Конспект занятия по психологии "Барьеры общения и как их преодолеть для 4-5 классов
план-конспект урока (4 класс)

Занятие-тренинг «Барьеры общения и как их преодолеть».

                                     

Цель занятия-тренинга: развивать у детей навыки эффективного общения.

Задачи занятия-тренинга:

- дать понятие о барьерах в общении и способах их преодоления;

- определить правила успешного общения;

- развивать умение работать в команде, умение эффективно взаимодействовать с окружающими;

                   - формирование качеств терпимости и дружелюбия в общении с   окружающими, толерантного отношения к окружающим.

Участники - учащиеся 4-5 классов.

Продолжительность – 45 минут.

Подготовительная работа:

1.Оформить доску: повесить плакат с планетой Земля.

2. Подготовить слайды презентации «Барьеры общения».

3.Разделить класс на группы.

4.Подготовить карточки с заданиями, лепестки с качествами характера, пустые лепестки, фломастеры и цветные мелки.

Ход занятия.

1. Знакомство с участниками тренинга. Вступительное слово. (5 минут).

        - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, что нам мешает в общении и как это преодолеть. Мы научимся общаться так, чтобы собеседникам с нами было легко и приятно. Поиграем в интересные игры. Готовы?

(- Да)

        - А теперь, чтобы нам поближе познакомиться, мы предлагаем встать в круг и каждому участнику назвать себя и прилагательное на первую букву вашего имени. Например, я  - Алина, активная. (Ответы детей по кругу). Отлично, теперь мы знаем друг друга чуть лучше и можем продолжать.

2.  Разминка. (5 минут). 

Поменяйтесь местами – те, кто любит мороженое;

- любит купаться в речке;

- рано ложится спать.

Хлопните в ладоши те, кто сегодня чистил зубы;

- кто любит школу;

- не любит конфеты.

Положите руки на плечи те, кто любит яблоки;

-у кого голубые глаза;

 - карие глаза;

- зеленые глаза.

Топните те, кто улыбался сегодня;

- любит слушать музыку;

- нравится красный цвет.

Поднимите руки вверх, кто занимается спортом;

- кому больше 10 лет;

- красиво рисует;

- играет на музыкальных инструментах.

Подпрыгните 1 раз те, кто умеет шить;

- кому не нравится черный цвет;

- у кого короткие волосы;

- заправляет за собой кровать.

Повернитесь вокруг себя те, кто любит маму;

- у кого есть друзья;

- кто ценит честность.

- И так, все в чем-то хоть раз совпали с другими участниками,  а в чем-то были неповторимы и уникальны. Мы все разные, но в чем-то похожи, у нас много общего.

3. Основная часть (барьеры эффективной коммуникации).                              Презентация «Барьеры общения» 1 часть -15 минут.

        - Сейчас мы расскажем вам о трудностях в общении и поучимся с ними справляться. А потом вы будете в своих командах тренироваться в эффективном общении. Ребята, где вы чаще всего общаетесь?

        (- На тренировке, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете).            

        -Общение занимает львиную долю нашего времени. И все бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и у любого человека. Наверное, у каждого из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый барьер.

Вопрос – что же мешает общению?  (Ответы детей)

        Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуаций. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.

Разные языки и культура. Возникает в ситуации разного происхождения и культуры собеседников. Важно продолжать общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Непонимание. Возникает тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Мы очень по-разному понимаем многие вещи. Старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания. Столкнувшись с непониманием, можно даже поругаться. Просто скажите: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержал, а потом обсудим…”.

Плохое произношение. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. При дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до приятеля, что вам сложно понимать его из-за недостатков его речи. Попросите его по возможности говорить четко и правильно.

 Неопрятность. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности.

Плохое настроение. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется не в вас лично, а разговор лучше отложить на другое время.

Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливым – иногда это само по себе пресекает грубость и хамство.

Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации крайне необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. И не перебивайте, пожалуйста, собеседника.

        - Как преодолеть трудности в общении?

         (- Уважать друг друга, уметь слушать, не перебивая, не оскорблять, не говорить обидных слов, называть по имени и искренне улыбаться собеседнику, говорить комплименты ит.д.)

- В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо? Нужно научиться справляться с барьерами в общении. И теперь вы в командах потренируетесь в навыках успешного общения.

 4. Тренинг навыков эффективной коммуникации (дети разбиваются на группы по цвету)

Продолжительность 15 минут.

Упражнение «Рисунок в тишине»- 5 минут.

        - Ребята, сейчас каждая группа получит задание нарисовать рисунок на свободную тему. Требование одно - вы должны сделать рисунок в полной тишине, не произнося ни слова. Вперед!

        В конце задания выбирается один участник команды, который будет рассказывать, что означает их рисунок, все ли участвовали и кто «командовал» процессом, а кто только дополнял рисунок деталями.

- Ребята, вы молодцы, Это упражнение помогает нам понять, что можно договориться и достичь успеха и без слов, было бы желание.

Игра «Колечко красоты» - 5 минут.

        - Ребята, для этой игры нужен один участник от группы. Он получает волшебное  колечко. Стоит его направить на любого человека, так в нем сразу видны все его прекрасные черты характера или внешности. Задача участников, направляя колечко на другого человека, сказать ему /ей комплимент. Играем?

         Дети берут колечки, направляют их на участников своих команд и говорят комплименты, называя все хорошее, что есть в их товарищах. Колечко переходит следующему игроку, пока все не услышат комплимент в свой адрес.

Игра «Пойми меня»- 5 минут.

Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника, каждый из них выполняет определённую роль: слепой, глухой, немой. Задача – договориться между собой о назначенной встрече. Раздаются карточки с заданиями.

        1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».

        2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».

Участники выполняют задание, остальные оценивают успешность его выполнения.

        Игра «Лепестки» - 5 минут. Каждая команда составляет цветок из лепестков с качествами, полезными для эффективного общения. 2-3 лепестка пустые, и командам предлагается самим написать недостающие качества. А также может случиться, что качество, написанное на лепестке, не подходит для задания, в таком случае команда не использует его для составления цветка.

        Обоснование выбора команды, обсуждение цветков из качеств  каждой группы детей.

5. Рефлексия. Подведение итогов - 3 минуты.

        - Ребята, вы отлично прошли испытания, узнали, что мешают общению и  потренировались в успешном и эффективном общении. А чему еще вы научились?

         (- Уважительно относиться к собеседнику, видеть в каждом человеке что-то хорошее, быть толерантным по отношению к разным людям и уметь преодолевать барьеры в общении).

        - Мы такие разные, но у нас и есть много общего. Мы должны быть терпимы и доброжелательны по отношению ко всем людям.

 Благодарность всем участникам за работу и награждение команд.

 

 

Приложение.

Карточки с заданиями

        1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».

        2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».

Карточки с качествами: доброта, вежливость, отзывчивость, зависть, искренность, доброжелательность, щедрость и др.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_psihologii.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг «Барьеры общения и как их преодолеть».

Составитель: Власова М.Л., руководитель ШСП МАОУ «СОШ № 127» г.Перми                                                                   

Цель занятия-тренинга: развивать у детей навыки эффективного общения.

Задачи занятия-тренинга:

- дать понятие о барьерах в общении и способах их преодоления;

- определить правила успешного общения;

- развивать умение работать в команде, умение эффективно взаимодействовать с окружающими;

                   - формирование качеств терпимости и дружелюбия в общении с   окружающими, толерантного отношения к окружающим.

Участники - учащиеся 4-5 классов.

Продолжительность – 45 минут.

Подготовительная работа:

1.Оформить доску: повесить плакат с планетой Земля.

2. Подготовить слайды презентации «Барьеры общения».

3.Разделить класс на группы.

4.Подготовить карточки с заданиями, лепестки с качествами характера, пустые лепестки, фломастеры и цветные мелки.

Ход занятия.

1. Знакомство с участниками тренинга. Вступительное слово. (5 минут).

        - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, что нам мешает в общении и как это преодолеть. Мы научимся общаться так, чтобы собеседникам с нами было легко и приятно. Поиграем в интересные игры. Готовы?

(- Да)

        - А теперь, чтобы нам поближе познакомиться, мы предлагаем встать в круг и каждому участнику назвать себя и прилагательное на первую букву вашего имени. Например, я  - Алина, активная. (Ответы детей по кругу). Отлично, теперь мы знаем друг друга чуть лучше и можем продолжать.

2.  Разминка. (5 минут). 

Поменяйтесь местами – те, кто любит мороженое;

- любит купаться в речке;

- рано ложится спать.

Хлопните в ладоши те, кто сегодня чистил зубы;

- кто любит школу;

- не любит конфеты.

Положите руки на плечи те, кто любит яблоки;

-у кого голубые глаза;

 - карие глаза;

- зеленые глаза.

Топните те, кто улыбался сегодня;

- любит слушать музыку;

- нравится красный цвет.

Поднимите руки вверх, кто занимается спортом;

- кому больше 10 лет;

- красиво рисует;

- играет на музыкальных инструментах.

Подпрыгните 1 раз те, кто умеет шить;

- кому не нравится черный цвет;

- у кого короткие волосы;

- заправляет за собой кровать.

Повернитесь вокруг себя те, кто любит маму;

- у кого есть друзья;

- кто ценит честность.

- И так, все в чем-то хоть раз совпали с другими участниками,  а в чем-то были неповторимы и уникальны. Мы все разные, но в чем-то похожи, у нас много общего.

3. Основная часть (барьеры эффективной коммуникации).                              Презентация «Барьеры общения» 1 часть -15 минут.

        - Сейчас мы расскажем вам о трудностях в общении и поучимся с ними справляться. А потом вы будете в своих командах тренироваться в эффективном общении. Ребята, где вы чаще всего общаетесь?

        (- На тренировке, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете).            

        -Общение занимает львиную долю нашего времени. И все бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и у любого человека. Наверное, у каждого из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый барьер.

Вопрос – что же мешает общению?  (Ответы детей)

        Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуаций. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.

Разные языки и культура. Возникает в ситуации разного происхождения и культуры собеседников. Важно продолжать общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Непонимание. Возникает тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Мы очень по-разному понимаем многие вещи. Старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания. Столкнувшись с непониманием, можно даже поругаться. Просто скажите: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержал, а потом обсудим…”.

Плохое произношение. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. При дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до приятеля, что вам сложно понимать его из-за недостатков его речи. Попросите его по возможности говорить четко и правильно.

 Неопрятность. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности.

Плохое настроение. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется не в вас лично, а разговор лучше отложить на другое время.

Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливым – иногда это само по себе пресекает грубость и хамство.

Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации крайне необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. И не перебивайте, пожалуйста, собеседника.

        - Как преодолеть трудности в общении?

         (- Уважать друг друга, уметь слушать, не перебивая, не оскорблять, не говорить обидных слов, называть по имени и искренне улыбаться собеседнику, говорить комплименты ит.д.)

- В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо? Нужно научиться справляться с барьерами в общении. И теперь вы в командах потренируетесь в навыках успешного общения.

 4. Тренинг навыков эффективной коммуникации (дети разбиваются на группы по цвету)

Продолжительность 15 минут.

Упражнение «Рисунок в тишине»- 5 минут.

        - Ребята, сейчас каждая группа получит задание нарисовать рисунок на свободную тему. Требование одно - вы должны сделать рисунок в полной тишине, не произнося ни слова. Вперед!

        В конце задания выбирается один участник команды, который будет рассказывать, что означает их рисунок, все ли участвовали и кто «командовал» процессом, а кто только дополнял рисунок деталями.

Ребята, вы молодцы, Это упражнение помогает нам понять, что можно договориться и достичь успеха и без слов, было бы желание.

Игра «Колечко красоты» - 5 минут.

        - Ребята, для этой игры нужен один участник от группы. Он получает волшебное  колечко. Стоит его направить на любого человека, так в нем сразу видны все его прекрасные черты характера или внешности. Задача участников, направляя колечко на другого человека, сказать ему /ей комплимент. Играем?

         Дети берут колечки, направляют их на участников своих команд и говорят комплименты, называя все хорошее, что есть в их товарищах. Колечко переходит следующему игроку, пока все не услышат комплимент в свой адрес.

Игра «Пойми меня»- 5 минут.

Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника, каждый из них выполняет определённую роль: слепой, глухой, немой. Задача – договориться между собой о назначенной встрече. Раздаются карточки с заданиями.

        1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».

        2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».

Участники выполняют задание, остальные оценивают успешность его выполнения.

        Игра «Лепестки» - 5 минут. Каждая команда составляет цветок из лепестков с качествами, полезными для эффективного общения. 2-3 лепестка пустые, и командам предлагается самим написать недостающие качества. А также может случиться, что качество, написанное на лепестке, не подходит для задания, в таком случае команда не использует его для составления цветка.

        Обоснование выбора команды, обсуждение цветков из качеств  каждой группы детей.

5. Рефлексия. Подведение итогов - 3 минуты.

        - Ребята, вы отлично прошли испытания, узнали, что мешают общению и  потренировались в успешном и эффективном общении. А чему еще вы научились?

         (- Уважительно относиться к собеседнику, видеть в каждом человеке что-то хорошее, быть толерантным по отношению к разным людям и уметь преодолевать барьеры в общении).

        - Мы такие разные, но у нас и есть много общего. Мы должны быть терпимы и доброжелательны по отношению ко всем людям.

 Благодарность всем участникам за работу и награждение команд.

 

 

Приложение.

  1. Карточки с заданиями

        1 задание: «Встречаемся в 5 часов вечера и идем в кино».

        2 задание: «Я приглашаю тебя на день рождения 12 ноября».

  1. Карточки с качествами: доброта, вежливость, отзывчивость, зависть, искренность, доброжелательность, щедрость и др.

 

 

Информация о публикации

Загружено:  17 марта

Просмотров:  282

Скачиваний:  15

 Власова Марина Власова

 Психологу, 5 класс, Классные часы

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

 Скачать материал

Вам будет интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА?

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА? Закон 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно. Закон 2. Запреты и требования должны быть ги...

Родительское собрание в 3 классе на тему "Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка"

Проблема влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника....

Как помощь ребёнку преодолеть страх

Рекомендации родителям по воспитанию детей....

Родительское собрание Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка

На собрании обсуждается проблема влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».

Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и  материалы из  личного опыта работы педагога....

Родительское собрание «Первый раз в первый класс. Как легко преодолеть адаптационный период?».

Начало учебного года является серьезным испытанием, как для школьников, так и для их родителей. Кажется, что еще только вчера вы вели своего испуганного и одновременно важного малыша в школу, в первый...