Психология подросткового общения в условиях медиапространства
статья (4 класс)

В статье дано описание психологии подросткового общения в условиях медиапростанства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психология подросткового общения в условиях медиапространства

На современном этапе развития системы образования учеными и практиками большое значение уделяется вопросам влияния медиапространства на развитие ребенка. Еще несколько лет назад речь шла о преимущественно негативной роли этого фактора социализации. Но эти изменения, существенно изменившие жизнь детей и образовательный процесс на всех ступенях образования, являются частью современной реальности, и наша задача – пересмотреть и использовать возможности медиапространства в образовательном процессе, в создании условий для развития ребенка, учитывать эти условия в его социальном развитии.

Анкетирование показало, что подростки являются активными пользователями социальных сетей, все же предпочитают реальное живое общение. Такое общение удовлетворяет их потребности в доверительном отношении, понимании. На основе полученных результатов автором сформулированы психологопедагогические условия формирования опыта общения у подростков.

Общение является одним из необходимых факторов формирования личности, важнейшим условием социального становления личности. На протяжении многих лет данная тема являлась актуальной и неоднозначной, она стала предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон и др.), психолингвистов (А.А. Леонтьев и др.), ученых в области социальной психологии (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев и др.), специалистов по детской и возрастной психологии (Я.Л. Коломинский, B.C. Мухина и др.).

По мнению Е.П. Ильина, «человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнеру по общению информации (вербальной и

невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания».

По мнению С.И. Самыгина, Л.Д. Столяренко, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению, так же как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий . Именно эта особенность общения вызывает трудности в принятии виртуального общения как полноценного факта взаимодействия.

Собеседники не видят, не воспринимают непосредственно сигналы друг друга, а считывают их с экранов «гаджетов» и пытаются дополнить полученную информацию за счет «смайликов», пытающих компенсировать эмоциональную оставляющую коммуникации. В процессе общения взаимодействуют как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

По мнению М.И. Лисиной «общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».         

Общение выполняет многообразные функции в жизни  людей. Наиболее значимы среди них: развития межличностных отношений, организация совместной деятельности и познание людьми друг друга. Общение есть взаимодействие между участниками, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Значимой характеристикой общения выступает то, что каждый его участник должен проявлять активность, субъектные качества. При этом человек инициативно воздействует на своего партнера по общению, а партнер воспринимает его воздействия, отвечая на них. Ситуация общения предполагает попеременное действие и восприятие воздействий друг друга  [28].

При таком восприятии сущности общения, виртуальное взаимодействие тоже можно отнести к общению, но с учетом определенных особенностей.

Общение людей на разных возрастных этапах является важной составляющей полноценной жизни каждого из них, дефицит общения отражается на формировании личности.

Особенно заметным это становится в подростковом возрасте. Эмоциональное общение со сверстниками, выступая ведущей деятельностью, оказывает огромное влияние на развитие подростка.

Во-первых, оно решает воспитательные задачи с помощью воздействия мнения товарищей на самооценку и самоотношение подростка.

Во-вторых, сверстники являются для подростка проводниками специфической информации (мнение друг о друге, информацию о взаимоотношениях полов и др.).

В-третьих, группа сверстников создает эмоциональное единение, основанное на общности интересов, схожем эмоциональном реагировании на события и ситуации. В общении с друзьями, подростки познают нормы, ценности, цели, средства социального поведения, социализируются [29].

Уже несколько десятилетий дети с раннего возраста активно осваивают медиапространство, которое ежедневно окружает их и становится привычным. Очень важным аспектом является воспитание культуры общения в медиапространстве посредством ознакомления с медиапродуктами (телевидение, компьютерные технологии, печатные издания).

С приходом интернета в жизнь подростка границы общения сильно раздвигаются, ведь интернет позволяет общаться с людьми, находящимися в любой точке земного шара. Современные подростки являются активными

пользователями социальных сетей, и могут часами просиживать здесь в поисках интересной для него информации. Причин тому множество. В пространстве Интернета подросток может «сломать» стигматизацию реальной жизни и стать тем, кем он хочет, создать о себе впечатление по своему усмотрению. Он по собственной инициативе завязывает контакты или избегает их. Нередко именно эта свобода толкает молодых людей на преступления, обман. Они скрываются под чужим именем и считают, что могут, таким образом, избежать наказания. Другие сами становятся жертвами всемирной паутины.

Исследование данного вопроса Малышевой Е.А. .   показало, что, несмотря на существенное влияние медиапространства на все сферы человеческой жизни, реальное общение подростков друг с другом превалирует. При этом, виртуальное общение, несомненно, тоже занимает лидирующие позиции. Такой вариант общения позволяет передавать информацию оперативно, вне зависимости от места нахождения собеседника, позволяя испытывать иллюзию присутствия собеседников рядом. В данном возрасте он испытывает огромную потребность в понимании, в доверительном

отношении к нему. Он особенно остро чувствует свою значимость и любую критику со стороны взрослых воспринимает агрессивно. В процессе взаимодействия друг с другом подростки учатся самоанализу и рефлексии. Взаимная заинтересованность, совместное времяпровождение, общение имеют исключительную важность. У него появляются тайны, которые он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. Общение со сверстниками

позволяет подростку определить свои возможности в этой сфере.

В условиях погруженности в медиапространство современный подросток получает постоянный поток разноплановой и разнохарактерной информации, большая часть которой не имеет ценности для ребенка. Наряду с

этим, значительная доля информации не предназначена для данной возрастной аудитории или негативно воздействует на сознание молодого человека. В связи с этим становится важным уметь вычленять ценное «информационное зерно», критично подходить к получаемым сведениям. На основании этого мы

предположили, что развитие общения подростков в условиях медиапространства будет успешным, если у детей формируется способность критически воспринимать полученную информацию.

Образовательная среда современной школы пронизана медиапростанством, а это технические и информационные возможности, которые важно принимать и использовать всем субъектам образовательного процесса: и обучающимся, и педагогам и родителям. Взрослые участники образовательного процесса подчас видят в техническом прогрессе лишь зло, но грамотное использование средств Интернета, компьютерных технологий и технологий дистанционного обучения может значительно расширить образовательные возможности и рамки взаимодействия «учитель – ученик». Сложность состоит в том, что педагоги и родители должны быть не только морально готовы их принять, но и разбираться в этих вопросах для грамотного

использования возможностей медиапространства в образовательном процессе. В связи с этим мы предполагаем, что развитие общения подростков

в условиях медиапространства будет успешным, если повышается уровень компетентности родителей и педагогов в информационных технологиях как субъектов образовательного процесса.

В условиях погруженности детей и взрослых в систему социальных сетей, новостных лент и поисковых систем, виртуальное взаимодействие существенно «перетянуло» на себя решение коммуникативных задач между людьми. Многие исследователи говорят об «однобокости», искаженности такого общения: передавая информацию друг другу, люди исключили невербальные каналы восприятия, эмоциональную составляющую взаимодействия и т.д. Молодое поколение может легко высказаться и проявить себя в социальной сети, быть звездами интернет-форумов, но теряется перед реальным выступлением в классе на уроке. Происходит деформация в формировании коммуникативных навыков у подрастающего поколения как в общении друг с другом, так и в общении со взрослыми, которые подчас не понимают, не принимают эту культуру, разговаривают со

своими детьми «на разных языках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила внутрисемейного общения как условие сохранения культуры и здоровья нации.

Культура речевого общения - одна из составных частей общей культуры. Красивую, правильную речь всегда связывали с понятием интеллигентности. Когда же на поверхности оказались другие слои общества, ста...

Презентация по психологии "Барьеры общения"

Презентация по психологии "Барьеры общения"...

Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха

Статья на тему: "Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха"....

Сотрудничество психолога и учителя, как условие успешной адаптации первоклассников.

Материал поможет учителю в организации сотрудничества учителя - психолога- родителя. Приёмы работы, описанные в статье, помогут в адаптации учащихся и родителей к школьной жизни...

А.Ю. Кузин, Ю.И. Кузина ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Рекомендовано в качестве практикумаРедакционно-издательским советомТомского политехнического университета...

Конспект занятия по психологии "Барьеры общения и как их преодолеть для 4-5 классов

Занятие-тренинг «Барьеры общения и как их преодолеть»....