Особенности игровой деятельности у младших школьников с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.
статья (1 класс)

Звягинцева Инга Александровна

Особенности формирования игровой деятельности у младших школьников с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobenosti_igrovoy_deyatelnosti_dlya_detey_s_ras.odt28.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Звягинцева Инга Александровна

воспитатель

ГБОУ школа № 755 «Региональный Центр аутизма»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Особенности игровой деятельности у младших школьников с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.

                   Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Сущность игры многозначна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах.  

                   Игровая деятельность — это воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. Направлена на познание окружающей действительности и является ведущей деятельностью детей дошкольного  возраста.  В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его как личности. 

                  Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью и расстройством аутистического спектра игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

                    Одна из главных проблем, характеризующих детей с умственной отсталостью и  расстройством аутистического спектра - это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Их игра с игрушками и другими объектами не целенаправленна и часто необычна. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия. Это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность.

                    Недоразвитие игровой деятельности у детей с аномальным развитием оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми .

                  Большинство детей с выраженной умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку.
                   
Для детей с умственной отсталостью и   расстройством аутистического спектра так же  характерны следующие особенности игровой деятельности:

  • Часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста.
  • «Застревают» на определенных играх.
  • Игровое взаимодействие затруднено. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми.
  • Не могут полноценно играть со сверстниками.

 
Вне специально организованного обучения дети с умеренной и выраженной умственной отсталостью в возрасте 8-9 лет овладевают игровыми действиями процессуального характера, которые многократно, стереотипно, однообразно повторяют, как правило, не сопровождая их эмоциональными реакциями и речью.
Вместе с тем в процессе обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого.
Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками. В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике.
Ребенок с РАС находится в зоне эмоционального комфорта во время аутостимуляций или стереотипной игры. Когда мы играем вместе с ним его игра развивается и приобретает творческий характер. В это время он находится в зоне физиологического стресса. Вместе с тем это зона развития. Возможности ребенка с РАС ограничены, он легко истощается и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру.

                  Формирование игровой деятельности у  детей с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра является длительной, кропотливой работой. Важным результатом процесса формирования игровой деятельности у таких детей является способность к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

По мнению исследователей, проблемы общения детей с УО обусловлены нарушениями интеллекта и речи. О специфике коммуникативных умений говорили Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкин...

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

«Особенности грамматического строя речи младших школьников с умственной отсталостью»

Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от...

Специфика организации игрового процесса у младших школьников с умственной отсталостью

В статье представлена специфика организации игрового процесса у младших школьников с умственной отсталостью....