Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 6 класса
элективный курс по зож на тему
Пояснительная записка.
Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем. Молодой возраст, начинающийся с 12 лет, можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Программа «Азбука здоровья» интересна и нужна учащимся. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболеваниях, связанных с неправильным питанием, а также вопросы о вреде алкоголя, никотина, наркотиков. Также затрагиваются вопросы психического здоровья детей, ведь этот неотъемлемая часть здоровья ученика в целом.
Программа «Азбука здоровья» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Программа ориентирована на учащихся 6-х классов и содержит 4 раздела: «Здоровье и здоровый образ жизни» - 11 часов, «Личная гигиена» - 8 часов, «Питание и здоровье» - 8 часов, «Познай самого себя» - 6 часов + вводное и заключительное занятия. Всего курс рассчитан на 35 часов, каждое из которых равно по продолжительности академическому часу, что позволяет проводить ее в рамках внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 6 классов согласно требованиям ФГОС основного общего образования.
Методы работы: практические работы, лекции, беседы, групповая работа, просмотр видеосюжетов.
Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Обучающие
· Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
· Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
· Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни.
Воспитательные
· Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Развивающие
· Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты: формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Программа рассчитана на учащихся 6 класса
Срок реализации: 1 год
Составила:
Барабанова А.А.
педагог-психолог
Пояснительная записка.
Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем. Молодой возраст, начинающийся с 12 лет, можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Программа «Азбука здоровья» интересна и нужна учащимся. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболеваниях, связанных с неправильным питанием, а также вопросы о вреде алкоголя, никотина, наркотиков. Также затрагиваются вопросы психического здоровья детей, ведь этот неотъемлемая часть здоровья ученика в целом.
Программа «Азбука здоровья» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Программа ориентирована на учащихся 6-х классов и содержит 4 раздела: «Здоровье и здоровый образ жизни» - 11 часов, «Личная гигиена» - 8 часов, «Питание и здоровье» - 8 часов, «Познай самого себя» - 6 часов + вводное и заключительное занятия. Всего курс рассчитан на 35 часов, каждое из которых равно по продолжительности академическому часу, что позволяет проводить ее в рамках внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 6 классов согласно требованиям ФГОС основного общего образования.
Методы работы: практические работы, лекции, беседы, групповая работа, просмотр видеосюжетов.
Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Обучающие
- Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
- Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
- Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни.
Воспитательные
- Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Развивающие
- Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты: формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие.
Тематический план
№ | Название темы | Количество часов теории | Количество часов практики |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | 0,5 | 0,5 |
1. Здоровье и здоровый образ жизни. (11 часов). | |||
2. | Что такое здоровый образ жизни? | 0,5 | 0,5 |
3. | Режим дня школьника. | 0,25 | 0,75 |
4. | Сон и его значение для здоровья. | 0,25 | 0,75 |
5. | Понятие о закаливании организма. | 0,5 | 0,5 |
6. | Физическая культура и здоровье. | 0,5 | 0,5 |
7. | Понятие о вирусных инфекциях. Профилактика. | 0,5 | 0,5 |
8. | Что нужно знать о лекарствах. | 0,5 | 0,5 |
9. | Вредные привычки и здоровье. | 0,5 | 0,5 |
10. | О вреде курения. | 0,5 | 0,5 |
11. | О вреде алкоголя. | 0,5 | 0,5 |
12. | О наркотической зависимости. | 0,5 | 0,5 |
2. Личная гигиена (8 часов). | |||
13. | Личная гигиена, что это? | 0,5 | 0,5 |
14. | Уход за кожей. | 0,5 | 0,5 |
15. | История косметики и ее применение. | 0,5 | 0,5 |
16. | Уход за ногтями. | 0,5 | 0,5 |
17. | Уход за волосами. | 0,5 | 0,5 |
18. | Гигиена полости рта. | 0,5 | 0,5 |
19. | Глаза: правильный уход, гимнастика. | 0,5 | 0,5 |
20. | Уход за телом. | 0,5 | 0,5 |
3. Питание и здоровье. (8 часов). | |||
21. | Питание и здоровье. | 0,25 | 0,75 |
22. | Белки. | 0,5 | 0,5 |
23. | Витамины. | 0,5 | 0,5 |
24. | Здоровое питание. | 0,5 | 0,5 |
25. | Свежие овощи и фрукты. | 0,5 | 0,5 |
26. | Питание и вред некоторых продуктов. | 0,5 | 0,5 |
27. | Упакованная и консервированная пища. | 0,5 | 0,5 |
28. | Пищевые добавки. | 0,5 | 0,5 |
4. Познай самого себя. (6 часов). | |||
29. | Мир наших чувств. | - | 1 |
30. | Кто я? Как управлять впечатлениями о себе? | - | 1 |
31. | Технология совершенствования себя. | - | 1 |
32. | Жизненная стратегия. | - | 1 |
33. | Границы моего «Я». Я и другие. | - | 1 |
34. | Внешний вид человека. | - | 1 |
35. | Заключительное занятие. | - | 1 |
Поурочный план
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с мероприятиями в которых будут участвовать члены кружка, назначение кружка.
1. Здоровье и здоровый образ жизни. (11 часов).
2. Что такое здоровый образ жизни? Понятие о здоровом образе жизни.
Пути его формирования. Кто такой здоровый человек.
3. Режим дня школьника. Что такое режим труда и быта. Понятие о правильном распорядке дня. Практическая работа «Составление режима дня».
4. Сон и его значение для здоровья. Что такое сон. О пользе сна. Фазы и разновидности сна. Цикличность и продолжительность сна. Как правильно вести себя перед сном. Сновидения. Практическая работа «Мой сон» (рисунок).
5. Понятие о закаливании организма. Что такое закаливание. Основные способы закаливания организма. Как правильно начать закаливающие процедуры.
6. Физическая культура и здоровье. Движение - это жизнь. Гиподинамия. Роль двигательной активности в формировании организма человека.
7. Понятие о вирусных инфекциях. Профилактика. Понятие о вирусных инфекциях. Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы. Грипп, простуда и борьба с ними.
8. Что нужно знать о лекарствах. Об опасности самолечения. О хранении лекарств в доме. Приемы первой помощи при лекарственной передозировке. Когда и как нужно принимать лекарства.
9. Вредные привычки и здоровье. Что можно назвать вредной привычкой. Классификация вредных привычек. О влиянии вредных привычек на здоровье человека.
10. О вреде курения. О вреде курения. Профилактика.
11. О вреде алкоголя. О вреде алкоголя. Профилактика.
12. О наркотической зависимости. О вреде наркотиков. Профилактика.
2. Личная гигиена (8 часов).
13. Личная гигиена, что это? Понятие о личной гигиене. История вопроса о гигиене. Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены.
14. Уход за кожей. Строение кожи человека. Функции кожи, причины старения. Типы кожи. Определение индивидуального типа кожи. Основные этапы ухода за кожей лица и шеи.
15. История косметики и ее применение. Введение в косметологию. История возникновения косметологии.
16. Уход за руками. Правила ухода за руками. Тестирование типа рук и ногтей, выявление проблем. Уход за кожей рук. Обработка ногтей. Процедура маникюра. Просмотр видеофильма.
17. Уход за волосами. Типы волос, уход за волосами. Средства и инструменты по уходу за волосами. Домашние средства ухода.
18. Гигиена полости рта. Строение органов ротовой полости. Значение органов ротовой полости. Основные способы ухода за полостью рта. Понятие о гигиене полости рта. Классификация и виды средств ухода за полостью рта.
19. Уход за глазами. Описание средств и методов по уходу за глазами. Предупреждение конъюнктивита. Освоение на практике приемов массажа и гимнастики для глаз.
20. Уход за телом. Проблемы нарушения осанки, повышенного потоотделения. Гимнастика, массаж. Процедуры эпиляции и депиляции, способы их выполнения в домашних условиях. Правила личной гигиены и поддержки здоровой формы.
3. Питание и здоровье. (8 часов).
21. Питание и здоровье. Понятие о рациональном питании. Польза и вред диет. Правильное питание школьника. Практическая работа «О чем может рассказать упаковка».
22. Белки. Строение белков. Содержание белков в продуктах питания, белковая пища.
23. Витамины. Витамины – составляющие пищи, необходимые для здоровья.
24. Здоровое питание. Важность здорового питания. Полезные и необходимые продукты. Свойства некоторых продуктов.
25. Свежие овощи и фрукты. Представление о пользе фруктов, ягод и овощей. Содержание витаминов в овощах, фруктах, ягодах.
26. Питание и вред некоторых продуктов. Чем опасен сахар? Чем вредна соль? Избыток веса.
27. Упакованная и консервированная пища. Зачем консервируют пищу? Все «за» и «против». Консервирование. Замораживание. Сушка.
28. Пищевые добавки. Вредные продукты. Представление о пищевых добавках, усилители вкуса.
4. Познай самого себя. (6 часов).
29. Мир наших чувств. Чувства бывают разные. Способы адекватного самовыражения чувств.
страхов.
30. Кто я? Как управлять впечатлениями о себе? Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя?
31. Технология совершенствования себя. Копилка хороших поступков. Ярмарка достоинств.
32. Жизненная стратегия. Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека.
33. Границы моего «Я». Я и другие. Проблемы дружбы. Выделяются человеческие качества, которые способствуют и мешают дружбе. Исследуются сильные и слабые стороны в общении.
34. Внешний вид человека. Что такое внешний вид человека. Лицо человека.
35. Заключительно занятие. Подведение итогов.
Литература.
1. Андреева Н.Д. “Основы рационального питания. Нормы питания”. - Биология в школе №7, 2004г.
2. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева – М.: Олма-Пресс Инвест, 2003. – 72 с.: ил
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ: Укрепление организма / Худ. О.Р. Гофман. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 112 с.: ил.
4. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие, рекомендуемое УМО / Митяева А.М. - М: Академия, 2008, 176 с.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе М: Гегезис,2005
7. Чумаков Б.Н. “Валеология” – М.1997 г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
2. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
3. Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
4. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.
6. Яровицкий В. Мой первый учебник по психологии: Книга для подростка. Издательство Феникс, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 2 класс 68 часов
Рабочая программа по курсу "Азбука здоровья" разработана с учетом ФГОС, расчитана на 68 часов. Возраст учащихся 8-9 лет (2 класс)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья 1-4 классы для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Азбука здоровья в 4 классе
В статье размещена рабочая программа по Азбуке здоровья с тематическим планированием, позволяющая проводить внеурочную деятельность в 4 классе по спортивно-оздоровительному направлению....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3 - 4 классы)
Цель программы:- становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;- формирование у детей желания быть здоровыми и телом и душой, стремиться творить с...