Родительское собрание "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Ц е л и:
– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения;
– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;
– познакомить с методами коррекции агрессивного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раскрываем проблемы обучения гиперактивных детей. | 59 КБ |
giperaktivnyj_rebenok_v_shkole.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ.
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Ц е л и:
– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения;
– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;
– познакомить с методами коррекции агрессивного поведения.
Участники: классный руководитель, родители учащихся второго класса, школьный психолог.
Подготовительная работа:
1. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
2. Разработка и составление совместно с психологом рекомендаций родителям по воспитанию гиперактивного ребенка.
3. Подбор педагогических методик для коррекции агрессивного поведения учащихся.
4. Подготовка теста для родителей совместно с председателем родительского комитета.
О ф о р м л е н и е, о б о р у д о в а н и е и и н в е н т а р ь:
1) тест для родителей;
2) запись на доске темы собрания, эпиграфа:
Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту.
Мэри Ш. Курчинка
Х о д с о б р а н и я
I. Организационная часть.
Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и цели.
II. Выступление школьного психолога по теме «Гиперактивный ребенок в школе».
Ч т о т а к о е г и п е р а к т и в н о с т ь?
Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.
К а к п р о я в л я е т с я г и п е р а к т и в н о с т ь?
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, такой ребенок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
– У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5 %; среди мальчиков – 22 %, среди девочек – около 10 %.
Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?
Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг.
Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Так, еще несколько лет назад гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.
П р о б л е м ы о б у ч е н и я г и п е р а к т и в н ы х д е т е й:
1. Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно.
2. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
3. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.
4. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
5. И еще одна особенность школьной среды не позволяет гипер-активным детям чувствовать себя в школе комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, и она требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так переплетаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.
Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.
КОРРЕКЦИЯ В СЕМЬЕ
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близкими взрослыми, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседо-зволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
1. Поведение близких ребенку взрослых людей.
• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
• Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
2. Организация благоприятной обстановки в семье.
• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
• Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
• Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
3. Активное взаимодействие ребенка с близкими взрослыми.
• Эмоциональное сближение.
• Игровая деятельность.
•Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).
•Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему: все в ваших руках.
III. Выступление классного руководителя по теме «Коррекция агрессивности в поведении детей».
Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом.
Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:
1) сказкотерапия;
2) психотехнические освобождающие игры;
3) режиссерские игры.
Давайте рассмотрим содержание предложенных методических приемов.
Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.
После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
И г р а «Тир».
О п и с а н и е. В этой игре ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячик) по движущимся мишеням – по другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой.
И г р а «Цыплята».
Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
И г р а «Молчанка».
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
И г р а - у п р а ж н е н и е «Где прячется злость?».
Дети закрывают глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.
IV. Решение родительского собрания.
1. Оказывать помощь детям неконструктивного поведения.
2. Использовать предлагаемые игровые упражнения для коррекции агрессивного поведения детей.
3. Создать благоприятные условия для воспитания и развития гиперактивных детей.
V. Заключительное слово классного руководителя.
Обязательно поддерживайте своих детей и помогайте им, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
Литература
1. Вайнер, М. Э. Дети. Эмоции. Школа. – Обнинск, 2001.
2. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школь-ников с помощью игры // Начальная школа. – 2004. – № 1.
3. Ивочкина, Н. В. Коррекционные возможности народной иг-ры // Начальная школа. – 1998. – № 11, 12.
4. Ковальчук, М. А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2002. – № 12.
5. Фигдор, Г. Детская агрессивность // Начальная школа. – 1998. – № 11, 12.
Предварительный просмотр:
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ.
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Ц е л и:
– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения;
– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;
– познакомить с методами коррекции агрессивного поведения.
Участники: классный руководитель, родители учащихся второго класса, школьный психолог.
Подготовительная работа:
1. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
2. Разработка и составление совместно с психологом рекомендаций родителям по воспитанию гиперактивного ребенка.
3. Подбор педагогических методик для коррекции агрессивного поведения учащихся.
4. Подготовка теста для родителей совместно с председателем родительского комитета.
О ф о р м л е н и е, о б о р у д о в а н и е и и н в е н т а р ь:
1) тест для родителей;
2) запись на доске темы собрания, эпиграфа:
Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту.
Мэри Ш. Курчинка
Х о д с о б р а н и я
I. Организационная часть.
Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и цели.
II. Выступление школьного психолога по теме «Гиперактивный ребенок в школе».
Ч т о т а к о е г и п е р а к т и в н о с т ь?
Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.
К а к п р о я в л я е т с я г и п е р а к т и в н о с т ь?
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, такой ребенок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
– У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5 %; среди мальчиков – 22 %, среди девочек – около 10 %.
Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?
Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг.
Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Так, еще несколько лет назад гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.
П р о б л е м ы о б у ч е н и я г и п е р а к т и в н ы х д е т е й:
1. Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно.
2. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
3. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.
4. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
5. И еще одна особенность школьной среды не позволяет гипер-активным детям чувствовать себя в школе комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, и она требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так переплетаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.
Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.
КОРРЕКЦИЯ В СЕМЬЕ
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близкими взрослыми, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседо-зволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
1. Поведение близких ребенку взрослых людей.
• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
• Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
2. Организация благоприятной обстановки в семье.
• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
• Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
• Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
3. Активное взаимодействие ребенка с близкими взрослыми.
• Эмоциональное сближение.
• Игровая деятельность.
•Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).
•Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему: все в ваших руках.
III. Выступление классного руководителя по теме «Коррекция агрессивности в поведении детей».
Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом.
Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:
1) сказкотерапия;
2) психотехнические освобождающие игры;
3) режиссерские игры.
Давайте рассмотрим содержание предложенных методических приемов.
Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.
После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
И г р а «Тир».
О п и с а н и е. В этой игре ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячик) по движущимся мишеням – по другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой.
И г р а «Цыплята».
Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
И г р а «Молчанка».
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
И г р а - у п р а ж н е н и е «Где прячется злость?».
Дети закрывают глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.
IV. Решение родительского собрания.
1. Оказывать помощь детям неконструктивного поведения.
2. Использовать предлагаемые игровые упражнения для коррекции агрессивного поведения детей.
3. Создать благоприятные условия для воспитания и развития гиперактивных детей.
V. Заключительное слово классного руководителя.
Обязательно поддерживайте своих детей и помогайте им, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
Литература
1. Вайнер, М. Э. Дети. Эмоции. Школа. – Обнинск, 2001.
2. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школь-ников с помощью игры // Начальная школа. – 2004. – № 1.
3. Ивочкина, Н. В. Коррекционные возможности народной иг-ры // Начальная школа. – 1998. – № 11, 12.
4. Ковальчук, М. А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2002. – № 12.
5. Фигдор, Г. Детская агрессивность // Начальная школа. – 1998. – № 11, 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»
Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....
Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....
Игровая коррекция агрессивного поведения детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Педагоги школ ломают голову над тем, как можно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать психолого - педагогические меры, позволяющие эффективно решать конфликтные ситуации. Самой труд...
Методические рекомендации для учителей и родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей
Способы и направления коррекционной работы с агрессивными детьми; способы построения отношений; упражнения для коррекции агрессивного поведения...
«Психологическая коррекция агрессивного поведения детей «группы риска»
Данный курс тренинговых занятий разработан для работы с подростками, относящимися к «группе риска», целью занятий является снижение уровня агрессии и школьной тревожности, улучшение эмоцио...
Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"
В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...