ЧАС ОБЩЕНИЯ. ТЕМА: "Страхи – отравители жизни ребёнка. Эффективные методы борьбы с ними".
классный час на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАС ОБЩЕНИЯ
(воспитательное занятие)
ТЕМА:
Страхи – отравители жизни ребёнка.
Эффективные методы борьбы с ними.
Подготовила: Батыршина А. А. ,
учитель начальных классов гимназии №56
Люблю, когда утро. Я утро люблю! Люблю, когда я уже больше не сплю, И синее небо. И ветки в окно. И в комнате больше не будет ТЕМНО … Э. Мошковская |
Орг. Момент.
Сегодня мы с вами проведём час общения. Общаться мы будем на, тему, которая близка и детям и взрослым. Давайте прочитаем тему нашего занятия на доске. (Прочитали самостоятельно, затем один ученик прочитает с места).
Эпиграф к занятию отрывок из стихотворения Эммы Мошковской « Люблю, когда утро!» Читаю сама. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на последнюю строчку. Автор нам говорит, что прошла ночь, а ночь как мы с вами знаем время загадочное, не много пугающее. Ребята, почему я сказала, что ночь может напугать? А вы боитесь темноты? В начале нашего занятия я сказала, что эта тема близка и детям, и взрослым. Да, ребята, мы взрослые тоже боимся! Кто- то боится высоты, кто- то оставаться в небольшом закрытом помещении, кто- то боится грозы и молнии. Но мы сегодня с вами поговорим. О НОЧНЫХ СТРАХАХ и о том, как их победить! У вас, ребята, очень развито воображение и в темноте вы можете представить то, чего на самом деле нет! Ночные страхи – настоящие отравители жизни, поэтому с ними надо бороться! Очень часто человек сам заставляет себя бояться того, что совсем не страшно. Он нарочно придумывает и наделяет малознакомое злостью, опасностью, зубами, когтями. Большой мальчик боится паука, а маленькая девочка берёт паука руками. Значит, страшный не паук, это мальчик однажды решил, что пауков нужно бояться, ВЫДУМАЛ СТРАХ и стал с ним жить.
Если стало страшно, то необходимо что- то делать, а не бояться. Тот, кто борется и постепенно побеждает свои страхи, становится смелым, а тот, кто не хочет бороться и сразу сдаётся, становится трусливым, а страх его начинает расти, потому что страхи всегда питаются трусостью! Именно поэтому у трусливого человека много всяких страхов, а у смелого страхи уменьшаются и пропадают. Сейчас я прочитаю рассказ уже известного вам Михаила Александровича Андрианова из книги « Философия для детей». Рассказ называется «Поджаривание страшилок». ( «Философия для детей в сказках и рассказах», Минск, «Современная школа»), 2012г.
Поджаривание страшилок
Перед сном у Андрея всегда портилось настроение. Ведь надо было идти спать в свою комнату, где опасностей было ничуть не меньше, чем в диких джунглях. Это днем Андрей был смелым. Он играл в войну, любил представлять себя отважным индейцем и мог запросто подраться с кем-нибудь из мальчишек, а вот в темноте он становился похожим на зайчонка. Конечно, ушки у Андрея не вырастали, но зато он боялся каждого шороха и движения в своей комнате, точь-в-точь как маленький и беспомощный зайчонок.
Казалось, что в его любимой детской комнате по вечерам собираются всякие страшилки, прячутся по разным темным местам и начинают его пугать. Эти страшилки почему-то целый день, пока светло, не появляются и даже вечером при зажженном свете их нет, но как только свет тухнет, они тут же оказываются где-то рядом, начинают подсказывать ему всякие ужасные мысли и пугать опасностями. Уже целых три года, целых тысячу дней, Андрей каждый раз перед сном дрожит под одеялом и боится пошевелиться, вслушиваясь и вглядываясь в темноту...
- Очень странные эти страшилки, -
каждый раз думал Андрей. - Как же им
не надоедает столько времени пугать и
ни разу не напасть. Может быть, у них
рук и ног совсем нет.
Однажды перед сном Андрею вспомнился разговор с ребятами во дворе, где каждый рассказывал о своих страхах. Их страхи были совсем не похожие, не очень страшные и даже смешные. Например, Витька ужасно боялся тени от окна, она в его комнате на стене была похожа на черный крест, и ему казалось, что это тощий, как палка, дядька каждый вечер расставляет в стороны свои руки и пытается его схватить.
- И почему это мне так всегда не ве-
зет? - спрашивал себя Андрей. - Почему
Витьке достался смешной страх, осталь-
ным лишь чуть страшные, а мне - самые
настоящие.
Тут он вспомнил об ужасной опасности в своей комнате и на всякий случай еще раз взглянул под стол. Там жил страшный и усатый таракан, который за три года успел вырасти, стать огромным, кусучим и мог в любой момент появиться, незаметно подползти и что-нибудь откусить. Вдруг Андрею пришла в голову интересная мысль, он неожиданно понял, что его смелость пропадает и теряется именно в темноте.
- Завтра надо обязательно проверить,
куда убегает моя смелость и где прячет-
ся, - решил Андрей и вскоре уснул.
На следующий день Андрей вспомнил о том, что собирался посмотреть, куда девается его смелость, и придумал одну маленькую хитрость. Он дождался вечера, закрыл окна шторами и стал быстро включать и выключать свет, чтобы смелость не успела потеряться, а страшилки не успели напугать. Минут мять моргал свет и вдруг голова Андрея закружилась, перед глазами как-то странно потемнело.
Неожиданно Андрей увидел в своей комнате много черных снежинок, летавших по комнате. Только Андрей решил, что это мухи, и снежинки тут же превратились в жужжащих и надоедливых мух. Но Андрей не испугался, ему лишь было противно, когда мухи подлетали близко и пытались сесть на него. Все было каким-то непонятным, удивительным, как в самом настоящем сне.
- Вот бы сейчас сюда пауков, - подумал Андрей, и сразу же мухи, одна за другой, стали превращаться в пауков. Они стали плести вокруг Андрея паутину, и было похоже, что они очень голодные и стараются его запугать. Но страшно не было, Андрей никогда не боялся пауков. Он лишь удивился, что пауков так много.
- Ну-ка, прочь, - грозно сказал Андрей, - а то я вас всех пылесосом засосу. Но пылесос ему не понадобился. Вдруг из головы Андрея вылетела голубая молния и, разделившись, словно ветка дерева, на много отростков, она коснулась одновременно всех пауков.
Послышалось шипение, и от пауков пошел дым. О чем-то недовольно бормоча, пауки скрылись за стол и вскоре из-за него показались большие тараканьи усы, которые страшно шевелились. Андрей хотел уже было испугаться и звать маму, но в последний момент собрал свои силы и решил, что сначала успеет в таракана чем-нибудь кинуть. Он стал искать что-нибудь тяжелое и подумал: "Сейчас ты у меня получишь". И опять из его головы выскочила молния и врезалась прямо в таракана. От него пошел дым, половина его усов обгорела, а сам он, превратившись в какую-то непонятную тень, куда-то пропал.
- Ага, получил, - обрадовался Андрей, - попробуй только еще раз показаться мне перед сном, еще раз огоньку получишь, поджарю как картошку.
Теперь молния вылетела совсем уж неожиданно. Она прошла через стену и откуда-то из-за стены совсем издалека послышалось: "Ай-ой, помогите, горячо".
Так и не понял Андрей, было это сном или нет, но только ночью, лежа в постели, страха он почти не испытывал. Следующим вечером было почти не страшно. Но Андрей все равно послал несколько мыслей. Теперь Андрей каждый вечер сам пугал страшилок. Перед сном он обязательно посылает в них несколько мыслей, просто так, чтобы не наглели и чтобы знали, как пугать детей.
Так вот, если и вы очутитесь в мире страшилок, то не забудьте их попугать, чтобы их стало меньше.
– Вам бы хотелось тоже поджарить своих страшилок, как это делал Андрей? _ Что лучше: пожалеть страшилок и продолжать бояться или поджаривать их, чтобы они не появлялись? - Что помогло Андрею прогнать свою страшилку? (Он решил не на помощь звать, а сопротивляться ей). – Происшедшее с Андреем было больше похоже на правду или на сон? - Хотелось бы вам, чтобы страшилки и борьба против них мыслями – молниями оказалось правдой? Страшилки любят приходить по вечерам, потому что вечером перед сном уставших детей легче всего пугать. Они знают, что если не успеют напугать, то человек заснёт, а они могут остаться голодными до следующего вечера и будут плохо себя чувствовать. Потому страшилки стараются изо всех сил! Даже если соберутся ВМЕСТЕ страшилки ВСЕХ ДЕТЕЙ, они никак не смогут нанести ВРЕДА, потому что сделаны из мыслей и мягче воздуха. Воздух же не может дёрнуть вас за ногу или щёлкнуть по носу. В отличие от дневных страхов перед опасностями (пчёлы, машины на улице, крапива, собаки), ночные страхи очень пугающие, но совсем безобидные и не опасные. Они просто очень противные и упрямые и спешат успеть вас испугать ещё до того, как вы заснёте! Страшилки очень слабые и трусливые, их, в отличие от настоящих злых собак или пчёл, легко прогнать, при этом сильно ранив. Для этого нужно РЕШИТЕЛЬНО И ГРОЗНО про себя ПРИКАЗАТЬ страшилке (можно шепнуть) « не тронь, страшилка», «прочь отсюда»,!» , «убирайся!» В это время ваша невидимая мысль, слушаясь приказа, молнией вылетает из вас, сама находит страшилку и, врезаясь в неё, сильно ударяет и обжигает её! Старайтесь это делать сразу, когда страх только начинается и помните, что приказ должен быть ГРОЗНЫМ И РЕШИТЕЛЬНЫМ, а не трусливым. ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ: сделаем глубокий вдох, закроем глаза и РЕШИТЕЛЬНЫМ И ТВЁРДЫМ голосом скажем – « не тронь страшилка», « прочь отсюда», « убирайся»! Этот приём надо повторять каждый раз, когда по вечерам вы начинаете чего-то бояться! Вскоре вы отучите всех страшилок пугать вас, и они будут обходить вас стороной. – Ребята, а давайте вспомним пословицы и поговорки о СМЕЛОСТИ! ( Молодцы!) - А теперь угадайте загадку: раскалённая стрела дуб свалила у села? ( Молния). Я вам уже сегодня говорила, что многие взрослые тоже чего-нибудь да боятся! Есть люди, которые боятся грозы и молнии. Мы с вами говорили о мальчике Андрее, который пускал мысли – молнии. А сейчас я покажу вам картину Владимира Егоровича Маковского «Дети бегущие от грозы». Эта картина была написана давно, в 1872 году. С 1870 года художник создал серию картин на тему крестьянского быта, которые проникнуты сочувствием к простым людям. Наша школа, как вы помните, отметила свой 100 – летний юбилей, а этой картине более полувека. Её подарили школе и она раньше висела в столовой. Вы видите ребята, что время оставило свои следы на картине. Тамара Ильинична восстанавливала её, но ещё не всё сделано. Давайте посмотрим на детей. Как вы думаете, они боятся? Чего? А по каким признакам это видно? ( Страх грозы и молнии.) Давайте пофантазируем, что с стало с ребятами? ( Выглянуло яркое солнце…..Всё закончилось хорошо!)
Моё время общения с вами подходит к концу, и я передаю эстафету нашему педагогу дополнительного образования, которую вы хорошо знаете - Тамаре Ильиничне.
Тамара Ильинична проведёт аутотренинг борьбы со страхом с помощью изображения страхов на листе бумаги. Ребята, давайте схематически обозначим свои страхи на листе бумаги. Для этого с хорошим нажимом карандаша нарисуем то, что нас пугает! Например, грозу мы изобразим стрелами - это молнии. Воду можно изобразить как спокойной, так и бушующей. Можно нарисовать большие волны, вспененные, вздымающиеся высоко-высоко. Ветер или смерч - это наклоненные и сломанные деревья, поднятые вверх предметы. Можно изобразить темноту, закрасив лист тёмным карандашом. А теперь нужно сильно-сильно помять листок в ладонях, затем развернуть, разгладить этот лист на столе и безжалостно порвать на мелкие кусочки. Сейчас всё выбросим в мешок, завяжем крепко и унесём в мусорный бак. После этого поднимаем руки вверх, делаем глубокий вдох, затем руки опускаем, трясём - выдох. Ребята, скажите стало ли вам легче? Почувствовали избавление от своего страха? Если ребёнок сомневается, то с ним нужно провести тренинг повторно, индивидуально.
Понравилось вам занятие? А чем? А что больше всего понравилось? Будем ещё проводить часы общения?
Наше занятие закончилось. До свидания.
Литература:
М.А.Андрианов.
«Философия для детей» (в сказках и рассказах).
В воспитательном занятии «Страхи - отравители жизни ребёнка. Эффективные методы борьбы с ними» показано, что страх - эгоистическая реакция на угрозу, которая останавливает продвижение, лишает сил, сковывает волю, делает беспомощным. Если стало страшно, то необходимо что-то делать, а не бояться. При располагающей к боязни темноте импульсы страха легко проникают извне, находят поддержку в детском воображении и парализуют волю к сопротивлению. Борьба с ночными страхами должна вестись в первую очередь из гуманных соображений. Крайне желательно в первые дни быть с ребёнком и искренне, всем сердцем ему помогать, чтобы вселить в ребёнка уверенность в положительный результат и поверить в себя. После первых успехов ребёнок научится самостоятельно бороться и преодолевать свои страхи.
На протяжении последних лет провожу беседы, классные часы, воспитательные занятия, часы общения на темы:
- мужество и бесстрашие, выдержка и самообладание;
- вера в себя; сила духа и решительность;
- уравновешенность, спокойствие, сдержанность;
- трудолюбие и праздность. Значение труда и вред безделья;
- о страхах и о том, как их победить;
- о щедрости и жадности;
- о справедливости и несправедливости.
Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств. Ребёнок получает грамотное, поэтапное, системное воспитание. Каждая беседа, классный час служит определённой воспитательной задаче. Беседы о страхах и о том, как их победить учат ребят не бояться. Страх безобразен и отравляет человеку жизнь. Страхи питаются невежеством и незнанием. Человек особенно боится то, о чём плохо знает, что не понимает и не может объяснить. Чтобы не бояться, надо знать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продуктивное общение на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей технологии обучения
Продуктивное общение на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей технологии обучения (инновационный проект учителя начальных классоввысшей...
Исследовательская работа "Компьютерные вирусы и борьба с ними"
Научная работа...
Внеклассное мероприятие "Вредные привычки и борьба с ними"
Цели мероприятия: 1. Конкретизировать понятие « вредные привычки», ...
Вредные привычки и борьба с ними.
Материал содержит информацию о вредных и полехных привычках., о их пользе и значении в жизни человека....
Сценарий классного часа на тему "Вредные привычки и борьба с ними"
Материал содержит сновную информацию о проведении классного часа на тему "Вредные привычки и борьба с ними" для учащихся начального звена....
Внеклассное занятие "Вредные привычки и борьба с ними"
Цель: Создать условия для пропаганды здорового образа жизни. Задачи: Приобщать учащихся к спорту, к закаливанию, к соблюдению режима дня....
Классный час "Лесные пожары и борьба с ними"
Дать детям представление о роли леса в жизни человека, обьяснить причины и последствия лесных пожаров....