"Саморегуляция - эффективный способ борьбы со стрессом у детей"
методическая разработка (1 класс)
Примеры различных способов саморегуляции для детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoregulyatsiya_-_effektivnyy_sposob_borby_so_stressom_u_detey.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Симакова Гея Вячеславовна, г. Санкт-Петербург, шк.34 Невского района, воспитатель обучающихся с ОВЗ
Саморегуляция – эффективный способ борьбы со стрессом у детей
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей: домашние уроки, важные контрольные, необходимость соответствовать нормам по успеваемости, успешность и многое другое. Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать его с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.
Стресс – неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Реакция нервной системы на разнообразные физические и эмоциональные раздражители. Источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:
- невнимание со стороны родителей (настоящее и мнимое)
- развод родителей
- переезды и расставания с близкими людьми
- постоянные укоры со стороны родителей, учителей, родственников
- буллинг
- резкая смена режима или распорядка дня
- начало и конец года, экзамены
- агрессивные компьютерные игры
Чтобы человек мог контролировать себя во взрослой жизни, нужно в детстве заложить основу. Для достижении успеха в учёбе и карьере в ребёнке нужно воспитывать не только самоконтроль, но и саморегуляцию.
Самоконтроль - преодоление негативных эмоций и мыслей, подавление автоматических реакций. Суть навыка «не действовать».
Саморегуляция – умение управлять эмоциями, чувствами и поведением при взаимодествии с окружающими людьми. Речь о том « как действовать».
Способности детей в произвольной регуляции эмоций плохо развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, страх, подавить раздражение, негодование. Пока эмоции детей ещё непосредственны, не подчинены давлению социума- самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Для этого ребёнка учим овладевать такими умениями:
- произвольно направлять своё внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения(приятно, беспокойно, удивлённо, страшно и т.п.)
- направлять своё внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения
- произвольно и подражательно « воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Когда дети в достаточной степени овладели умениями понимать свои и чужие эмоции, вводим в процесс
обучения специальные упражнения, позволяющие научить приёмам эмоциональной саморегуляции.
Например: чтобы справиться со злостью, можно «надуть» ею воздушный шарик, а затем выпустить его. Вместе с воздухом выйдет и вся злость. Чтобы преодолеть страх, рисуем его на бумаге и рвём на мелкие кусочки.
Одним из важных условий для развития саморегуляции в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми является создание ситуации успеха. Большую роль здесь играет доброжелательное общение, снятие страха перед конкретными действиями, положительная поддержка. Поддерживаем детей в любой ситуации, разрешаем выплёскивать свои эмоции. Обсуждаем вместе все переживания, поднимаем самооценку. С дошкольниками и младшей школой прорабатываем стрессовые ситуации через игру. Например: подвижные игры способствуют формированию таких волевых качеств, как ответственность, упорство, решительность. Игры с правилами развивают умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывать сдержанность, самообладание, инициативу. Физическая активность повышает стрессоустойчивость. Различные тренировки должны присутствовать в жизни ребёнка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут( плавание, прогулки, катание на велосипеде, танцы, йога и т.д.), главное сделать занятия регулярными. Сбалансированное питание (все необходимые витамины и микроэлементы).
Аутотренинг проводится с детьми легковозбудимыми, с повышенной утомляемостью, агрессивными, пассивными. Занятия проводятся в ситуации, когда дети возбуждены и утратили способность полноценно воспринимать информацию.
Например: «Полёт на космическом корабле» Сегодня мы будем космонавтами. Вот наш космический корабль. Садитесь в кресла по удобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Корабль стартует. Начались перегрузки. Тело стало тяжёлым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько можно. Уф! Как тяжело. Ещё раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузок вдавливает нас в кресло пилота. Повторим ещё раз. На вдохе тяжесть нарастает, мышцы скованы. Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно , полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили. Вздохнули глубоко ещё раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в пространстве, кружимся, опускаемся(дети изображают это). Наконец наш корабль прилунился. Мы устали от полёта. Давайте отдохнём. Спокойно посидели в кресле. А теперь скажите, что вы переносили легче: тяжесть или невесомость. В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть? В каких местах вашего тела вы ощущали лёгкость? Вы отличные космонавты! «Дыши и думай красиво» Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вздохни, мысленно скажи: «Я - лев», выдохни, вздохни; скажи: «Я - птица», выдохни, вздохни; скажи:»Я - камень», выдохни, вздохни; «Я- спокоен», выдохни. Ты действительно успокоишься. Релаксация вызывается на фоне установки на покой, отдых, посредством трёх действий: проговариванием определённых словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Важно научить ребёнка (с проблемами) чувствовать своё дыхание, используя различные дыхательные техники. Например: Вдох, пауза, выдох 7:3:7 (на счёт).
Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин используют различные упражнения и игры. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений и импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым.
Растяжки – прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность, что так важно для ребёнка. Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна. Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться. Концентрируя внимание на движениях, ребёнок постепенно учится овладевать своим телом, что оказывает положительное влияние на его физическое и психическое состояние.
Визуализация – создание внутренних образов в сознании, активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.
Естественные приёмы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции: смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном, потягивания, наблюдение за пейзажем,рассматривание цветов в помещении, фотографий, купание(реальное или мысленное), вдыхание свежего воздуха, высказывание похвалы, комплиментов.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: эффект успокоения (устранение эмоциональной напряжённости, эффект восстановления(ослабление проявлений утомления, эффект активизации(повышение психофизиологической реактивности).
Требования окружающего мира к человеку высоки, поэтому важно развивать стрессоустойчивость и саморегуляцию с детства, они повысят адаптивные возможности и помогут сохранить внутренние силы и ресурсы в сложных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧАС ОБЩЕНИЯ. ТЕМА: "Страхи – отравители жизни ребёнка. Эффективные методы борьбы с ними".
В воспитательном занятии «Страхи - отравители жизни ребёнка. Эффективные методы борьбы с ними» пок...
Статья Мнемотехника – наиболее эффективный способ развития речи детей
Мнемотехника-наиболее эффективный способ для развития речи детей любого ДОУ, а также учащихся младших классов. Использование педагогом мнемотаблиц позволяет ребенку быстро и легко запоминать текст....
«Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей».
Родительское собрание посвящено важной проблеме на сегодняшний день - безопасность детей в сети Интернет. Рассматривается роль родителей (официальных представителей), пути решения этой проблемы....
Классный час "Стресс. Способы выхода из стресса"
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:«Стресс. Способы выхода из стресса»(4 класс) Педагог- психолог: ...
Логоритмика как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс
В статье описаны эффективные методы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе с помощью логоритмических упражнений....
Игромания у детей: признаки и способы борьбы
Если вы не справляетесь с проблемой детской игромании самостоятельно, необходимо прибегнуть к услугам специалистов....
Тренинг "Стресс, способы борьбы со стрессом"
Технологичсеская карта тренинга "Стресс, способы борьбы со стрессом"....