Театрализация как один из способов развития креативности младших школьников
статья (2 класс)

Амочаева Марина Сергеевна

Талант и творчество личности на сегодняшний день являются очевидным двигателем интенсивного экономического развития любой страны и, соответственно, содействующим фактором усиления национального престижа. Интеллектуала, обладающего высокой креативностью, невозможно полноценно заменить ни искусственно созданной машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями.

Именно сейчас – то время, когда общество осознало значимость креативности, и движется по пути развития творческого мышления человека. В последние годы все чаще руководители, работодатели и педагоги, независимо от рода деятельности, требуют от коллег, сотрудников и учеников творческого подхода. Поддержка развития креативности способствует стремительному развитию прогресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализация как один из способов развития креативности младших школьников

Талант и творчество личности на сегодняшний день являются очевидным двигателем интенсивного экономического развития любой страны и, соответственно, содействующим фактором усиления национального престижа. Интеллектуала, обладающего высокой креативностью, невозможно полноценно заменить ни искусственно созданной машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями.

Именно сейчас – то время, когда общество осознало значимость креативности, и движется по пути развития творческого мышления человека. В последние годы все чаще руководители, работодатели и педагоги, независимо от рода деятельности, требуют от коллег, сотрудников и учеников творческого подхода. Поддержка развития креативности способствует стремительному развитию прогресса.

Результатом их многолетних исследований стали выводы о том, что творчество не является особым дарением для избранных; наоборот, творчество – это свойство, которое распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у человека при столкновении с какими-либо трудностями, преградами, которые выступают в виде более или менее сложных задач.

Психолого-педагогические исследования (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский, В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, в которой, с одной стороны, отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы, домогательство), а, со второй, – находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной [2, 4].

Проблемам креативности посвящали свои труды такие отечественные психологи, как Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, В. Н. Козленко и другие. А также следующие зарубежные авторы: Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно и другие.

К определению природы креативности на сегодняшний день существует множество подходов. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, удовлетворяющее всех исследователей.

Психологический словарь называет креативностью творческие возможности, проявляющиеся в деятельности, чувствах, мышлении

По определению В.Н. Козленко, креативность – это особенности психики, обеспечивающие продуктивные преобразования в деятельности личности. Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы [5].

Развитие креативных способностей, учащихся является результатом целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников. Для развития креативности прежде всего необходимо сохранении условий, в которых творческий потенциал личности получает максимальное развитие. Значительное роль при этом играют педагогическое общение и психологический климат в учебном коллективе.

Один из способов развития креативности - театрализация.

Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других.

Театрализация – переработка литературного произведения для театра, для сцены. Театрализация – использование театральных средств и приемов в образовательном процессе. Театральная технология направлена на развитие творческих способностей учащихся.

Театральная педагогическая технология – особая педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей учащихся.

Главное значение детской театральной деятельности в ее социальном проявлении. Наибольшее значение имеет не столько сам спектакль, поставленный с детским участием, сколько подготовительная работа к нему. Этот период сближает участников спектакля в дружную семью на почве общих переживаний [3].

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:

* художественно-речевое;

* музыкально-игровое;

* танцевальное;

* сценическое;

* певческое.

Этапы театрализации.

1. Подготовительный.

Чтение произведения, осмысление его идеи и героев, анализ произведения.

2. Исполнительный.

Интерпретация произведения, чтение по ролям, подготовка костюмов, декораций.

3. Репетиционный.

4. Презентационный.

Выступление перед зрителями.

5. Рефлексивный.

Обмен впечатлениями после просмотра спектакля [6].

Таким образом, на этапе погружения в проект нами были выбраны тема, цель и задачи будущего проекта. Кроме того, мы ознакомились с различными источниками и теоретическими основами будущего проекта. Так, в качестве продукта нашего проекта мы видели программу внеурочной деятельности в области литературного чтения.

Цель нашей программы заключается в развитии потребности в чтении и саморазвития, становление культурного поля ребёнка в процесса активной читательской и театрально-творческой деятельности, а также развития креативности обучающихся 3 класса начальной школы. Перед нами стояла не только задача разработки программы в соответствии с ФГОС НОО, но и её непосредственная реализация на практике.

Определив продукт и цель нашего проекта мы перешли на второй этап – этап планирования и организации деятельности. Согласно ФГОС НОО программа внеурочной деятельности должна включать в себя направление внеурочной деятельности (в нашем случае – общекультурное), содержание выбранной формы организации внеурочной деятельности (в нашем случае – это кружок-мастерская), а также тематическое планирование с указанием форм организации деятельности учащихся, отличный от урока и объем внеурочной деятельности [1].

Таким образом, нами была разработана программа внеурочной деятельности общекультурного направления на 14 занятий. В условиях школы произошла небольшая корректировка программы, а именно, само выступление обучающихся было приурочено к проведению праздника Кузьминки.

В ходе постановки спектаклей самими детьми в совместной деятельности можно было четко проследить, что их работа становилась более организованной, сценарии пополнялись деталями, появлялись яркие декорации и элементы костюмов, а после проведения итогового выступления перед учениками других классов. Мы учли интересы все детей, так как необязательно они были актёрами, обучающиеся сами создавали декорации, участвовали в подготовке костюмов.

Обучающиеся заинтересовались театральной деятельностью, на обсуждении итогов спектакля было много разнообразных мнений, каждый высказался полным развернутым ответом.

Конечно, данная программа является не единственным путем развития креативности в младшем школьном возрасте, однако, дает широкие возможности раскрытия творческого потенциала детей, главное, вызывает у них интерес.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – Москва: Изд-во «Просвещение» 2011
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967.
  3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
  4. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. – М., 1990
  5. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. – М., 1990.
  6. Лен А.А. «Организация театрализованной деятельности младших школьников в рамках внеурочных занятий» // Социальная сеть работников образования. – 2014, http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.

Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....

ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...

Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...

Развитие креативности младших школьников.

Исследование на тему "Развитие креативности школьников". Из опыта работы....

Статья "Дидактическая игра как один из способов развивающего обучения младшего школьника".

В своей статье о роли дидактической игры в образовательном процессе младшего школьника я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практику...

Методическая система «Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников»

Моя методическая система позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.Особенностью данной методической системы является реализ...

Организация дежурства по школе как один из способов формирования УУД младших школьников.

В статье рассматриваются следующие вопросы: организация дежурства по школе;  интересные формы проведения школьных перемен; нестандартные формы отчёта по дежурству....