Методическая система «Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников»
опыты и эксперименты
Моя методическая система позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной методической системы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников главного учебного действия умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая система
«Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников»
Семыкиной Ирины Павловны учителя начальных классов МБОУ СОШ №105 Купинского района Новосибирской области.
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческих способностей, выработку навыка самостоятельной познавательной деятельности, формирование у обучающихся универсального умения ставить цели, решать проблемы. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, критически обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В моей практике сложилась собственная система организации проектной деятельности младших школьников.
Моя методическая система позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной методической системы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников главного учебного действия умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве система обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Развития индивидуальности каждого ребенка в урочной и внеурочной деятельности;
· Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей;
· Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя, родителей и учащихся;
· Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов, создание доброжелательной атмосферы);
· Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
1.Развитие инициативности и активности обучающихся
2.Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей
3.Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
4.Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности
5.Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности); Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Организация проектной деятельности
Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся, создание книги сказок);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); числом этапов соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; необходимостью привлечения взрослых.
Работа над проектом предусматривает несколько последовательных этапов. Я предлагаю этапы работы над коллективными проектами. Эти этапы предполагают, что дети большую часть проекта могут выполнить самостоятельно (конец 3-его класса-4 класс)
Этапы работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 этап | Выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи. Подключаю родителей. |
2 этап | Разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов |
3 этап | Непосредственная реализация проекта. Работают самостоятельно и с помощью родителей, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят продукт (продукты) проекта, презентацию результатов | Наблюдаю за ходом проекта, консультирую, ненавязчиво контролирую, помогаю, осуществляю связь с родителями, репетирую презентацию результатов |
4 этап | Презентация проекта, представление готового продукта. | Помощь в презентации |
5 этап Итоговый | Рефлексия выполненной работы. Оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка). | Анализирую деятельность детей, провожу анкетирование. Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат |
Детские проекты, исследования, творческие работы
Большую часть работ (63%) составляют коллективные проекты. Я считаю это правильным, так как в начальных классах дети чувствуют себя более уверенно, когда выполняют работу вместе. Все ученики класса задействованы, каждый работает в силу своих способностей и возможностей. Все проекты можно разбить на 2 группы: проекты образовательной направленности («Герои нашего времени», «Народная расписная игрушка», «Число 5») и практико-ориентированные творческие проекты («Тайны зазеркалья», «Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык», «Ракета из бумаги своими руками»)
С каждым годом проекты и исследования становятся лучше, грамотнее. Растет заинтересованность детей и взрослых. Я сама все более погружаюсь в эту тему. Учусь сама, учу детей и родителей.
Количество детских работ с каждым годом увеличивается:
2учебный год (1 класс) – 3 работы
2учебный год (2 класс) – 6 работ
2учебный год (3 класс) – 9 работ
В рамках ФГОС отводится время на внеурочную деятельность. Я со своими учениками занимаюсь проектной деятельностью
Предполагаемые формы деятельности:
Участие в конкурсах (рисунков, поделок, макетов, чтецов); Написание рефератов, творческих работ; Защита рефератов, творческих работ; Составление и представление детьми кроссвордов, викторин; Сочинительство сказок, стихов, рассказов, басен; Постановка сказок, рассказов, легенд; Составление вопросов для других команд; Подбор материалов для викторин, игр («КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»); Участие детей в конкурсе капитанов; Дизайнерские разработки и компьютерное оформление проекта
Учебные проекты по предметам заканчиваются викториной (формы могут быть разные). Класс делится на команды (группы), распределяются роли, выбираются капитаны. С каждым новым проектом состав группы и капитаны меняются. Таким образом, предоставляется возможность многим детям побывать в позиции лидера.
Вместе с детьми мы разрабатываем рейтинг-план (3-4 класс), оговариваем критерии оценивания в баллах.
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).
Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги, постановки спектаклей, поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах.
Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Участникам проекта предлагается высказать своё мнение по следующим вопросам:
Какова основная идея этого проекта?
Чему тебе пришлось научиться?
Что тебе больше всего понравилось делать?
Доволен ли ты результатами своей работы?
В чём ты видишь значение результатов работы для себя, для других?
Что дала тебе эта работа?
Проекты имеют разные временные рамки – от 1-2 уроков, 1-3 недель до 1-2 месяцев (учебные проекты). Некоторые могут продолжаться не один год. Главное, чтобы у детей не угасал интерес, чтобы они не уставали и, чтобы им было интересно заниматься проектной деятельностью.
Первые шаги в проектную деятельность
Организовывать проектную деятельность я начинаю с 1 класса. Я считаю, что в начальных классах лучше запускать групповые проекты, так как:
· у многих детей (особенно у первоклассников) появляется желание что-либо делать, когда они наблюдают за работой своих сверстников и видят результаты;
· ребенок чувствует себя уверенно, если рядом плечо товарища;
В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.
- Что вы хотите делать? Что вы умеете делать? Что мы еще можем сделать? Что в результате у нас получится?
Хочу показать на собственном опыте реализацию первого из моих социальных проектов в моём классе в 2020 году. Его название «Сказочный калейдоскоп». Проблема, представленная для проекта, отсутствие интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.
Цель: развитие интереса к русским народным сказкам, их видам и особенностям.
Задачи проекта:
- Раскрыть нравственный смысл русских сказок и продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать, инсценировать;
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать чувство ответственности за результат коллективной творческой работы.
Ожидаемые результаты:
- Подготовка и проведение открытых мероприятий для 1-4 классов по теме проекта (игры, викторины, конкурсы)
- Развитие познавательных, творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.
- Создание «Большой книги сказок» Уникальность этого проекта в том, что книга состоит из рукописных сказок придуманных и иллюстрируемых самими детьми. А для того, чтобы эту книгу могли прочесть и другие мы решили подарить её в музей нашей школы.
Каковы результаты первого проекта?
1. В процессе работы дети познакомились с новым понятием – «проект».
2. Дети поняли, что проект – это интересно, когда все вместе - ученики, учитель и родители увлечены одним общим делом, придумывают и создают что-то новое.
3. Ученики приобрели первый опыт публичного выступления
4. Появилась заинтересованность детей и родителей в проектной деятельности
5. Все родители были вовлечены в совместную деятельность
Проект закончился подведением итогов, анализом, рефлексией. Что понравилось делать больше всего? Что не понравилось? Что делали самостоятельно? В чем заключалась помощь родителей?
Детям понравилось:
· рисовать (25%)
· участвовать в конкурсе чтецов (62%)
· составлять букеты (20%)
· делать поделки (44%)
· выступать (71%)
· поход (100%)
Таким образом, были сделаны первые шаги в проектную деятельность. По результатам опроса только 16% детей в ходе проекта смогли работать самостоятельно. Возраст, отсутствие опыта, трудность и новизна заданий явились причиной низкого уровня самостоятельности.
« Добрые дела 3 «В» класса» Этот социальный проект, мы реализовываем уже 2 года. Он назывался «Добрые дела - добрые сердца». Актуальность проекта заключается в том, что в современном обществе утрачиваются такие понятия, как доброта, бескорыстие, благотворительность, соучастие.
Цель проекта: формирование потребности совершать добрые поступки.
Задачи проекта:
Оказывать помощь нуждающимся (например, пожилым людям, ребятам младше себя, животным, птицам);
Сохранять историю своей малой Родины;
Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
Формировать привычку совершать добрые дела.
Эти задачи мы хотели решать путем оказание реальной помощи тем, кто в ней нуждается (престарелым жителям, ветеранам войны и труда, инвалидам).
Выявлять и посильно решать экологические проблемы (уборка мусора, озеленение, подкормка птиц зимой).
Организация праздников для ребят 1 классов по теме нашего проекта. Проведение классных часов, встреч, экскурсий по родному краю. Направление деятельности нашего проекта:
- создание групп по направлениям;
- организация проектной деятельности;
- налаживание внешних связей и сотрудничества вне школы. Участниками нашего проекта являлись:
- педагоги;
- учащиеся, воспитанники д /c;
- родители обучающихся;
- просто неравнодушные граждане.
В рамках нашего проекта были проведены следующие мероприятия:
«День дерева» (семейный праздник, который традиционно проходит осенью, и мы вместе с родителями высаживаем саженцы деревьев)
Поздравление в открытках «С днём учителя»
Акция Дорожной безопасности «Внимание, водитель!»
Акция «Покорми птиц!»
Мастер класс для 1-х классов «Новогодняя открытка»
Праздник для мам ко Дню Матери.
Встреча с интересными людьми. Встреча с детским писателем г. Купино Бернякович Татьяна Викторовна
Участие в проекте «Семья – главное в жизни»
Участие в проекте «Мы разные -мы равные», посвященному Дню толерантности.
Проведение праздника по ПДД для ребят 1-х классов.
Концертная программа для ветеранов войны и труда к 9 мая.
Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей.
Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Как появляется тема проекта, исследования?
Для того чтобы ученик воспринимал проект, как действительно нужный ему, личностно значимый, нужна тема или проблема, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой он применит уже полученные знания и умения, а также и новые, которые он приобретет в процессе работы.
Толчком к началу проектной деятельности может служить любое образовательное событие, мероприятие.
Например, ученики 2–го класса принимали участие в эвристической олимпиаде. Нужно было привести примеры оптимистов и пессимистов из литературных произведений и фильмов, подтвердить цитатой и найти ассоциации этим героям. Когда дети начали участвовать в олимпиаде, слово «ассоциация» для них было новым, непонятным. Задание показалось трудным для детей. Постепенно, с помощью учителя и родителей, дети включились в работу. Такое погружение в тему дало возможность детям не только понять и осмыслить значение слова «ассоциация», не только поучаствовать в мозговом штурме, но и стало толчком для проектной деятельности.
Ребята нашли ассоциативный образ 80-ти героям. Детей так захватила тема «ассоциаций», что они стали искать похожести не только в литературе, но и вокруг себя. Дети стали предлагать:
- Давайте нарисуем, на что похожи облака.
- А я дома наблюдал за узорами на окне.
- А давайте посмотрим, на что могут походить предметы.
У детей появилось желание фантазировать, творить, узнавать новое. А природная любознательность, детское любопытство, удовлетворение от выполненной работы, помощь взрослых подогревали интерес к проектной деятельности.
Помощь взрослых (учителей, родителей), активное погружение, заинтересованность, работа в группе, желание фантазировать, презентовать результаты своего творчества способствовали повышению уровня самостоятельности.
Наблюдая за детьми в процессе их деятельности, я могу сделать вывод, что дети стали более активными, инициативными, самостоятельными, организованными и дружными. У детей повышается мотивация, развивается интеллект, выявляются и развиваются творческие способности.
Опыт моей работы показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, учителя и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Мои коллеги посещают мои мастер-классы, обращаются за советом, помощью, пользуются моей книгой. Я рада, что с каждым годом растет уровень представления проектных и исследовательских работ в нашей начальной школе. В этом есть и моя заслуга.
- Н. Толстой сказал «И воспитание, и образование нераздельны. О воспитание без знаний можно забыть, сам себя воспитать может не всякий. Две части целого воспитание и образование. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...
Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».
В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...
Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...
Статья "Дидактическая игра как один из способов развивающего обучения младшего школьника".
В своей статье о роли дидактической игры в образовательном процессе младшего школьника я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практику...
“Работа со словарем как один из способов развития самостоятельности учащихся»
Всем известно, что начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка. И задача каждого учителя - целенаправленно проводить работу по формированию общих учебных умений, навыков и способо...
Театрализация как один из способов развития креативности младших школьников
Талант и творчество личности на сегодняшний день являются очевидным двигателем интенсивного экономического развития любой страны и, соответственно, содействующим фактором усиления национального прести...
Организация дежурства по школе как один из способов формирования УУД младших школьников.
В статье рассматриваются следующие вопросы: организация дежурства по школе; интересные формы проведения школьных перемен; нестандартные формы отчёта по дежурству....