Выступление на РМО. Тема доклада: Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке.
статья

Шишкина Галина Анатольевна

Тема выступления на РМО : Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителя начальных классов Шишкиной Г.А.    

МБОУ «СОШ №1»

 « Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

И. Г. Песталоцци

     Непременным условием для реализации деятельностного подхода является реальное взаимодействие всех участников учебного процесса. Это касается как взаимодействия учителя и учащихся, так и учащихся между собой.

     Для того чтобы это взаимодействие состоялось, необходимо научить и научиться принимать мнение другого человека, другие отношения. Для младшего школьника, особенно первоклассника, это очень трудная задача. Дошкольник привык к тому, что мир взрослых «крутится» вокруг него: взрослые его спрашивают, его слушают, выполняют, как правило, его желания. Школа же создаёт принципиально другие условия – спрашивают не только его, но и соседа по парте, ответить могут и другие дети, а самое главное, ответить не так, как он.      

     Понимание и принятие другого мнения, а значит, и другого человека или группы людей нацеливают на деятельность, а не на выяснение отношений. Концентрирует внимание ученика на проблеме, а затем на решении коммуникативных задач.

     Формы организации учащихся на уроке при деятельностном подходе должны носить только диалоговый характер: работа в парах, в группе, коллективе.

  Слайд 3

  Так что же такое учебное сотрудничество? А это особая форма взаимодействия на уроке. Точную формулировку этому понятию определила Галина Анатольевна Цукерман: «Учебная форма сотрудничества – это такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнёра проверяются через действия другого партнёра».

    Учебное сотрудничество не складывается стихийно, само собой. Оно целенаправленно строится учителем – от общих рекомендаций учителя ученикам к индивидуальному консультированию учениками друг друга, от слушания задания учителя к проявлению учениками инициативы в построении плана решения поставленной задачи.

Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить, заострить конфликтную сторону взаимодействия).

Слайд 4.

 Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

Варианты ''негативных'' образцов:

1)      задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2)      задания с выходом на вопрос: ''Что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3)      задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4)      задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Слайд 5

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения. Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1)  Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2)  Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать микродискуссии.

3)  Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.

4)  Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.

5)  Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Слайд 6

Образование групп.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5. Как объединять детей в группы?

  • На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
  • Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
  • Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
  • Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
  • Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.
  • Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''.

При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый.

При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

Слайд 7

Различные способы группового взаимодействия учащихся.

     В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как «мозговой штурм»кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить.

«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

     Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

Кооперативный тип взаимодействия - может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.

   Как руководить группами кооперативного обучения?

   В 1-2 классе делим детей на пары или тройки.  Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

·  чтец - читает вслух;

·  секретарь - записывает что-то от лица группы;

·  докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

·  хронометрист - следит за временем.

Конвейерный тип взаимодействия - между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например, при решении задачи в паре один участник читает задачу, второй разбирает условие, третий составляет краткую запись, четвертый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания.

Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить,   можно организовать так: на первом уроке одна группа детей 2 класса  (у кого в этом есть потребность) работает над темой «Проверка безударных гласных в середине слова»,  другая группа – над темой «Правописание парных согласных в конце слова».  Как правило, у детей есть затруднения и там, и там. Тогда на следующем уроке эти две группы делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д. Учитель либо занимает позицию координатора работы групп (консультирует, оказывает помощь в выполнении заданий), либо руководит работой одной из групп.

      Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

Обсуждение результатов групповой работы.

Когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, не должен быть интуитивным, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный, т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''.

Подводя итог всего урока, стремлюсь прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа  после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.

Слайд 8

Правила организации групповой работы.

      Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной,  в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания. Например: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника.

      Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе.  Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

                                Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")

На интерактивной доске показываем   правила работы в группах  и вспоминаем  правила перед тем, как дети начнут работать.

     

Слайд 10

Примеры заданий для парной или групповой работы.

Хитрые цифры

Вставить цифры вместо звездочек.

1 команда: 3* 86                             2 команда:    7*38*

                 +*2*7                                                - *49*5

                   619*                                                  44*44

Слайд 11

  2   класс:

 Расшифруйте   слова,   в   которых   Баба – Яга   перепутала   буквы:

АЛЬМВАИН,   САРОЛНК, ЛЕЯМЕ, ЛЕБЖОНЕКАС, НУАТБИОР

   ( Мальвина,   Карлсон,   Емеля, Белоснежка, Буратино);

  

3   класс:

 Назовите   одним   словом   и   запишите   его:

- исконный   житель   России               (рус..кий)

- документ   об   окончании   школы    (ат..естат)

- группа   дружных   детей              ( кол..ектив)

- сотрудник   газеты                ( кор..еспондент)

- помещение,   где   идет   урок              ( клас..)

4   класс:   игра   «Хвостоглав»:

Что   за   странные   слова?      Ходит   кругом   голова.

Кто   поймет?    Кто   разберет?

Как   читать?   Наоборот?      Догадался?    Молодец!

Слова   первого   конец

Стал   началом   для   второго.  

 Подсказал   нам   это   Вова.

Тебе   понравилась   игра?

Тогда,   дружок,   найди   слова:

 

Ребятарелкартинарод    (ребята, тарелка, картина, народ )

Собакартонародина       (собака, картон, народ, родина)

Яблоколопатарелкартофель   (яблоко, кол, лопата, тарелка, картофель)

Различного рода проекты тоже являются одним из видов работы в группах.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

     Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

                                                   

                                 

                                                    ЛИТЕРАТУРА

1. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000

2. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

3. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

4. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.

5. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"

Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"

Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сост...

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...

Презентация к выступлению на РМО "Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке".

Презентация создана для  выступления на РМО с докладом по теме: Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке....