Сотрудничество психолога и учителя, как условие успешной адаптации первоклассников.
статья (1 класс)
Материал поможет учителю в организации сотрудничества учителя - психолога- родителя. Приёмы работы, описанные в статье, помогут в адаптации учащихся и родителей к школьной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnaya_podgotovka.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество психолога и учителя, как условие успешной адаптации первоклассников
Со своими ребятами и их родителями я познакомилась ещё до школы. В школе всегда проходят собрания родителей будущих первоклассников. На одном из родительских собраний будущих первоклассников мы провели совместно с психологом деловую игру, которая называлась « Скоро в школу»
Ведущей этой игры был наш психолог. Участниками - родители (их разделили на 4 группы). В каждой группе был представитель школы: учитель, воспитатели, логопед. В жюри входила администрация школы. Как известно, присутствие администрации повышает статус учебного заведения и проводимого мероприятия.
Проблема, которая решалась с помощью игры, был вопрос: Готовы ли родители к школе, знают ли они, каким должен быть первоклассник?
Первым вопросом для обсуждения было предложено родителям составить портрет идеального первоклассника. В основном, родители говорили об интеллектуальной готовности (дети должны уметь читать, писать, считать до 10 и больше, знать времена года, домашний адрес). Мало, кто сказал, что ребенок должен хотеть учиться, должна быть подготовлена рука к письму, он должен уметь подчинять своё поведение определённым правилам. В основном, родители воспринимают приход в 1 класс, как очередной этап жизни их ребёнка (надо, так надо!).
Когда выступила психолог школы, родители поняли, что читать и писать, это не самое главное. Она познакомила родителей с другими сферами деятельности, которые влияют на психологию и социальную готовность к школе (мотивационная, волевая, коммуникативная, развитие мелкой моторики).
После теоретической части каждой группе были предложены для обсуждения различные жизненные ситуации. Родители должны были обсудить предложенную ситуацию и определить, какая сфера недостаточно сформирована, и что нужно предпринять в таких случаях?
Например, Мальчик Саша быстро решает примеры, даёт правильный ответ на вопрос учителя, но постоянно выкрикивает, встаёт с места, с трудом досиживает до конца урока. (Определите, какая сфера недостаточно сформирована?)
Родители сразу определили, что в данной ситуации плохо сформирована волевая готовность. Мальчик не способен проявлять усилия воли для того, чтобы слушать учителя.
Каждая группа активно искала поиск решения. Родители думали, как помочь ребенку ещё до школы, чтобы предупредить эту ситуацию во время учёбы. Они «примеряли» каждую ситуацию к своему ребенку. Представитель каждой группы зачитывал список рекомендаций по решению обсуждаемой проблемы.
Рассматривание различных жизненных ситуаций помогло многим родителям определить, что в их конкретном ребенке плохо сформировано, и чем можно помочь ещё до школы. Родители показали свою осведомлённость. Но, тем не менее, после выступлений родителей, психологом были даны рекомендации, которые родители не учли в ходе своего выступления, методы и приёмы, упражнения.
Кроме того, всем участникам игры были предложены пословицы. Каждая группа должна была выбрать именно ту, которая относится к тому или иному аспекту готовности к школе.
Например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (волевая сфера)
Ученье свет, а не ученье – тьма. (мотивационная сфера)
Красна птица умом, а человек умом. (интеллектуальная сфера)
Худой мир лучше доброй драки. (коммуникативная сфера)
Некоторые обучающие упражнения, которые родители могли бы провести со своими детьми дома, мы проиграли в каждой группе.
Например, по развитию коммуникативной сферы (Худой мир лучше доброй драки). Коммуникативная сфера предполагает умение задавать вопросы и отвечать на них. Для лучшего понимания мы проигрывали эти упражнения:
- В паре поиграть в ладоши, проговаривая эту пословицу.
- Сказать пословицу с вопросительной интонацией, выделяя каждое слово голосом (последовательно).
- Прочитать всей группой лениво, как кот Матроскин.
- Пропеть всей группой на мотив «В лесу родилась ёлочка».
Все эти задания приподняли настроение, и на положительной ноте Жюри подвело итоги, выделяя в каждой группе наиболее активного родителя.
Таким образом, на этой встрече родители будущих первоклассников вооружились практическими приёмами подготовки детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной адаптации первоклассника к школе
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....
Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.
Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллект...
Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"
Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...
Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников
Диагностика готовности будущего ученика к школе....
Дидактическая игра на уроках русского языка как условие успешной адаптации первоклассников.
Для того, чтобы процесс адаптации у первоклассников к школе прошел безболезненно и дети менее переутомлялись, на уроках следует применять дидактические игры....
Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников.
Данная презентация может применятся на родительских собраниях в детском саду...
Тема: «Дидактическая игра на уроках окружающего мира как условие успешной адаптации первоклассников»
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Цель моего выступления:Рассмотреть основные виды и структуру дидактических игр на уроках окружающ...