«Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе".
консультация (1 класс)

Личковаха Мария Александровна

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к школе понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_god_obucheniya_rebenka_v_shkole.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Дети с ОВЗ, поступающие в 1 класс образовательного учреждения, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. В целом, большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду и возбудимость детей. Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к школе понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) более протяженный. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях учебы и поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Все это повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей, школьного педагога-психолога и родителей.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».
  2. Слабое развитие произвольности.
  3. Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.
  4. Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
  5. Общение с учителем.
  6. Принятие учебной задачи.
  7. Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
  8. Отношение к себе.
  9. Завышенные требования со стороны родителей.
  10. Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
  11. Соматическая ослабленность детей.
  12. Гиперактивность.
  13. Леворукость.
  14. Нарушение эмоционально-волевой сферы.


Родителям первоклассника

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий

1.    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

2.    не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.

3.    Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

4.    Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.

5.    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

6.    Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

7.    Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

8.    Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

9.    Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

10.          Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами.

11.          Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.

12.          Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.

13.          Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику и завучу.

14.          Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.

15.          Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия, как средство адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

В статье предложен на рассмотрение один из путей по формированию коммуникативных и  социально-бытовых навыков, умений и знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей ...

Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В коррекционной педагогике нет материалов, в которых бы мы нашли рекомендации по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ. Для этих детей важен отработанный алгоритм действий, все новые дей...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

Театрализованные игры как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в рамках школьного театра «Лучик».

Воспитательная практика была проведена мной на базе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области. Цель воспитательной практики:га...