Брейн-ринг по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Breyn_-_ring_po_russkomu_yazyku.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

          Департамент образования г. Саранска

           Городское управление образования

                        

                                                                 

Брэйн – ринг по русскому языку

4 класс

                                                                                     Автор: Ехлакова Ольга Ивановна,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     МОУ «СОШ № 25» г. Саранска

                                                                                     Республики Мордовия

        

2009 г.

Брэйн – ринг по русскому языку

Оборудование:   для оформления: шары, лозунги для поддержки, буквы …

для игры: сигнальные карточки, карточки для игры с заданием, запись на доске, магнитофон.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брэйн – ринга.

        Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и  прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Ученик № 1.: Александр Сергеевич Пушкин  с благоговением относился к              русскому языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый к общежительный в своих отношениях к чужим языкам». «Ему свойственны, величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

Ученик № 2.: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик № 3.: Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого.

Ученик № 4.: Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посветил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – нам не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

        Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу.

Ученик № 5.: Иван Сергеевич Тургенев просил. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Ученик 1.  Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Ученик 2.        Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днем рождения не поздравишь.

Ученик 3.        Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Ученик 4.        Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Ученик 5.         Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Брэйн – ринг, девиз которого:

«Хочу всё знать!»

Ведущий.: Здравствуйте, уважаемые гости.

Здравствуйте, уважаемые участники нашего Брэйн – ринга.

Итак, как вы уже поняли, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Ученик 6.        Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

Ученик 7.        «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 8.        Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков не исключая и греческого».

Ученик 9.        Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посветил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – нам не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

                Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу.

Ученик 10.        Иван Сергеевич Тургенев просил. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Ведущий.        С самого раннего детства и до глубокой старости – вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык.

                        (вбегает Зелена скука. Она не здоровается)

Ведущий.        Кто это ребята?

        (ответы детей)

Зеленая скука.        И здесь меня не узнают.

                        (Зевает. Вынимает зеркальце, прихорашивается)

                        Так узнали меня или нет?

                        (Поворачивается спиной, где листок с надписью «Зелена скука»)

                        А что вы тут делаете?

Ведущий.         Изучаем русский язык.

Зеленая скука.         Как это, интересно, вы изучаете язык?

                        (Рассматривает свой язык в зеркале)

Ведущий.        Изучаем орфограммы.

Зеленая Скука.        Какие такие арфягремы? Буквы знаете? Знаете. Ну и пишите  буква к букве, вот и слово получится, а то арфягремы.

                        (зевает)

        Скука ужасная.

Ведущий.        А ты, Скука, буквы то знаешь?

Зеленая Скука.        Конечно. Я ведь современно образованная Скука, правда, немного зеленоватая. Сейчас я вам докажу, что достаточно знать буквы, и это самое главное. Вот я вам написала словосочетание: «русский язык».

Ведущий.         Ой – ой. Вот это ты написала. Ребята, сколько ошибок допустила Скука? (3)

        Исправьте и объясните орфограммы.

Зелена Скука.        Подумаешь, и так все было понятно. Скучные ваши правила.

Ведущий.         Ребята, давайте докажем Скуке, что знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно.

Ведущий.        На нашем брэйн – ринге участвуют 3 команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи! И познакомимся с ними ближе.

  1. Тур «Защита своей команды».

Команда 1. «Победа».

        Наша команда называется «Победа». Это команда «П» - прилежных, «О» - отважных, «Б» - бесстрашных, «Е» - единомышленников, «Д» - дружных, «А» - альтруистов, работающих под девизом:

        Учите русский – годы кряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда в нем самом.

1. Мы собрались тут не зря,

Поскольку это конец марта.

2. Кто выиграет, для нас пока секрет,

но брэйн – ринг на это даст ответ.

3. Кто победит, кто проиграет,

Нас эта тайна донимает.

4. Мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

5. От команды, от «Победы»

Вот вам пожелания.

6. Через труд придет победа,

Через труд и знания.

Все вместе. И пусть быстрей кипит борьба,

                Сильней соревнования,

        Успех решает не судьба,

        А только наши знания.

Ведущий.        Пора представить многоуважаемое жюри …

Ученик 11.        Упала ранняя звезда

        В полях прохлада

Сидит жюри,

Глядит жюри

Суровым взглядом.

Жюри, жюри нам помоги в наш час суровый:

Побольше баллов присуди и будет клево!

Ведущий.        А сейчас несколько советов всем участникам брэйн – ринга:

- Не говори  гоп, пока не перепрыгнешь.

- Звону много, а толку мало.

- Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Не спеши языком, торопись делом.

                (объясняя правила игры)

(Команды рассаживаются по своим местам)

II Тур. Непроверяемые слова.

Ведущий.        Открываем первую страничку нашего конкурса, и вот вам первое задание: соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы узнаете тему следующего задания.

        

        н п р в р м                е о е я  е  ы е                   (Непроверяемые безударные

                б з д р н                 е у а ы е                             гласные)

        г л с н                 а ы е

        - Напишите 10 слов на тему «Животные»

- А команда болельщиков в это время тоже не спит и напишет 10 слов непроверяемой безударной гласной в корне на тему «Школа».

III. Тур. «Дружеская семейка».

Ведущий.         Это была лишь разминка.

Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Все части речи в русском языке живут как дружная семейка. Следующий тур позволит узнать, всех ли членов этой семьи вы знаете. Русский язык и литература очень связаны друг с другом. На каждую букву написанных по вертикали слова «Литература» подбери дружную семейку Н – р, (показываю на карточке:)

Т – тот, местоимение                        Л – ли, частица

Р – разве, частица                        И – и, союз

У – удивлялся, глагол                        Т – три, числительное

Д – десять, числительное                Е – есть, глагол

О – он, местоимение                        Р – радостно, наречие

Л – легко, наречие                        А – арбуз, существительное

Ю – юла, существительное                Т – ты, местоимение

Б – без, предлог                                У – у, предлог

И – или, союз                                Р – ручной, прилагательное

Е – еловый, прилагательное                А – ай, междометие

- Главное условие, чтобы части речи не повторялись.

Жюри.

Ведущий.        Задание определило, что ваша команда является дружной семейкой.

IV Тур. «А какого я рода» Музыкальная пауза.

Ведущий.        Еще с древних времен любой предмет был какого либо рода, племени. Чужим считался тот, кто был другого рода, племени. У нас есть предметы, которые приехали из другого государства, надо определить их род:

        мебель (ж.р.),        кофе (м.р.),                тюль (м.р.),

        такси (ср.р.),        рояль (м.р.),        хрусталь (м.р.),

        кенгуру (м.р.),        какао (ср.р.).

Жюри.

Ведущий.        Все предметы отправлены в свое племя, поэтому не будут съедены или испорчены другим родом. Но нам не просто надо знать предметы, но и уметь объяснить, что это предмет незнакомцу.

V Тур. «Объясни толкование слов или

Что это …?»

Ведущий.        Вам надо данным словам дать 2 толкования, исходя из различных значений слов.

Балкон 1)        выступающая из стелы здания площадка с перилами;

  1. верхний ярус в зрительном зале.

Градус   1)        единица измерения дуг и углов;

             2) единица измерения температуры.

Осадок   1) тяжелое чувство, остающееся после чего – нибудь;

               2) твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне.

Ведущий.        Пока команда думает, для болельщиков задание, которое пришло от бабушки Загадушки.

        Чья команда отгадает больше загадок и скажет сколько букв и звуков в словах – отгадках, заработает дополнительный балл для своей команда.

  1. Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок.             (Юла – 3 б., 4 зв.)

  1. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

                                        (Заяц – 4 б., 5 зв.)

  1. Льется речка –

Мы лежим.

Лед на речке –

Мы бежим.

                                (Коньки – 6 б., 5 зв.)

  1. Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

                                (Ель – 3 б., 3 зв.)

Жюри.

VI Тур. «Из одного слова несколько».

Ведущий.        Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной «Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались,      т.е.       из      букв   слова      «КАРТОФЕЛЬ»    составить         2 слова из 3 букв

                                2 слова из 4 букв                всего 8 слов

                                2 слова из 5 букв

                                2 слова из 6 букв

        /ель, мак, рот, кот, кат …

        пора, крот, факт, торф, кафе …

        кофта, катер, трель …

        кафель, форель, лекарь, токарь …)

        Сейчас, уважаемые болельщики, вы опять можете помочь своей команде заработать дополнительный балл. Для этого вам нужно выполнить такое задание: Вот круг, на нем – 6 букв.

Сколько различных – имен существительных – сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде. Читать разрешается в

разных направлениях, буквы читать обязательно подряд.

                (сок, осадок, сок, око, код, садок, ода, ад, коса …)

Жюри.

VII Тур. «Меткое слово».

Ведущий.        Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Кто догадался о каких таких словах говорится?

        а. Сейчас мы в этом постараемся убедится. Вы должны вспомнить фразеологизмы (2) и нарисовать к ним рисунки для другой команды. А другая команда должна его угадать и объяснить значение его.

Ведущий.        б. Мы продолжаем упражняться в знании метких слов. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми пропущенными словами в разной падежной форме. Отгадайте их.

        … об … . Из … вон …плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло. (руки)

        - А сможете вы их объяснить?

Музыкальная пауза.

Жюри.

VIII Тур. «Венок сравнений».

Ведущий.        Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью …».

        Какой прием использует автор, чтобы описать русский язык?

        Я предлагаю вам тоже собрать венок сравнении, описывая предложенный предмет. Сколько участников, столько и сравнений.

        (Дождь, как душ, водопад, …

        Снег, как пух, звездочки, …

        Лед, как стекло, …)

Жюри.

IX Тур. «Отгадай пословицу».

Ведущий.        Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание: отгадать пословицы по двум словам:

        свет – тьма, труд – лень,

        встречают – провожают,

        погибай – выручай.

        /Ученье – сет, а неученее – тьма.

        Труд кормит, а лень портит.

        По одежке встречают, по уму провожают.

        Сам погибает, товарища выручает/.

Жюри.

Музыкальная пауза.

- У нас в гостях Модам Брошкина.

Встречайте (4 Б Скрипкина М.)

X Тур. «Музыкальные слова».

Ведущий.        Мы продолжаем музыкальную тему. И следующее задание: придумайте 5 слов, чтобы в каждом слове не менее 2-х раз повторялось название нот.

        (сирень, фасоль, домик, домино, доля, помидор, фамилия)

        А пока команда думает, мы с болельщиками поиграем в игру «Кто что делает». Я называю животных, а вы глаголы – действия, какие звуки они произносят, а затем имитируем эти звуки.

        Лошадь … (ржет), корова … (мычит),

        Кузнечик … (стрекочет), волк … (воет),

        Курица … (кудахчет), кошка … (мяукает). Молодцы!

Жюри.

XI Тур. «Сочини стихотворение».

Ведущий.        Мы сегодня угадывали, составляли, сравнивали, вспоминали. Не были еще поэтами. Попробуем сочинить стихотворение. Я взяла имя существительное – самое важное, главное в школе. Что это? (Урок).

        По рифмам, записанным на доске, сочините за одну минуту стихотворение.

                                                Урок

                                падежи – подскажи

                                изучаю – скучаю

                                не спешу – пишу

                                тетрадь – пять

Жюри.

XII Тур. «Умеем ли мы слушать друг друга».

Ведущий.        Продолжаем сочинять. Но умеем ли мы слушать друг друга? Заключительный тур, на котором мы выслушаем не только все команды, но и каждого ч лена команды. Каждая команда без подготовки должна составить рассказ на заданную тему. По 1 предложению должен сказать каждый, но чтобы рассказ имел законченность.

        (Однажды я обнаружил по своей кроватью крокодила …

        Света и Таня любили над кем – нибудь подшутить …

        Сегодня я обнаружил в своей тетради двойку …)

Музыкальная пауза.

Ведущий.         А пока жюри подсчитывает очки, 4 В приготовил нам сюрприз. Оказывается, они не только умеют думать, но и хорошо танцуют.

Ведущий.        Вот и закончилась игра.

        Расходится нам пора …

        На табло взгляните все –

        Подведем итог игре.

Жюри.

Награждение.

Ведущий.        Наш брэйн – ринг окончен.

        Вы постарались, как смогли.

        Мы снова ждем все с вами встречи

        До новых встреч, прощайте все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...

Интеллектуальная игра по русскому языку."Брейн-ринг"3-4 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК Брейн-ринг          Класс разделен на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расс...

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы.

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы....

Брейн-ринг по русскому языку для 2 класса

Задания предназначены для проведения недели русского языка для учащихся 2 класса....

Брейн-ринг по русскому языку

Этот материал предназначен для учителей начальной школы при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку....

Игра "Брейн-ринг" по русскому языку

Материал содержит презентацию-игру "Брейн-ринг" для начальных классов по русскому языку....


 

Комментарии

Кудряшова Татьяна Александровна

Ольга Ивановна, спасибо за разработку.