Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Азбука родного села"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- Основной образовательной программы МКОУ «Ребрихинская СОШ»
Программа «Азбука родного села» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_lyubimogo_sela.docx | 41.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района Алтайского края
Согласовано «23» августа 2022 г Зам.директора по ВР: Л.В.Карунина
| Утверждаю: Приказ № 197 от «24» августа 2022 года Директор школы: И.Е.Сыркин |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
2 Г класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
Синельникова Н.А.,
учитель начальных классов
с. Ребриха
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- Основной образовательной программы МКОУ «Ребрихинская СОШ»
- Рабочей программы воспитания МКОУ «Ребрихинская СОШ»
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Азбука родного села» с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания;
- в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности «Азбука родного села», в рамках Рабочей программы воспитания;
- в возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных группах, организованных для социокультурной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в Рабочей программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей программой воспитания.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного села, просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе курса «Азбука любимого села» они осознают значимость наследия родного села в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свое село, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «Азбука родного села» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Программа «Азбука родного села» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.
Возраст детей – 7-8 лет
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30 мин.
Форма организации занятий: очная, дистанционная
Режим занятий: еженедельно, по четвергам с 13-50 до 14-20
Принципы построения программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, карты, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Азбука любимого села» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Цель:
создать условия для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного села Ребрихи, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории, природе, культуре родного села удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
- воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего села;
- формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного села, гражданское самосознание, чувство гордости за родное село;
- вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
- создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.
Планируемые результаты освоения курса
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Азбука родного села» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Азбука родного села» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Ученик научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.
Ученик получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин своей страны, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств;;
- чувства гордости за своё село, свой край, страну, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Алтайского края, села Ребрихи;
- описывать достопримечательности села;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем селе, крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Алтайского края, Ребрихи;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте Алтайский край , село Ребриха;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы организации занятий по курсу «Азбука родного села» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
- научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
- приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
- будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
Данный курс «Азбука родного села» рассчитан на преподавание во 2-х классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “ Мир природы”, “Мир истории”, “Мир культуры”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по «Азбука родного села» углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
В процессе преподавания курса «Азбука родного села» рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, рисунки, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Алтайского края и контурные карты.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях села Ребрихи, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Изучение «Азбука родного села» способствует
формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного села в развитии Алтайского, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с сообщениями
- сравнивать и обобщать факты;
- работать с атласом и контурной картой;
- воспитывать бережное отношение к своему селу, к школе.
- воспитывать чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков
Содержание курса
2 КЛАСС
1. Мир природы (12 ч)
А знаете ли вы где находится Ребриха? Рельеф и полезные ископаемые (Практикум: отметьте месторождения разных видов глин на территории Ребрихинского района). Климат. Практикум: экскурсия на метеорологическую станцию села. Почвы. (Практикум: знакомство с моделями основных почв села (дерново-подзолистые и черноземы обыкновенные)). Реки. Животные и растения (Практикум: Расскажите о любом животном, которого видели в лесу). Экскурсия в ленточный бор «Касмалинский» заказник.
2. Мир истории (8 ч)
История села. История названия улиц села. (Практикум: составление генеалогического древа своей семьи). Экскурсия в районный краеведческий музей. Экскурсия к памятникам села.
3. Мир культуры (12 ч)
Учреждения культуры и образования в селе. Народный театр села. Поэты села. Художники села. Встреча с актерами народного театра. Встреча с интересными людьми села.
4. Подведение итогов курса «Азбука родного села» (2 ч)
Викторина: «Знаешь ли ты село, в котором живешь?»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов), темы занятия | Кол-во часов | |
№/п | Дата | ||
1 | 8.09 15.09 | А знаете ли вы где находится Ребриха? | 2 |
2 | 22.09 29.09 | Рельеф и полезные ископаемые (Практикум: отметьте месторождения разных видов глин на территории Ребрихинского района). | 2 |
3 | 6.10 13.10 | Климат . | 2 |
4 | 20.10 27.10 | Почвы. Практикум: знакомство с моделями основных почв села (дерново-подзолистые и черноземы обыкновенные) | 2 |
5 | 10.11 17.11 | Реки. (Касмала, Ребриха, Барсучиха) | 2 |
6 | 24.11 1.12 | Животные и растения (Практикум: Расскажите о любом животном, которого видели в лесу). Экскурсия в ленточный бор «Касмалинский» заказник. | 2 |
7 | 8.12 15.12 | История села. | 2 |
8 | 22.12 12.01 | История названия улиц села. (Практикум: составление генеалогического древа своей семьи). | 2 |
9 | 19.01 | Экскурсия в районный краеведческий музей | 1 |
10 | 26.01 2.02 9.02 | Экскурсия к памятникам села. | 3 |
11 | 16.02 2.03 | Учреждения культуры и образования в селе | 2 |
12 | 9.03 16.03 | Народный театр села | 2 |
13 | 23.03 6.04 | Поэты села | 2 |
14 | 13.04 20.04 | Художники села. | 2 |
15 | 27.04 4.05 | Встреча с актерами народного театра | 2 |
16 | 11.05 18.05 | Встреча с интересными людьми села. | 2 |
17 | 25.05 25.05 | Викторина: «Знаешь ли ты село, в котором живешь?» | 2 |
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Природа родного края" 2 класс
историческое краеведение...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление
Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель: Макарова Ю.В....