школы"...
Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"
Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"...