Логоритмика как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс
материал по логопедии (1 класс)

В статье описаны эффективные методы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе с помощью логоритмических упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Хантанова Лариса Александровна

учитель-логопед первой квалификационной категории

МОУ «Ярославская школа-интернат №7»

Г. Ярославль

Логоритмика как эффективный способ
выравнивания стартовых возможностей детей,
идущих в первый класс

Подготовка детей к школе по-прежнему остается одним из важных вопросов: который волнует педагогов, работников дошкольных учреждений и родителей.

Доказано, что у детей, не готовых к обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще оказываются в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

Экспертная оценка адаптации к школе детей, поступающих в учебные заведения, показала, что высокий уровень адаптации имеют дети, посещавшие детский сад - 14 %, а дети, не посещавшие детский сад - 9,5 %; выше среднего и средний уровень соответственно - 28,5 % и 28 % детей, и низкий уровень имеют дети не посещавшие детский сад - 19 %.

Это объясняется тем, что дети, посещающие детский сад, овладевают некоторыми элементами учебной деятельности. У них формируются умения слушать и последовательно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия правилам.

Ещё одним из показателей высокого уровня адаптации выпускников детского сада является способность их согласовывать свои действия с другими детьми, осознавать собственные успехи и неудачи в совместной деятельности.

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается. У неподготовленного к школе слабо развиты связная речь и умственные способности - он не умеет задавать  вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное.

        Игровые формы обучения являются для детей дошкольного возраста более эффективными, чем обучение школьного типа. Поэтому необходимо во всех видах деятельности  как можно больше играть с ребёнком и как можно меньше требовать от него пассивно слушать-запоминать. В игре формируются такие качества, как самостоятельность инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Одним из видов игрового занятия  обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе является логоритмика. Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.

Как показывает практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах деятельности, на улице и дома.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Итак, логоритмическими занятиями можно  добиться того, что   каждый будущий первоклассник сумеет безболезненно адаптироваться к новым условиям, к обучению в школе. Эти игровые упражнения позволят осуществить комплекс необходимых корригирующих мероприятий, по улучшению состояния здоровья и устранению недостатков развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для детей идущих в 1 класс

...Мы приводим некоторые задания, дающие возможность оценить готовность ребенка к школе как с точки зрения психофизиологической, так и психолого-педагогической....

Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –вхождени...

Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"

Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...

Список литературы на лето для детей идущих во 2 класс ПНШ

Список литературы на лето для детей идущих во 2 класс ПНШ...

Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность

Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность...

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?...

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?...