Конспект занятия по психологии "Барьеры общения и как их преодолеть для 4-5 классов
план-конспект урока (4 класс)
Занятие-тренинг «Барьеры общения и как их преодолеть».
Цель занятия-тренинга: развивать у детей навыки эффективного общения.
Задачи занятия-тренинга:
- дать понятие о барьерах в общении и способах их преодоления;
- определить правила успешного общения;
- развивать умение работать в команде, умение эффективно взаимодействовать с окружающими;
- формирование качеств терпимости и дружелюбия в общении с окружающими, толерантного отношения к окружающим.
Участники - учащиеся 4-5 классов.
Продолжительность – 45 минут.
Подготовительная работа:
1.Оформить доску: повесить плакат с планетой Земля.
2. Подготовить слайды презентации «Барьеры общения».
3.Разделить класс на группы.
4.Подготовить карточки с заданиями, лепестки с качествами характера, пустые лепестки, фломастеры и цветные мелки.
Ход занятия.
1. Знакомство с участниками тренинга. Вступительное слово. (5 минут).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, что нам мешает в общении и как это преодолеть. Мы научимся общаться так, чтобы собеседникам с нами было легко и приятно. Поиграем в интересные игры. Готовы?
(- Да)
- А теперь, чтобы нам поближе познакомиться, мы предлагаем встать в круг и каждому участнику назвать себя и прилагательное на первую букву вашего имени. Например, я - Алина, активная. (Ответы детей по кругу). Отлично, теперь мы знаем друг друга чуть лучше и можем продолжать.
2. Разминка. (5 минут).
Поменяйтесь местами – те, кто любит мороженое;
- любит купаться в речке;
- рано ложится спать.
Хлопните в ладоши те, кто сегодня чистил зубы;
- кто любит школу;
- не любит конфеты.
Положите руки на плечи те, кто любит яблоки;
-у кого голубые глаза;
- карие глаза;
- зеленые глаза.
Топните те, кто улыбался сегодня;
- любит слушать музыку;
- нравится красный цвет.
Поднимите руки вверх, кто занимается спортом;
- кому больше 10 лет;
- красиво рисует;
- играет на музыкальных инструментах.
Подпрыгните 1 раз те, кто умеет шить;
- кому не нравится черный цвет;
- у кого короткие волосы;
- заправляет за собой кровать.
Повернитесь вокруг себя те, кто любит маму;
- у кого есть друзья;
- кто ценит честность.
- И так, все в чем-то хоть раз совпали с другими участниками, а в чем-то были неповторимы и уникальны. Мы все разные, но в чем-то похожи, у нас много общего.
3. Основная часть (барьеры эффективной коммуникации). Презентация «Барьеры общения» 1 часть -15 минут.
- Сейчас мы расскажем вам о трудностях в общении и поучимся с ними справляться. А потом вы будете в своих командах тренироваться в эффективном общении. Ребята, где вы чаще всего общаетесь?
(- На тренировке, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете).
-Общение занимает львиную долю нашего времени. И все бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и у любого человека. Наверное, у каждого из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый барьер.
Вопрос – что же мешает общению? (Ответы детей)
Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуаций. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.
Разные языки и культура. Возникает в ситуации разного происхождения и культуры собеседников. Важно продолжать общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.
Непонимание. Возникает тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Мы очень по-разному понимаем многие вещи. Старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания. Столкнувшись с непониманием, можно даже поругаться. Просто скажите: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержал, а потом обсудим…”.
Плохое произношение. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. При дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до приятеля, что вам сложно понимать его из-за недостатков его речи. Попросите его по возможности говорить четко и правильно.
Неопрятность. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности.
Плохое настроение. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется не в вас лично, а разговор лучше отложить на другое время.
Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливым – иногда это само по себе пресекает грубость и хамство.
Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации крайне необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. И не перебивайте, пожалуйста, собеседника.
- Как преодолеть трудности в общении?
(- Уважать друг друга, уметь слушать, не перебивая, не оскорблять, не говорить обидных слов, называть по имени и искренне улыбаться собеседнику, говорить комплименты ит.д.)
- В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо? Нужно научиться справляться с барьерами в общении. И теперь вы в командах потренируетесь в навыках успешного общения.
4. Тренинг навыков эффективной коммуникации (дети разбиваются на группы по цвету)
Продолжительность 15 минут.
Упражнение «Рисунок в тишине»- 5 минут.
- Ребята, сейчас каждая группа получит задание нарисовать рисунок на свободную тему. Требование одно - вы должны сделать рисунок в полной тишине, не произнося ни слова. Вперед!
В конце задания выбирается один участник команды, который будет рассказывать, что означает их рисунок, все ли участвовали и кто «командовал» процессом, а кто только дополнял рисунок деталями.
- Ребята, вы молодцы, Это упражнение помогает нам понять, что можно договориться и достичь успеха и без слов, было бы желание.
Игра «Колечко красоты» - 5 минут.
- Ребята, для этой игры нужен один участник от группы. Он получает волшебное колечко. Стоит его направить на любого человека, так в нем сразу видны все его прекрасные черты характера или внешности. Задача участников, направляя колечко на другого человека, сказать ему /ей комплимент. Играем?
Дети берут колечки, направляют их на участников своих команд и говорят комплименты, называя все хорошее, что есть в их товарищах. Колечко переходит следующему игроку, пока все не услышат комплимент в свой адрес.
Игра «Пойми меня»- 5 минут.
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника, каждый из них выполняет определённую роль: слепой, глухой, немой. Задача – договориться между собой о назначенной встрече. Раздаются карточки с заданиями.
1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».
2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».
Участники выполняют задание, остальные оценивают успешность его выполнения.
Игра «Лепестки» - 5 минут. Каждая команда составляет цветок из лепестков с качествами, полезными для эффективного общения. 2-3 лепестка пустые, и командам предлагается самим написать недостающие качества. А также может случиться, что качество, написанное на лепестке, не подходит для задания, в таком случае команда не использует его для составления цветка.
Обоснование выбора команды, обсуждение цветков из качеств каждой группы детей.
5. Рефлексия. Подведение итогов - 3 минуты.
- Ребята, вы отлично прошли испытания, узнали, что мешают общению и потренировались в успешном и эффективном общении. А чему еще вы научились?
(- Уважительно относиться к собеседнику, видеть в каждом человеке что-то хорошее, быть толерантным по отношению к разным людям и уметь преодолевать барьеры в общении).
- Мы такие разные, но у нас и есть много общего. Мы должны быть терпимы и доброжелательны по отношению ко всем людям.
Благодарность всем участникам за работу и награждение команд.
Приложение.
Карточки с заданиями
1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».
2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».
Карточки с качествами: доброта, вежливость, отзывчивость, зависть, искренность, доброжелательность, щедрость и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_psihologii.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-тренинг «Барьеры общения и как их преодолеть».
Составитель: Власова М.Л., руководитель ШСП МАОУ «СОШ № 127» г.Перми
Цель занятия-тренинга: развивать у детей навыки эффективного общения.
Задачи занятия-тренинга:
- дать понятие о барьерах в общении и способах их преодоления;
- определить правила успешного общения;
- развивать умение работать в команде, умение эффективно взаимодействовать с окружающими;
- формирование качеств терпимости и дружелюбия в общении с окружающими, толерантного отношения к окружающим.
Участники - учащиеся 4-5 классов.
Продолжительность – 45 минут.
Подготовительная работа:
1.Оформить доску: повесить плакат с планетой Земля.
2. Подготовить слайды презентации «Барьеры общения».
3.Разделить класс на группы.
4.Подготовить карточки с заданиями, лепестки с качествами характера, пустые лепестки, фломастеры и цветные мелки.
Ход занятия.
1. Знакомство с участниками тренинга. Вступительное слово. (5 минут).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, что нам мешает в общении и как это преодолеть. Мы научимся общаться так, чтобы собеседникам с нами было легко и приятно. Поиграем в интересные игры. Готовы?
(- Да)
- А теперь, чтобы нам поближе познакомиться, мы предлагаем встать в круг и каждому участнику назвать себя и прилагательное на первую букву вашего имени. Например, я - Алина, активная. (Ответы детей по кругу). Отлично, теперь мы знаем друг друга чуть лучше и можем продолжать.
2. Разминка. (5 минут).
Поменяйтесь местами – те, кто любит мороженое;
- любит купаться в речке;
- рано ложится спать.
Хлопните в ладоши те, кто сегодня чистил зубы;
- кто любит школу;
- не любит конфеты.
Положите руки на плечи те, кто любит яблоки;
-у кого голубые глаза;
- карие глаза;
- зеленые глаза.
Топните те, кто улыбался сегодня;
- любит слушать музыку;
- нравится красный цвет.
Поднимите руки вверх, кто занимается спортом;
- кому больше 10 лет;
- красиво рисует;
- играет на музыкальных инструментах.
Подпрыгните 1 раз те, кто умеет шить;
- кому не нравится черный цвет;
- у кого короткие волосы;
- заправляет за собой кровать.
Повернитесь вокруг себя те, кто любит маму;
- у кого есть друзья;
- кто ценит честность.
- И так, все в чем-то хоть раз совпали с другими участниками, а в чем-то были неповторимы и уникальны. Мы все разные, но в чем-то похожи, у нас много общего.
3. Основная часть (барьеры эффективной коммуникации). Презентация «Барьеры общения» 1 часть -15 минут.
- Сейчас мы расскажем вам о трудностях в общении и поучимся с ними справляться. А потом вы будете в своих командах тренироваться в эффективном общении. Ребята, где вы чаще всего общаетесь?
(- На тренировке, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете).
-Общение занимает львиную долю нашего времени. И все бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и у любого человека. Наверное, у каждого из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый барьер.
Вопрос – что же мешает общению? (Ответы детей)
Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуаций. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.
Разные языки и культура. Возникает в ситуации разного происхождения и культуры собеседников. Важно продолжать общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.
Непонимание. Возникает тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Мы очень по-разному понимаем многие вещи. Старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания. Столкнувшись с непониманием, можно даже поругаться. Просто скажите: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержал, а потом обсудим…”.
Плохое произношение. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. При дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до приятеля, что вам сложно понимать его из-за недостатков его речи. Попросите его по возможности говорить четко и правильно.
Неопрятность. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности.
Плохое настроение. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется не в вас лично, а разговор лучше отложить на другое время.
Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливым – иногда это само по себе пресекает грубость и хамство.
Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации крайне необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. И не перебивайте, пожалуйста, собеседника.
- Как преодолеть трудности в общении?
(- Уважать друг друга, уметь слушать, не перебивая, не оскорблять, не говорить обидных слов, называть по имени и искренне улыбаться собеседнику, говорить комплименты ит.д.)
- В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо? Нужно научиться справляться с барьерами в общении. И теперь вы в командах потренируетесь в навыках успешного общения.
4. Тренинг навыков эффективной коммуникации (дети разбиваются на группы по цвету)
Продолжительность 15 минут.
Упражнение «Рисунок в тишине»- 5 минут.
- Ребята, сейчас каждая группа получит задание нарисовать рисунок на свободную тему. Требование одно - вы должны сделать рисунок в полной тишине, не произнося ни слова. Вперед!
В конце задания выбирается один участник команды, который будет рассказывать, что означает их рисунок, все ли участвовали и кто «командовал» процессом, а кто только дополнял рисунок деталями.
- Ребята, вы молодцы, Это упражнение помогает нам понять, что можно договориться и достичь успеха и без слов, было бы желание.
Игра «Колечко красоты» - 5 минут.
- Ребята, для этой игры нужен один участник от группы. Он получает волшебное колечко. Стоит его направить на любого человека, так в нем сразу видны все его прекрасные черты характера или внешности. Задача участников, направляя колечко на другого человека, сказать ему /ей комплимент. Играем?
Дети берут колечки, направляют их на участников своих команд и говорят комплименты, называя все хорошее, что есть в их товарищах. Колечко переходит следующему игроку, пока все не услышат комплимент в свой адрес.
Игра «Пойми меня»- 5 минут.
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника, каждый из них выполняет определённую роль: слепой, глухой, немой. Задача – договориться между собой о назначенной встрече. Раздаются карточки с заданиями.
1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».
2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».
Участники выполняют задание, остальные оценивают успешность его выполнения.
Игра «Лепестки» - 5 минут. Каждая команда составляет цветок из лепестков с качествами, полезными для эффективного общения. 2-3 лепестка пустые, и командам предлагается самим написать недостающие качества. А также может случиться, что качество, написанное на лепестке, не подходит для задания, в таком случае команда не использует его для составления цветка.
Обоснование выбора команды, обсуждение цветков из качеств каждой группы детей.
5. Рефлексия. Подведение итогов - 3 минуты.
- Ребята, вы отлично прошли испытания, узнали, что мешают общению и потренировались в успешном и эффективном общении. А чему еще вы научились?
(- Уважительно относиться к собеседнику, видеть в каждом человеке что-то хорошее, быть толерантным по отношению к разным людям и уметь преодолевать барьеры в общении).
- Мы такие разные, но у нас и есть много общего. Мы должны быть терпимы и доброжелательны по отношению ко всем людям.
Благодарность всем участникам за работу и награждение команд.
Приложение.
- Карточки с заданиями
1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».
2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».
- Карточки с качествами: доброта, вежливость, отзывчивость, зависть, искренность, доброжелательность, щедрость и др.
Информация о публикации
Загружено: 17 марта
Просмотров: 282
Скачиваний: 15
Власова Марина Власова
Психологу, 5 класс, Классные часы
Проверьте знания своих учеников интересными заданиями
Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!
- Конкурс по английскому языку «Travel Time»
- Международный конкурс по физике «В их честь». Экспертный уровень
- Конкурс по информатике «Обработка числовой информации в электронных таблицах»
- Международный конкурс по химии «Витамины в нашей жизни»
- Конкурс по математике для 3-го класса «Лесные звери»
Вам будет интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА?
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА? Закон 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно. Закон 2. Запреты и требования должны быть ги...
Родительское собрание в 3 классе на тему "Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка"
Проблема влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника....
Как помощь ребёнку преодолеть страх
Рекомендации родителям по воспитанию детей....
Родительское собрание Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка
На собрании обсуждается проблема влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».
Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и материалы из личного опыта работы педагога....
Родительское собрание «Первый раз в первый класс. Как легко преодолеть адаптационный период?».
Начало учебного года является серьезным испытанием, как для школьников, так и для их родителей. Кажется, что еще только вчера вы вели своего испуганного и одновременно важного малыша в школу, в первый...