Мастер-класс для педагогов по теме: «СТОРИТЕЛЛИНГ и учебное СОТРУДНИЧЕСТВО» («Принцип двух С»)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Рассказывание историй является важной формой самовыражения.
-Человечество стало обмениваться информацией в устной форме задолго до того, как научилось писать, поэтому рассказы, притчи и легенды были способом общения с древнейших времен.
-Истории увлекают своим сюжетом, оставляя в памяти незабываемое впечатление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov._storitelling_i_sotrudnichestvo.docx | 811.04 КБ |
rabochie_listy.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
10 декабря 2022 г.
Обобщение педагогического опыта
Мастер-класс для педагогов школы № 164
Учитель: Кукушкина Елена Юрьевна
Тема: «СТОРИТЕЛЛИНГ и учебное СОТРУДНИЧЕСТВО»
(«Принцип двух С»)
«Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня-и я научусь!»
Конфуций
-Показывая, вовлекаю….
-Показ отрывка (мультфильм «Трое из Простоквашино»)
- Скажите, пожалуйста, чем занимались герои мультфильма? (писали письмо, создавали историю). Создали продукт-коллективного творчества. Получилось очень забавно!!
-В чём ошибка героев? (каждый писал о своих жизненных событиях, не опираясь на замысел товарища, не сотрудничали вместе).
-Рассказывание историй является важной формой самовыражения.
-Человечество стало обмениваться информацией в устной форме задолго до того, как научилось писать, поэтому рассказы, притчи и легенды были способом общения с древнейших времен.
-Истории увлекают своим сюжетом, оставляя в памяти незабываемое впечатление. Рисуя в воображении образы, мы «живём» вместе с героями. Именно поэтому истории – один из лучших способов передачи знаний и жизненного опыта.
-«Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю», - говорила художница и писательница Туве Янсон, и я с ней совершенно согласна.
-Двенадцать лет назад я плодотворно занималась Сказкотерапией для преодоления дезадаптации младших школьников. Могу с уверенностью сказать, что данный приём работает, помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира каждого ребёнка. А сказки-это те же истории….
-А вот и продукт того времени… Собранные мною сказки на развитие качеств личности, которые я использую по сей день. Среди них «Сказка о Елене Премудрой и 23 волшебниках», история, написанная учеником в 2010 г.
-Как вы думайте, о ком эта история???
-Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты, параграфы.
- А время идёт вперёд, и мы шагаем вместе с ним.
-И чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом Сторителлинг, который полезен не только детям, но и нам педагогам. (ПЕРВАЯ –«С»)
Сторителлинг в образовании — техника, строящаяся на рассказывании истории с конкретной структурой и интересным героем, с которым обучающиеся могут легко ассоциировать себя.
-Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг.
-Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
-Термин возник от слияния английских слов story – история и telling –рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. Они, действительно, похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
-В любой истории должен быть главный герой и испытания, которые выпадают на его долю. И самое главное: в любой истории должна быть идея.
Сторителлинг используют в бизнесе, маркетинге, рекламе и, конечно, в образовании.
-Для того, чтобы применить педагогический сторителлинг на уроках, стоит сохранить классические элементы повествования.
• Вступление. Из вступления становится понятно, о чем пойдет речь во всем рассказе. Очень важно сделать эту часть по-настоящему живой и интересной. Как? Нужно обратиться к реальному опыту учеников.
• Развитие событий. В этой части повествования проявляются функции персонажей, их возможности и слабости. Развитие позволяет еще острее обозначить проблему и показать, почему она является важной для слушателей. Но давать решение пока нельзя!
• Кульминация. В этой части рассказа проблема достигла пика. Слушатели либо находят его вместе с рассказчиком, либо получают как данность.
• Заключение. Здесь помещается вывод, краткий и четкий. Историю нужно заканчивать.
- Метод сторителлинга позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- сделать материал еще более запоминающимся;
- объяснить сложные вещи простыми словами;
- развить фантазию, логику, устную речь, творческое мышление, воображение, уверенность при выступлении на публике;
- развивает способность к раскрытию талантов и самовыражения.
Педагогический сторителлинг как техника подачи учебной информации выполняет следующие функции:
- наставническая;
- воспитательная;
- мотивирующая;
- образовательная;
- развивающая.
Используют два основных вида педагогического сторителлинга:
Классический сторителлинг
-Реальная жизненная ситуация или придуманная история рассказывается педагогом самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга учитель передает учащимся конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы, облеченную в яркую форму запоминающейся истории («В Королевстве букв и звуков», «Ваше величество- Имя существительное!», «Спор геометрических фигур», «Сказка «Про умное Здоровье», «Волшебница Вода»)
Активный сторителлинг
-Преподавателем задается «канва истории», определяются ее цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй.
-И, пожалуй, самый главный вопрос, волнующий педагогов:
-А не будут ли истории отнимать слишком много времени в ущерб качеству знаний?
-На самом деле, сторителлинг или умело придуманные истории зачастую даже экономят время, потому что в образной форме можно донести сложные вещи намного быстрее, чем в стандартной.
- Наибольшего эффекта достигает Сторителлинг при организации учебного Сотрудничества на уроках (ВТОРАЯ «С»).
-Когда ученики работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения.
-Сотрудничество -это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися, успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал.
(Звучит фрагмент песни «Вместе весело шагать!»)
-Знакома ли вам эта детская песенка?
-В чём главный смысл этой песни?
-Действительно, все виды нашей педагогической деятельности направлены на совместный общий результат.
-Если:
Ученику - интересно,
Учителю - легко,
А вместе - результативно!!!
-Сегодня результатом работы 4 ФОКУС-ГРУПП станут созданные вами ИСТОРИИ ко Дню рождения нашего города (300-летие г. Екатеринбурга).
-Будут представлены 4 формы Сторителлинга.
(жеребьёвка команд)
1 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ (3 мин.):
-Сочинить историю «Алиса в таинственном городе Екатеринбурге» по началу, используя фото материалы (достопримечательности и памятные места Екатеринбурга).
Начало истории:
"Однажды Алиса отправилась на прогулку по извилистым улочкам нашего любимого города и оказалась на совершенно незнакомой улице, где вдоль тротуара тянется высокая стена из старого, временами потрескавшегося кирпича, увитая плющом. Она подходит к ней поближе, проводит ладонью по шершавому кирпичу, и вдруг замечает небольшую узенькую деревянную калитку в стене.
Она слегка приоткрыта, Алиса осторожно заглядывает сквозь приоткрытую калитку заходит внутрь и видит……
2 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ (3 мин.):
-Сочинить историю «Гарри Поттер и волшебная палочка» ко Дню рождения нашего города по незаконченному предложению.
На листе:
«Как-то раз, в Екатеринбурге был проездом Гарри Поттер. Если бы у него была волшебная палочка, то он бы......»
3 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ (3 мин.):
-Сочинить историю «Путешествие фотокорреспондента Мурзилки по музеям Екатеринбурга» по карточкам с изображением объектов.
-Карточки с изображениями музеев и выставочных объектов, приклеивают поочередно на лист или на доску. Учитель может в это время записывать или снимать получившееся повествование, а потом показать всем, какая история получилась.
4 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ (3 мин.):
- Сочинить историю «Екатеринбург будущего», используя обязательно следующую группу слов:
Любимый город, будущее, робот, прославить, Суперлюди, ураган идей, воздушные шары, небоскрёбы, удивительный, совершать, событие.
- Участники на основе группы слов сочиняют свою историю.
-Чем необычнее получатся рассказы, тем лучше!
-Истории излагаются по «цепочке», друг за другом. Участники придумывают и рассказывают свою часть общей истории, продолжая с того момента, где остановился предыдущий участник. История должна иметь начало, развитие события и заключение. Приз каждой команде -ЖЕТОН
(Заслушивание историй каждой команды)
-Жетоны складывается в логотип:
-Вот какой он, принцип двух С!
СТОРИТЕЛЛИНГ и СОТРУДНИЧЕСТВО!
АППЛОДИСМЕНТЫ!!!
Учитель! Будь добрым и общительным!
Вовлекай ученика в общий труд, вызывай у него радостное чувство движения вперёд!
Иди не с результатом к детям, а вместе с детьми иди к результату! Это ли не чудо!
-А в заключении послушайте ПРИТЧУ:
О мальчике, который верил в чудеса
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил в чудо. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки.
Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
«Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и порядочным, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что ЧУДЕС НЕ ИЩУТ, - К ДОБРЫМ ЛЮДЯМ ОНИ ПРИХОДЯТ САМИ».
Пусть и ваша жизнь будет полна добрых чудес!
Твори! Выдумывай! Дерзай!
Рефлексия
-На столах у каждой группы-по 3 высказывания мудрых людей.
-Выберите и прочитайте то высказывание, которое по-вашему мнению подходит к завершению нашего события сегодня.
Цитаты мудрых людей:
"Воображение важнее знания"- Альберт Эйнштейн
"Не имеет значения, как медленно ты движешься, главное не останавливаться" - Конфуций
"Верный признак интеллекта не знание, а воображение" - Альберт Эйнштейн
"Человек, который никогда не делал ошибки, никогда не испытывал ничего нового" - Альберт Эйнштейн
«Если есть цель, то будет и энергия, и средства, и вдохновение». – Тони Роббинс
«Творчество заразительно. Передай другому!» – Альберт Эйнштейн.
«Чем бы вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем» – Конфуций.
«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». - Н.В. Гоголь
«Сойтись вместе-это начало; держаться вместе-это прогресс; работать вместе-это успех!»- Генри Форд
«Сильная команда может воплотить любую безумную мечту в реальность» - Джон Кармак
«Единственное, что спасёт человечество-это сотрудничество» - Бертран Рассел
«Много рук делают работу легче» - Джон Хейвуд
Предварительный просмотр:
СТОРИТЕЛЛИНГ
УЧЕБНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТ
ВО И
ПРИНЦИП ДВУХ С
История
- Вступление
- Развитие событий
- Кульминация
- Заключение
300-летие
г. Екатеринбурга
1
ФОКУС-ГРУППА
2
ФОКУС-ГРУППА
3
ФОКУС-ГРУППА
4
ФОКУС-ГРУППА
1 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ: Сочините историю по началу.
Тема: «Алиса в таинственном городе Екатеринбурге».
Можно использовать фото материалы. История излагается по «цепочке», друг за другом.
Начало истории:
«Однажды Алиса отправилась на прогулку по извилистым улочкам нашего любимого города и оказалась на совершенно незнакомой улице, где вдоль тротуара тянется высокая стена из старого, временами потрескавшегося кирпича, увитая плющом. Она подходит к ней поближе, проводит ладонью по шершавому кирпичу, и вдруг замечает небольшую узенькую деревянную калитку в стене.
Она слегка приоткрыта, Алиса осторожно заглядывает сквозь приоткрытую калитку заходит внутрь и видит……
2 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ: Сочините историю ко Дню рождения нашего города по незаконченному предложению.
Тема: «Гарри Поттер и волшебная палочка»
История излагается по «цепочке», друг за другом.
«Как-то раз, в Екатеринбурге был проездом Гарри Поттер. Если бы у него была волшебная палочка, то он бы......»
3 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ: Сочините историю по карточкам.
Тема: «Путешествие фотокорреспондента Мурзилки по музеям Екатеринбурга». История излагается по «цепочке».
Карточки с изображениями музеев и выставочных объектов, экспонатов помещают поочередно на доску.
Участники придумывают и рассказывают свою часть общей истории, продолжая с того момента, где остановился предыдущий участник. История должна иметь начало, основную часть и заключение.
4 ФОКУС-ГРУППА
ЗАДАНИЕ:
- Сочините историю, используя обязательную группу слов.
Тема: «Екатеринбург будущего»
История излагается по «цепочке», друг за другом. Чем необычнее она получится, тем лучше!
Любимый город, будущее, робот, прославить, Суперлюди, ураган идей, воздушные шары, небоскрёбы, удивительный, совершать, событие.
"Воображение важнее знания."- Альберт Эйнштейн
"Не имеет значения, как медленно ты движешься, главное не останавливаться." - Конфуций
"Верный признак интеллекта не знание, а воображение." - Альберт Эйнштейн
"Человек, который никогда не делал ошибки, никогда не испытывал ничего нового." - Альберт Эйнштейн
«Если есть цель, то будет и энергия, и средства, и вдохновение.» – Тони Роббинс
«Творчество заразительно. Передай другому!» – Альберт Эйнштейн.
«Чем бы вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем.» – Конфуций.
«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.» - Н.В. Гоголь
«Сойтись вместе-это начало; держаться вместе-это прогресс; работать вместе-это успех!»- Генри Форд
«Сильная команда может воплотить любую безумную мечту в реальность.» - Джон Кармак
«Единственное, что спасёт человечество-это сотрудничество.» - Бертран Рассел
«Много рук делают работу легче.» - Джон Хейвуд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс Кизиловой О.И. по теме Профессиональная мобильность педагога: можем ли мы ею управлять?
Профессиональная мобильность педагога. Человек – мера всех вещей. Смысл всей его жизни придают его дела, так как своей деятельностью он нужен и интересен обществу как личность, которая постоянно...
Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...
Городской семинар, мастер-класс "Инновационная деятельность педагога как одно из условий победы в конкурсе."
МАСТЕР-КЛАССпроводит учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №3» г. КогалымаГурина Светлана Николаевна. ЦЕЛЬ: повыси...
Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"
Данный материал включает разработку занятия и сопроводительную презентацию....
Профессия – инженер. Мастер класс по инженерии «Роль электричества в нашем мире». ( В сотрудничестве с образовательным центром «Юниум»).
Профессия – инженер. Мастер класс по инженерии «Роль электричества в нашем мире». ( В сотрудничестве с образовательным центром «Юниум»)....
Мастер-класс по обучению педагогов использованию "виртуальной доски"
Мастер-класс по обучению педагогов использованию "виртуальной доски"...
Выступление на РМО. Тема доклада: Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке.
Тема выступления на РМО : Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке....