СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья

Колотилова Вера Александровна

В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

SOCIAL ADAPTATION OF PUPILS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

    Аннотация: в статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

   Ключевые слова: социальная адаптация, условия социальной адаптации.

   Keywords: social adaptation, conditions of social adaptation.

   На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ, а именно с нарушением интеллекта – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [1, с. 48].

   Дети с отклонениями в развитии оказываются, лишены доступных каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также ограничены в предметно-практической и в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

   В коррекционной деятельности на первый план выдвигается коррекция социального опыта и межличностных отношений.

   Совместное полномерное обучение не решает всех вопросов взаимодействия детей с ОВЗ и обычных. У детей с ОВЗ должен накапливаться свой собственный опыт социальных отношений. Важно в ребенке воспитать человека, который умеет бытьи оставаться индивидуальным, ощущать личную ответственность за свое поведение, деятельность, иметь собственную точку зрения. Подготовка к самостоятельному, независимому образу жизни возможна в общеобразовательном учреждении, учитывая привлечения учащихся с ОВЗ к совместной внеурочной, внеклассной деятельности с обычными детьми, в которой они могли бы проявить свои творческие способности, личностные качества, которые не относятся к образовательному процессу и не взаимосвязанные с интеллектуальной деятельностью [2, с. 23–24].

    В Миасской средней общеобразовательной школе № 1 создаются все условия для благоприятной социализации учащихся с ОВЗ. В 2018–2019 учебном году впервые открыли класс специального (коррекционного) обучения для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью. Класс небольшой, всего 8 учащихся, но разного возраста с 5 по 9 класс. Главной задачей было сформировать коллектив, объединить интересы ребят. Для реализации этой задачи мы решили привлекать детей во все мероприятия, конкурсы, акции, фестивали, которые организовывались в школе.

    Самый первый шаг, сделанный вместе, – это поздравление педагога-ветерана с Днем учителя. Василькова Анна Михайловна проработала много лет в этой школе и сейчас на заслуженном отдыхе.

    Далее мы провели классный час, посвященный Дню матери, который помог показать социальную значимость семьи, развивать культ матери, сформировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье.

     На классный час были приглашены мамы, дети приготовили поздравления в виде небольших сценок, читали стихи, устроили шуточный конкурс для мам. На классном часе была очень теплая дружеская обстановка. Мамы были приятно удивлены, а многиедаже увидели своих сыновей с необычной стороны.

    1 декабря – международный день борьбы со СПИДом. В одной из школ села проходил районный конкурс «В ритме жизни». Весь наш класс также принимал участие наравне с обычными школьниками. Мы нарисовали плакат, призывающий к здоровому образу жизни, за что заняли 3 место.

     В январе отмечалось две праздничные даты: «День Красноармейского района» и «85 лет Челябинской области». С целью показать значение родины в жизни каждого человека, научит видеть и ощущать красоту родного края, а также воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения учащиеся посетили районную библиотеку. Нам был показан фильм «Заповедные тропы Красноармейского района». Ребята провели увлекательное путешествие по истории развития родного края, увидели заповедные места, о которых не все знали.

      Всем известна афганская война. В феврале 2019 года отмечалось 30-летие вывода войск из Афганистана. В честь такой памятной даты учащиеся школы поздравляли ветеранов-афганцев. В акции «Поздравь афганца» учащиеся коррекционного класса приняли самое активное участие.

      23 марта на базе МСОШ № 1 был проведен фестиваль «Дети детям», направленный на поддержку детей с онкологическими заболеваниями. Учащиеся каждого класса школы собирали пожертвования в помощь детям, мы не остались в стороне и собрали 600 рублей. Оформили коллективную работу «Ангел добра», где каждый ученик написал свои пожелания: найти новых друзей, удачи в учебе, счастья, радости и конечно скорейшего выздоровления.

      19 апреля в филиале Аргаяшского аграрного техникума проходил «День открытых дверей». На 2019–2020 учебный год набираются абитуриенты с ОВЗ. В нашем классе 2 выпускника, и им предстоит выбирать дальнейший путь, приобрести профессию, которая, в свою очередь, поможет им уверенно идти по жизни.

     Участвуя во всех мероприятиях, школьники проявляли свой характер, показали свои творческие способности, умение и желание общаться, принимать общение таких же детей как они. Школьники с ОВЗ ничем не отличаются от других детей, они также шутят, смеются, веселятся, умеют думать и могут быть серьезными, проявить сочувствие и сострадание, в определенный момент.

     Для успешного протекания процессов социализации и адаптации выбор инклюзивного образования показывает положительный результат. О необходимости внедрения такого рода системы коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения говорит желание большинства родителей определить своих детей в школу по месту жительства, где они будут обучаться, не выделяясь от других детей.  

      Таким образом, общеобразовательная школа сможет осуществить общественный социальный заказ на реализацию совместного обучения всех детей.

Библиографический список

1. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б.С. Бондаренко. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 300 с.

2. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.

3. https://studwood.ru (дата обращения 12.04 2019 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

    Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...

«ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необх...

Статья на тему: «Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы или как помочь ребенку на практике»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

Проект «Кинезиология как средство развития мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на начальном уровне обучения»

Цель  данного проекта- апробировать кинезотерапию для развития мышления учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и выявить эффективность её применения.Гипотеза: использование элементов...