Правила внутрисемейного общения как условие сохранения культуры и здоровья нации.
статья на тему
Культура речевого общения - одна из составных частей общей культуры. Красивую, правильную речь всегда связывали с понятием интеллигентности. Когда же на поверхности оказались другие слои общества, стала укрепляться мысль, что интеллигентность - это порок, от которого надо избавляться. В результате резко нарушилось умение общаться в семье, на работе, в общественных местах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_vnutrisemeynogo_obshcheniya.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила внутрисемейного общения,
как условие сохранения культуры и здоровья нации
Культура речевого общения - одна из составных частей общей культуры. Красивую, правильную речь всегда связывали с понятием интеллигентности. Когда же на поверхности оказались другие слои общества, стала укрепляться мысль, что интеллигентность - это порок, от которого надо избавляться. В результате резко нарушилось умение общаться в семье, на работе, в общественных местах.
Семья объединяет собой совокупность людей разного возраста, пола, образования, жизненного опыта, традиций поведения. Все эти и многие обстоятельства обуславливают трудность семейного общения. Гармоничное общение в семье вообще представляет собой редкость, особенно если семья состоит из нескольких поколений. Семейные конфликты наиболее трудны в урегулировании и разрешении и часто разрушают сам институт семьи.
Необходимо учиться гармоничному общению в семье. Эффективное общение предполагает следование некоторым принципам, а также соблюдение определенных правил общения. Правила реализуются в рамках определенных принципов.
- Принцип терпимости гласит: проявляй терпимость при нарушении ребенком норм поведения и общения. Этот принцип реализуется в следующих правилах:
- не наказывай за любую ошибку;
- не торопись реагировать;
- нарушение не замечать как можно дольше (это касается рядовых и малозначительных нарушений);
- не критиковать, не наказывать, если можно извинить такое нарушение;
- не напоминать ребенку его прошлые грехи;
- откладывать словесное замечание;
- нормализовать отношения после нанесенного наказания.
2.Принцип индивидуализации может быть сформирован следующим образом: выделение ребенка из окружающих его людей. Данный принцип представлен в общении следующими правилами:
- проявляй интерес к личности ребенка;
- спрашивай мнение ребенка;
- слушай ребенка с интересом;
- не обесценивай идеи ребенка;
- не перебивай ребенка, если он говорит бессвязно;
- обращайся к ребенку по имени;
- индивидуальную беседу с ребенком не ограничивай во времени;
- говори "да", подчеркивая независимость личности ребенка ("если хочешь, пожалуйста", "как тебе хочется");
- не сопоставляй поведение ребенка с поведением его братьев или сестер.
3. Принцип мотивации предполагает, сто требования, замечания и наказания должны быть мотивированными, то есть ребенку должно быть понятно, почему это можно, а это нельзя. Данный принцип реализуется в следующих правилах:
- отдавая распоряжение, объясняйте, почему надо это сделать;
- побуждать детей самих анализировать свои поступки и выявлять причины их ошибок;
- запрещая, разрешать ( "не рисуй на стене, вот тебе бумага");
4. Принцип положительного подкрепления предполагает преобладание и акцентирования положительных суждений о поступках и деятельности ребенка в речи взрослого. Данный принцип отражается в следующих правилах:
- чаще хвалите ребенка;
- нельзя хвалить не по заслугам;
- хвалить сделанное ребенком, а не его "в целом";
- критиковать созидательно, а не разрушительно (указать, как нужно было сделать, опуская отрицательную оценку личности ребенка).
5. Принцип сотрудничества предполагает общение, которое носит доверительный, эмоциональный, оптимистический характер, акцентируя совместную заинтересованность ребенка и взрослого в решении стоящих проблем. Правила, реализующие принцип сотрудничества:
- демонстрируйте ребенку понимание его проблем;
- дайте ребенку достойно выйти из кризисной ситуации, помогите ему сохранить "лицо";
- приглашайте ребенка к совместному анализу сложных ситуаций;
- сообщайте ребенку о своих эмоциональных переживаниях, физическом состоянии;
- выражайте гнев, не затрагивая личности ребенка;
- запрещая, помогите ребенку выразить недовольство запретом ("этого делать нельзя, я понимаю, что тебе это не нравится, но такова жизнь");
- запреты формулируйте по возможности не прямо, а в косвенной форме;
- не отвергайте помощь ребенка;
- советуйтесь с ребенком, спрашивайте его совета и мнение;
- участвуйте с ребенком в совместных играх.
Таковы некоторые принципы и правила общения с детьми.
Необходимо также помнить, что большая часть семейных ссор происходит в строго определенные часы дня - это полчаса до ухода на работу и в школу и полчаса после того, как все вернулись. В это время всем членам семьи надо быть особенно внимательным друг к другу. Мы остановились лишь на некоторых вопросах, связанных с проблемой речевого общения, чтобы показать возможности работы родителей, ибо обучение ребенка речевой культуре - это не только задача учителя, школы, но прежде всего семьи, где ребенок проводит большую часть времени.
Используемые ресурсы:
1. Искусство семейного воспитания: Книга очерков/Под ред. проф. П.Т.Фролова. Правила внутрисемейного общения. И.А. Стернин. -Белгород: Белгородский гос. пед. ун-т. 1995-256 с.
2. Искусство семейного воспитания: Книга очерков/Под ред. проф. П.Т.Фролова. Учимся культуре речевого общения. В.Б. Павлюкович. -Белгород: Белгородский гос. пед. ун-т. 1995-256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья в ГПД
Сохранение и укрепление здоровья в ГПД...
Моя проектная деятельность. Проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2008-2012г.г.)
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!
МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ»Чувашия, Батыревский район...
Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!
МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ» Чувашия, Батыревский район Выполнила работу: Вахитова Чулпан Илдаровна, старшая вожатая, учитель начальных классов Мое здоровье – богатство нации, здоро...
Доклад: "Педагогические условия сохранения и приумножения здоровья детей дошкольного возраста"
Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей....
Классный час по ЗОЖ. Тема:" Моё здоровье - богатство нации, здоровье нации - сила государства".
.........................