Статья "Дидактическая игра как один из способов развивающего обучения младшего школьника".
статья (1 класс) на тему

Шушко Татьяна Игоревна

В своей статье о роли дидактической игры в образовательном процессе младшего школьника я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках с дидактическими играми, и эта работа даёт неплохие результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как один из способов развивающего обучения младшего школьника

Всем известно утверждение о том, что в детстве каждый ребёнок  – творец, то есть художник, поэт, фантазёр и изобретатель. Дети – это в большинстве своём творческие существа, живущие в мире образов, чувств и переживаний ,они отличаются непосредственностью восприятия, интересом ко всему новому и нестандартному. Интересен тот факт, что эти же характеристики присущи талантливым и гениальным людям, которые сделали свои открытия благодаря не столько развитому логическому мышлению, сколько цветовому воображению, оригинальной фантазии, богатому внутреннему миру, интересу к неизведанному (Л. Да Винчи, Исаак Ньютон, А Эйнштейн, А. Камю, Ч.Дарвин и другие). Именно они стали двигателями прогресса, «первопроходцами», «бунтарями», «революционерами» в области искусства и науки  и благодаря своим качествам, способностям, изменили ход истории человечества. Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников - важная задача начальной школы, от реализации которой во многом зависит культурный рост нашей страны.

Успех обучения школьников начальных классов обеспечивается путём целенаправленного формирования и развития их познавательной активности и самостоятельности. Целью современной начальной школы является не просто передача знаний, а формирование личности, которая занимает позицию активного субъекта деятельности. Поэтому перед учителем стоят задачи выбора эффективных и оптимальных средств обучения младших   школьников - одним из которых, на мой взгляд, является дидактическая игра.

Учитель должен выбирать эффективные и оптимальные средства обучения младших школьников. Одним из таких средств, на мой взгляд, является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

Цель дидактических игр – облегчить переход к учёбе.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

а) обучающие;

б) контролирующие;

в) обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения, навыки, или вынуждены приобретать их  в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

        Специфическими признаками дидактических игр являются их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата.

В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.

Многие дидактические игры на первый взгляд не вносят ничего нового в знания школьников. На самом же деле они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявлений разнообразных форм умственной деятельности. Ведь чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснение учителя, сосредоточить все внимание на игровой задаче, обдумать разные варианты, выполнить сравнение и обобщение.

Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Однако, дидактическая игра  не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат, подведение итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр  в обучении:

- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- функция формирования психических новообразований;

- функция формирования собственно учебной деятельности;

- функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

         - функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра  – это игра только для ребенка. Для взрослого же - это способ обучения.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».

Действительно, дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактические игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”.

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет—зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учению.

Игра не должна быть слишком легкой для учеников. Психолог Л.С. Выготский писал: «Дидактическая игра без усилия, - всегда плохая игра». Сделать игру для ученика в меру сложной и в меру простой - это одна из главных задач учителя.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это заинтересованное отношение к игре одобрительным оцениванием деятельности каждого ребенка и тогда дидактическая игра действительно будет верным помощником педагогу в образовании и развитии младшего школьника.

Учитель начальных классов Шушко Татьяна Игоревна

 ГБОУ лицей № 590

Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способ...

Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...

Психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока....

Театрализация как один из способов развития креативности младших школьников

Талант и творчество личности на сегодняшний день являются очевидным двигателем интенсивного экономического развития любой страны и, соответственно, содействующим фактором усиления национального прести...

Создание правильного психологического настроя на уроках, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Создание положительного настроя перед любым видом деятельности важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе....

Методическая система «Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников»

Моя методическая система позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.Особенностью данной методической системы является реализ...

Организация дежурства по школе как один из способов формирования УУД младших школьников.

В статье рассматриваются следующие вопросы: организация дежурства по школе;  интересные формы проведения школьных перемен; нестандартные формы отчёта по дежурству....