Экологический Брейн-Ринг.
методическая разработка (3 класс)
Внеурочное мероприятие по дисциплине: «Экологические основы природопользования».
Цель: расширить кругозор, повторить правила поведения в природе, повысить уровень экологической культуры.
Задачи:
- способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека
- развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации
- развивать речь учеников, познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_breyn-ring.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический Брейн-Ринг.
Преподаватель: Штеклейн А.В.
Внеурочное мероприятие по дисциплине: «Экологические основы природопользования».
Цель: расширить кругозор, повторить правила поведения в природе, повысить уровень экологической культуры.
Задачи:
- способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека
- развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации
- развивать речь учеников, познавательную активность.
Время: 45.
Организация: две команды (команда синих, команда красных).
Оборудование: иллюстрации грибов, птиц, растений, муляжи животных.
СТРУКТУРА ИГРЫ
1 . Конкурс « ПОЧЕМУ ОНИ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ?», состоящий из нескольких раундов.
2. Конкурс БЛИЦ – ТУРНИР.
3. Конкурс «КНИГА РЕКОРДОВ ПРИРОДЫ».
4. Конкурс артистов.
5. Интеллектуальный конкурс.
6. Конкурс зоологов
7. Черный ящик
8. Конкурс экологов.
9. Музыкальное лото.
Подведение итогов.
Заключение.
Награждение участников.
1 конкурс « ПОЧЕМУ ОНИ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ ?»
А) Для 1-ой команды задание: (по 1 баллу за каждый правильный ответ.)
1) МЕДУНИЦА – разноцветный цветок! На одном кустике розовые и голубые цветочки. А запах ! Все пчелы собираются мед собирать.
2) КИСЛИЦА – листочек на клевер похож, а на вкус кисленький, ее иногда «заячьей капустой» называют.
3) ОДУВАНЧИК – дети его иногда обдуванчиком называют. Название дано из-за легкости семечек – парашутиков, дунет ветер – и полетят семена – парашутики.
4) ШИПОВНИК – эти кусты с яркими розовыми цветами притягивают ароматом и людей, и пчел. Дети всегда называют цветы шиповника розами, из-за розового цвета. Но попробуйте сорвать - сразу шип вольется. За шипы так и назвали.
5) ПОДОРОЖНИК – вдоль дороги растет это знакомое всем неприхотливое растение Мозоль от долгой ходьбы натрешь – приложи листочек чистого, промытого подорожника обратной стороной – все заживет.
6) БОРЩЕВИК – это растение в борщ кладут.
7) ПАСТУШЬЯ СУМКА – семена словно в сумку спрятаны, в пастушьей- т.е. простой очень.
Б) ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2-ОЙ КОМАНДЫ.- «Происхождение названий ягод.» (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
1) ЗЕМЛЯНИКА – к земле ягода склоняется, от слова «земля».
2) МАЛИНА – маленькие ягодки в одну шапочку – ягоду слепились. Сколько на ягоде – малине бугорков. Сумеете пересчитать все «малиночки». У каждой косточки внутри, поэтому в большой ягоде этих малюсеньких косточек много.
3) ОБЛЕПИХА – облепили веточку плотно желтые ягоды. (позднее других ее пересадили из леса поближе к жилью).
4) ЕЖЕВИКА – в лесу раздолье любит! Колючая! Не кустарник, а колючка, ежики.
5) ЧЕРНИКА – черная почти, особенно когда перезреет.
ЕСТЬ В ЛЕСУ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯГОДЫ.
6) ВОРОНИЙ ГЛАЗ – одна – единственная крупная, почти черная ягода – глаз на цветоножке торчит. Какая-то злая волшебница его посадила. Глаз ядовит. Даже не трогайте!
7) ВОЛЧЬЕ ЛЫКО – эти ягоды еще называют просто волчьими. Они красивые, красные, к ветке лепятся. Ядовиты не только ягоды, но и листья, цветы этого растения.
В ЛЕСУ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ МНОЖЕСТВО ГРИБОВ.
« ЗА ЧТО ГРИБАМ ДАЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ?»
В) ЗАДАНИЯ ОБЕИМ КОМАНДАМ ПО ОЧЕРЕДИ. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1) МУХОМОР – мух + морить= мухомор. Красив с белыми точечками, высокий; но ядовит. Для людей отрава , для мух – погибель, если настойки из этого гриба приготовить! А для лосей, других обитателей леса – лекарство. Кстати мухоморы бывают не только красные.
А) мухомор порфирный – шляпка буровато- фиолетовая;
Б) мухомор пантерный – шляпка в пятнах, как рисунок шерсти пантеры;
В) мухомор вонючий – запах тяжёлый, лучше не нюхать!
Все мухоморы ядовиты, но красивы! (1-я команда)
2) САТАНИНСКИЙ ГРИБ – сатана, черт, леший, нечистая сила его пусть ест, но людям нельзя. А люди его часто с лучшим грибом – белым или боровиком – путают. Это из грибов – двойников: настоящий – то съедобный, а ложный – ядовитый. ( 2-я команда).
3) БЛЕДНЫЕ ПОГАНКИ – высокие, тонконогие, а на ножках словно кружавчики надеты и чехольчик какой-то, как жабо. Но не зря поганками называют, поганые они, ядовитые. (1-я команда).
4) ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ – от слова «желчь» (горечь). Тоже пытается выдать себя за боровика и тоже красив, как настоящий белый гриб. (2-я команда).
СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ.
5) РЫЖИК – рыженький, яркий грибок, очень под ёлками любит прятаться.
6) ЛИСИЧКИ – эти грибы всегда растут россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая может лисёнкам показаться. Назвали так за цвет лисий, наверное и за повадки: хитрые грибки, искать надо, прячутся хитро.
7) ОПЁНОК – округ (вокруг) пня растет. Пенёк = о + пён + ок. Тоже семейкой селится. (1-я команда).
8) ПОДОРЕШНИК – под орехами растёт. (2-я команда).
9) ПОДБЕРЁЗОВИК – под берёзами растёт. (1-я команда). (обабками называют в народе).
10) ПОДОСИНОВИК – одно название за цвет, другое – за привычку под осинами расти. (2-я команда).
11) ПОДДУБНИК – конечно, под дубами « прописку» себе выберет. А там и свиньи любят жёлуди собирать. Поэтому этот гриб ещё свинарём зовётся. (1-я команда).
12) ДУБОВИК – этот тоже дубовые леса любит. Он на белый гриб похож. В Белоруссии его называют даже «польским белым», а некоторые – «зайчиком». Как за зайчиком, за этим грибом скакать надо, то тут, то там прячется.
13) СМОРЧОК – по красоте явно последнее место займёт или сморщок – так должны бы произносить это слово: сморщенный весь, шляпка смятая, сплющенная. (1-я команда).
14) БЫЧОК – толстенький, крепенький грибок. Валуи тоже часто бычками называют. (2-я команда).
15) МАСЛЁНОК – шляпка, словно маслом намазана, блестит и из рук выскальзывает. Зато в любом виде: жареном, варёном, маринованном – в рот так и прыгает. Вкуснота!
16) БОРОВИКИ ИЛИ БЕЛЫЕ ГРИБЫ – боровиками называют за любовь к борам, сосновым лесам. А за что белыми? Ведь шляпки-то коричневые ( от светло – коричневых до тёмно- коричневых). Зато, когда варится будет, ни за что не потемнеют. Эти грибы ещё красивее, белее станут. А запах какой пойдёт! (2-я команда).
Г) ЗАДАНИЕ : « ОБЪЯСНИТЬ ТАЙНУ НАЗВАНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПТИЦ».
ДЛЯ 1- ОЙ КОМАНДЫ : (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
- ЗЕЛЕНУШКА – за зелёное оперение.
- ГОРИХВОСТКА – за оперение хвоста, который переливается, горит.
- ВЕРТИШЕЙКА – шеей вертит, шейкой.
- ТРЯСОГУЗКА – хвостом (гузкой) трясёт.
- ЗИМОРОДОК – зимой родится, зимой птенцы выводятся, вылупляются.
- ЗЯБЛИК – зябнет (зяблик в холодное «зябкое» время улетает, а чуть снег растает, прилетает).
- СНЕГИРЬ – снег выпадает, снегирь прилетает.
ДЛЯ 2-ОЙ КОМАНДЫ: (по 1-му баллу за каждый правильный ответ)
- КУКУШКА – за «ку-ку», кукует постоянно.
- ГЛУХАРЬ – глухой становится, как токовать начнёт : «тоо-тоок, то-ок».
- КЛЁСТ – назван за клюв, напоминающий клещи. Клюв загнут, как будто сжат, а по древнерусски «клестить» обозначало – «сжимать» , « стискивать».
- ЩЕГОЛ – за «щегл-щегл-щегл».
- ДРОЗД – за дрз-дрз-дрз.
- ДЯТЕЛ – от древнего слова, которое потом дало слово «долбить», т.е. дятел – это долбить.
- СОЛОВЕЙ – получил название, как ни странно, не за песни, не за голос, а за невзрачный серый – «соловый» по старинному – цвет оперения. Соловья обычно не замечаем, а вот его голосом заслушиваемся. Внешность – не главное.
2. конкурс «Блиц – турнир».
Вопросы каждой команде отдельно, поочередно.
Если команда не отвечает на заданный вопрос, то представляется возможность ответить на него другой команде, болельщикам, гостям.
За правильный ответ каждая команда получает по одному очку, т.е. по темной фишке.
- Наука, изучающая животных. (зоология)
- Наука, изучающая растения. (ботаника)
- Какое дерево является долгожителем? (дуб)
- Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты, зимородок)
- У кого уши на ногах? Какое насекомое слышит ногами? (кузнечик)
- Какая из бабочек самая маленькая? (моль)
- Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)
- Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
- Каких зверей называют «шатунами?» (медведей, выгнанных из берлоги и не спящих зимой)
- Чем питаются новорожденные летучие мыши? (молоком матери)
- Какой формы гнездо у кукушки? (у нее нет гнезда)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Чем лягушка отличается от жабы? (по образу жизни – лягушка – дневное животное, а жаба – ночное)
- Почему белые медведи не могут жить в лесу? (они питаются рыбой)
- Чем еж на бурого медведя похож? (спит зимой)
- Кто плуг на голове носит? (лось)
- Какую птицу называют кошкой? (сову)
- Какое животное с игрушкой (погремушкой) не расстается? (гремучая змея)
- Какая рыба живет в песке? (пескарь)
- Назовите самый ядовитый гриб. (бледная поганка)
- Какой гриб разлагает старую древесину? (опенок)
- Что надо делать, чтобы предупредить образование оврагов? (посадить на склонах оврагов деревьев)
- Как еще называют деревенских ласточек (касатки)
- Почему говорят, что «волка ноги кормят?» (волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом)
- Сколько крыльев у жука? (4 крыла, т.е. 2 пары)
- Какое насекомое называют санитаром леса (муравья)
3. Конкурс «КНИГА РЕКОРДОВ ПРИРОДЫ».
ПРОДОЛЖИТЬ ФРАЗЫ: ( по 2 балла за каждый правильный ответ)
- «Самое сильное обоняние у ….(бабочки) (1 команда).
- « Лучше всего слышит…(сова) (2 команда).
- « Больше всего глаз у…(стрекозы и мухи) (1 команда).
- « Самая доверчивая птица….(дикуша).
4. Конкурс: «Артистов» – оценивается в 3 балла.
- Необходимо с помощью мимики, жестов, изобразить любое животное, а ребята должны отгадать, какое животное вы изобразили.
Задание:
1 –я команда изображает любое дикое животное.
2 – я команда- домашнее животное.
Пока представители команд готовятся к этому конкурсу. Объявляется следующий конкурс капитанов /интеллектуалов/
5.конрукс: «Интеллектуальный»
1. Красивый цветок – гелиотроп, - используется в промышленных целях. Назовите русского теску этого цветка. /Подсолнечник/
2. Кто такие кинологи? /Люди изучающие собак/
3. В Англии- птичка Богородицы,
В Голландии – Божье создание,
В Германии – жучок Девы Марии,
А в России?.../Божья коровка/
4. Что такое оринтология? /Наука, изучающая птиц/
6.Конкурс «Зоологов»
Каждой команде предлагается набор муляжей.
7 . Конкурс «Черный ящик» Этому животному за заслуги перед медициной поставили памятник в Японии и во Франции в Париже.
8. конкурс экологов. Задание поочередно каждой команде, если команда не отвечает, предоставляется возможность другой. (За каждый правильный ответ 1 балл).
Ситуация1. Дети пришли в лес и разожгли костер в сосновом молодняке. (Очень опасно разводить костер в сосновом молодняке, костер быстро перерастет в верховой пожар, который потушить очень тяжело, смола горючая жидкость).
Ситуация 2. Ребята пришли в лес и включили громко музыку по транзистору. (В лесу нужно слушать природу, а музыку слушать дома. Кроме этого если спугнуть птицу, которая высиживает птенцов, она никогда не вернется обратно)
Ситуация3. Ребята взяли с собой в лес маленького щенка. (необученный щенок может легко потеряться в лесу и в результате сам пострадает и принесет большой ущерб животным леса, особенно птицам).
Ситуация 4. После ужина в лесу ребята недоели кашу, кто то бросил остатки каши в костер. (кашу можно оставить птицам).
Ситуация 5. дети увидели гнездо и решили посмотреть какие там яйца. Взяли в руки. (Нельзя драть в руки яйца из гнезда, птичка обязательно будет рядом, если ее напугать, она улетит и некогда не вернется).
Ситуация 6. В лесу дети увидели маленького ежонка и решили взять его в уголок природы. (Нельзя брать детенышей животных, в домашних условия они погибнут без своих родителей).
Ситуация 7. В лесу мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал свой трофей.(все меньше и меньше остается в природе красивых бабочек. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», в которой она оказалась, и очень скоро ее великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить только капустницу белянку и других белянок).
Ситуация 8. Мальчик пробирался сквозь заросли водных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те называли «водной лилией». Кувшинки занесены в Красную книгу, вне воды они теряют свою привлекательность. Их венчик быстро поникает).
Ситуация 9. После отдыха ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. (Все отходы необходимо увозить с собой. Так как упаковки из искусственных материалов в природе не разлагаются, в ней нет таких организмов, которые бы их разлагали).
Ситуация 10. По отдыха в лесу ребята собрали разовые упаковки и сожгли в костре.(Сжигать изделия из искусственных полимеров нигде нельзя. В воздух попадают очень вредные ядовитые вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в зале остается смола, которая не разлагается естественным путем. Все это нужно взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизовано и в безопасном для живых организмов месте).
8. Музыкальное лото. Определить по звучанию музыки название песни или название кинофильма из которого эта музыка. Задание на скорость обеим командам.
Подведение итогов и награждение победителей.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг по русскому языку
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе....
Литературный брейн-ринг
Литературная игра-викторина для учащихся 3-4 классов. Материал игры поможет учителю начальных классов организовать проведение недели литературного чтения или поможет в организации внеклассной работы п...
экологический брейн-ринг
Цели:расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;воспитание экологической культуры, бережного отношения к...
Экологический брейн-ринг
Игра, направленная на развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников....
Экологический брейн-ринг
Разработка в год экологии...
Сценарий экологической игры. "Брейн-ринг" - "Охранять природу - значит охранять родину"
Сценарий экологической игры «Брейн -ринг» - «Охранять природу – значит охранять родину» подойдет для проведения классных часов....
Экологическая игра «БРЕЙН - РИНГ» для учащихся 4 класса
Экологическая игра «БРЕЙН - РИНГ» для учащихся 4 класса Цели игры:пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, экологии;расширение кругозора обучающихся;продолжен...