Выступление на педсовете "Профилактика и коррекция противоправного поведения детей и подростков в условиях школы"
материал
Предварительный просмотр:
Педсовет «Профилактика и коррекция противоправного поведения детей и
подростков в условиях школы»
Выступление по теме «Актуальное состояние проблемы и пути совершенствования
профилактики противоправного поведения детей и подростков в школе»
- слайдВ Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
- cлайд (Диаграмма за 3 года (внутришкольный учет, КДНиЗП, ПДН)
Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в
нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11 преступление в России совершает подросток. Проблема правонарушений не обошла и нашу школу. На слайде представлен сравнительный анализ за 3 года.
- слайд(Диаграмма по категориям правонарушений)
- слайд(Диаграмма по классам)
На основе нормативных документов в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном и классном коллективах, на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, повышение качества воспитательной работы, нормализацию межвозрастных отношений учащихся, занятость учащихся во внеурочное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с учащимися, посещение уроков.
- слайд(социальный паспорт класса)
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие всех субъектов школы.
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя и социального педагога, которые лучше других знают своих подопечных. Основная задача - классного руководителя и социального педагога - скоординировать все воспитательные влияния по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Взаимодействие соц. педагога и классного руководителя можно разделить на несколько этапов.
Составление социальных паспортов классов, таблицы представлены на слейде. На основе которых составляется социальный паспорт школы
- слайд(соц. паспорт школы)
- слайд(план индивидуальной реабилитации) Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, администрация школы ведут индивидуальную работу с учащимися состоящих на ВШУ и с их семьями: посещаем семьи с целью составления акта жилищно- бытовых условий, знакомимся с жилищными условиями учащегося, в домашней обстановке проводит беседы с родителями, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Результаты работы фиксируются в плане индивидуальной профилактической работы, который составляется на каждую четверть и анализ которого проводится в конце четверти.
- слайд (гемы кл.часов, род.собраний по профилактике правонарушений) Роль всех специалистов при работе с родителями, учащимися создавать доверительные отношения.
Также в работе с учащимися создать атмосферу взаимоподдержки в классе, что тоже немаловажно в работе по профилактике правонарушений. При составлении плана воспитательной работы класса планируется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который включаются профилактические беседы, классные часы на правовые темы. Некоторые темы представлены на слайде.
- слайд(табель посещаемости, табель за месяц) Контроль посещаемости
занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в преступную деятельность. В школе ведется ежедневный учет посещаемости учебных занятий. Таблица
- Социальным педагогом проводится сверка с фельдшером посетивших медпункт учащихся. Ежедневно выявляются причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски. Социальным педагогом пишется справка посещаемости ежемесячно и по четвертям. Таблица 2. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета профилактики в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
- слайд(участие в мероприятиях, таблица занятости ВШУ) Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности школы, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. В нашей школе функционируют кружки, элективные курсы, в 1-6 классах проходят занятия по вреурочной деятельности.
- слайд(фото гости) В школе спланирована и проводится работа по профилактике наркомании, токсикомании, употребления алкогольной продукции. В беседы с подростками о вреде данных факторов включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Одним из направлений пропаганды в школе является проведение классных часов, бесед, тренингов, анкетирования, конкурс плакатов и рисунков. Родителям раздаются «памятки. Данная работа проводится не только педагогами школы, но и приглашаются специалисты различных организаций.
Важным компонентом в системе профилактики правонарушений, является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность школьника - учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию. Здесь также проводится работа специалистами школы и администрацией, с привлечением родителей несовершеннолетних, посещаются уроки для прослеживания успеваемости и учебно - познавательной деятельности. Успеваемость обучающихся прослеживается в том числе и проверкой наличия школьных принадлежностей, выполнения домашних заданий.
- слайд(правовой месячник) В профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет место и правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Ежегодно в ноябре проводится правовой месячник, на котором выступают не только специалисты школы, но и специалисты субъектов профилактики. Во время проведения правовых дней - проводились беседы, классные часы, родительские собрания, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды; разъяснялись понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних.
Таким образом в школе ведется большая работа по профилактике правонарушений, но нас устраивает не все.
- слайд(проблемы)
- недостаточный образовательный уровень родителей;
- недостаточно отработана постоянно действующая система мер по профилактике правонарушений;
- недостаточное взаимодействие служб и ведомств по профилактике правонарушений;
- недостаточный уровень сформированной нравственной направленности личности обучающихся;
Профилактическая работа с обучающимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный по времени. Задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу.
- слайд(пути решения) Предлагаю следующие пути решения проблем по данному вопросу:
- Продолжить работу по профилактике правонарушений с субъектами школы, применять творческий подход в работе, опираться на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействовать с другими органами и учреждениями системы профилактики.
- Активизировать родителей детей, находящихся в социально-опасном положении в деятельности школы, с целью гармонизации внутрисемейных отношений, профилактике противоправного поведения обучающихся.
- Осуществлять рейды всех заинтересованных служб и родительской общественности по местам массового пребывания подростков в вечернее время (в рамках родительского патруля).
- Создать программу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Закончить свое выступление я хочу стихотворением:
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они. Главные истины эти:
Поздно заметили... поздно учли...
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Наша задача вовремя заметить и помочь.
- слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков.
презентация "Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков"...
Родительское собрание "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"
Ц е л и:– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения;– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;– познакомить с методами коррекции агр...
Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.
Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...
Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"
В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....
«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»
Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников: 6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в ...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педаго...