Включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в активное взаимодействие с окружающим миром
учебно-методический материал

Яшкина Татьяна Юрьевна
Познавательная активность ребенка зависит от многих факторов, в том числе от уровня общей активности и особенностей его опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми. У ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и психический тонус организма, стимулируют творческую и познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_aktivnost_rebenka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в активное взаимодействие с окружающим миром

Познавательная активность ребенка зависит от многих факторов, в том числе от уровня общей активности и особенностей его опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми.

У ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и психический тонус организма, стимулируют творческую и познавательную активность.

Особый ребенок обычно имеет ограниченный опыт взаимодействия с окружающим миром, поэтому для него особенно важно расширение контактов с другими людьми и разнообразие жизненных ситуаций. Для такого ребенка значима любая ситуация пребывания в общественных местах, среди других детей, при условии, что учитываются его особенности и возможности.

Очень полезны продуманные и организованные для детей выезды на природу, пребывание в летнем лагере, походы в театр и на выставки, прогулки и экскурсии. В этих условиях могут решаться разные задачи, но все они расширяют опыт ребенка, открывают для него новые возможности.

Для ребенка с интеллектуальными нарушениями, у которого взаимодействие с окружающим миром затруднено, особенно важно прожить любую ситуацию эмоционально, с опорой на органы чувств. Поэтому педагог должен не только объяснять ребенку смысл и цель происходящего, но специально обращать внимание на освещение, звуки, запахи и, если есть такая возможность, дать потрогать интересующие ребенка предметы, подержать их в руках, может быть, даже понюхать.

Хорошо, если все это находит выражение в творческой деятельности ребенка, подробно обсуждается в беседах с взрослыми. С одной стороны, это мотивирует ребенка к деятельности, а с другой – позволяет повторно более полно пережить свои эмоции, осознать свои чувства, запомнить и лучше понять свои действия, запечатлеть все в картине или поделке.

Одним из путей повышения познавательной активности и пробуждения интереса к окружающему миру у детей с ОВЗ является экскурсия и прогулка. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях ребята знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют формированию и развитию:  

  • навыков наблюдения и наблюдательности;  
  • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки  объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
  • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи);
  • личностных качеств (любознательности, внимательности);
  • воображения и творческих способностей.

Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья, а это немало важно для детей с ОВЗ. Основная цель экскурсий – сбор природного материала. Перед началом экскурсии воспитатель напоминает детям, что собирать следует неповрежденные плоды или семена, что ягоды и листья должны быть красочными и сухими, тогда они не потеряют своей формы и цвета при дальнейшей обработке. Собирая интересные коллекции даров природы, дети внимательно рассматривают каждый листик, плод, веточку; определяют форму, цвет; угадывают, на что это похоже. Следующий этап - совместное изготовление поделок: стрекоз, бабочек, цветов.  Работая, ребята вспоминают отдельные эпизоды экскурсии, интересуются, когда снова пойдут в парк. Сочетание приятных воспоминаний с удачным результатом творческой деятельности увеличивают их мотивацию к совместному творчеству.  

Одним из способов познания мира является музейная педагогика. Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка с ОВЗ, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.  Музей в данной ситуации становится инструментом адаптации воспитанников к окружающему миру.

Музейная педагогика дает возможность «погружения» детей с ограниченными возможностями в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой). С её помощью у ребенка расширяется словарный запас, развивается речь, ручная умелость, мышление и т.д.

В течение уже нескольких лет наша школа активно сотрудничает с городским музеем истории города. Ребята посещают различные тематические выставки: «Страницы нашей истории», «Путешествие по реке времени», «От–Чая–нная выставка», «Руками трогать обязательно» (духовный центр «Радуга»). Совместно с общеобразовательными школами участвуют в конкурсах, организуемые музеем: «Отрадный я люблю и прославляю!», «Новогодние чудеса».

На первых экскурсиях ребята набирались опыта поведения в музее, учились слушать. Потом учились анализировать увиденное и услышанное, отвечать на вопрос: «Для чего мы ходили? Хотелось бы еще раз туда пойти?». Так посещение музея стало привычным для ребят занятием. На вопрос: «Для чего мы туда ходим?», они отвечают: «Чтобы узнать новое».

Экскурсии, которые посещают наши дети, адаптированы. Экскурсовод и педагог помогают увидеть связь времен, понять прошлое и настоящее.

Воспитатель эмоционально настраивает детей на экскурсию, подготавливая, таким образом, их на встречу с новым человеком, снимая тревожность и волнение перед новым, повторяет предыдущий материал, активизирует процессы памяти: куда мы ходили; кто нас встречал; что показывали; о чем рассказывали.

Основным здесь является взаимодействие с экскурсоводом и то состояние радости, которое было при посещении музея.

Экскурсоводы музея очень доброжелательно относятся к нашим детям, они понимают, какие дети к ним пришли, в доступной форме, в определенном объеме подают материал. От них зависит, как пройдет встреча, захочется ли прийти сюда еще раз, что останется в памяти ребенка, в каком состоянии он уйдет из музея. Возможности восприятия возрастают, если экскурсовод не только показывает и рассказывает, но и дает ребенку потрогать, попробовать, то есть задействуют большее количество анализаторов ребенка. Тогда посещение музея становится не формальным. Тогда экскурсовода ребята воспринимают не как «тетеньку с указкой», а как интересного собеседника. Посещение музея становится мероприятием – мерой приятного общения, взаимодействия. Систематические посещения музея становятся событием в жизни наших ребят, и постепенно естественным фоном жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важных средств познания мира является книга.  Так как в процессе общения с книгою, ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.

Особенно интересны для наших детей – сказки. Сказка — это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Детей увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов — это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений. Сказка помогает становлению эстетических задатков ребенка, совершенствует взаимоотношения подрастающей личности с окружающим миром, наконец, она гармонизирует внутренний мир, душу юного читателя.

Очень многие художественные произведения, которые написаны для детей, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам.  

Таким образом, процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область теоретического мышления, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением.  

Методический материал:

1. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

2. Мачихина В.Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате. М.: Просвещение, 1983.

3. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

4. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982.

5. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. – «Просвещение», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебный предмет: человек Предметная область: окружающий мир

I. Пояснительная записка            Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утвер...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

     Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААдаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью ...

Карта диагностики познавательного интереса и активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

данная форма диагностического обследования позволяет выявить уровень познавательного интереса у  обучающихся с нарушением интеллекта...