Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.
статья на тему

Ольга Викторовна Еремина

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_situatsiya_uspeha_dlya_detey_ovz.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создание ситуации успеха

в работе с обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

«В первый класс приходят тысячи поистине талантливых ребят, а школу заканчивают единицы».

                                                                                           Ш. Амонашвили

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходят кардинальные изменения   в жизни ребенка: появляются новые требования, новая социальная роль ученика, а главное, принципиально новый вид деятельности – учебная.

Изменения, происходящие в этот период развития, касаются разных аспектов  жизни ребенка, так  с  физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно часто опережает нервно-психическое развитие ребенка, что может приводить к  временному ослаблению нервной системы. У некоторых детей  может наблюдаться  повышенная утомляемость, потребность в движениях беспокойство.

В школе ребенок  приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места ребенком  в системе отношений, интересы, ценности. Полностью изменяется  весь  уклад его жизни. Одновременно с этим продолжает активно развиваться личность ребенка, интенсивно развивается самосознание, происходит становление самооценки младшего школьника. В этой ситуации многое  зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье нормы и ценности. Например, у отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка, сформироваться чувство превосходства над другими одноклассниками. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях.

Особенно сложно в этот период развития приходится обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Именно они в связи с имеющимися особенностями в развитии часто оказываются в хронической «ситуации неуспеха» в ведущей учебной деятельности, что не может не отражаться на их дальнейшем  развитии. Поэтому очень важно формирование у них  компенсаторной мотивации, наличие возможности  самоутвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой. Кроме этого большое значение приобретает авторитет взрослых, существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье. 

С.Л. Рубинштейн писал: "На знании одних недостатков и слабостей ребенка ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, - бесперспективное дело. Кто должен исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем самом"

Ученье – деятельность, дающая человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Очень  часто приходится слышать от учащихся ОВЗ фразы, выражающие негативное отношение к школе. Такой ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, так же как и другие. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу с  желанием учиться, но со временем он теряет интерес к учебе.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он утверждал, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.  

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве,  спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Следовательно, основная задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуации успеха предполагает цепочку последовательных действий:
• установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап),
• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,
• сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.

Исследования психологов показывают, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Об этом говорит известный тезис о том, работа учителя на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете.

Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.

Существует целый арсенал хорошо известных, педагогических методов и  приемов, позволяющих создать для обучающихся ситуацию успеха. 

Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них необходимо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным.  Только силами педагогов, без заинтересованности  и активной поддержки родителей обучающихся сделать это крайне сложно.

Родителям просто необходимо создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, что повышает у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, развивает устойчивый познавательный интерес к учению. При этом надо помнить об основных принципах поддержки ребенка: признание за ребенком права не знать и допускать ошибку, уважение мнения и позиции ребенка, убеждение без порицания и жесткого принуждения, эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка, демонстрация роста его успехов и личных достижений (семейный портфолио, стена достижений ит.п.) 

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.
  5. http://festival.1september.ru/articles/518855/
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/14/sozdanie-situatsii-uspekha-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole
  7. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2011/08/09/roditelskoe-sobranie-roditelskaya-podderzhka-i-sozdanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В коррекционной педагогике нет материалов, в которых бы мы нашли рекомендации по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ. Для этих детей важен отработанный алгоритм действий, все новые дей...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...

«Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе".

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к шко...