Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков.
презентация к уроку по теме
презентация "Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
причины девиаций | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация отклонений по А.Ф.Никитину По особенностям взаимоотношений и общения с детьми воспитателей, педагогов ( трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы) По образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорнве, безпризорные, социально запущенные дети). По специфике ошибок и недостатков процессе воспитания (педагогически запущенные). По уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии). По несоответствию действий подростков закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители).
Типы отклоняющегося поведения Отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Правонарушения. Отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.
Причины отклоняющегося поведения детей и подростков Психофизические Социально - педагогические Социально - психологические
Психофизиологические причины Причины патопсихологической природы. Акселерация. Половое созревание. Интенсивный рост скелета внешняя неуклюжесть, нарушение пропорций тела недовольство своим внешним видом. Неуравновешенность нервной системы.
Социально-психологические и социально-педагогические причины Индивидуально- психологические факторы Особенности мотивационной сферы Социально- педагогические факторы: семья, ближайшее окружение Особенности эмоционально- волевой сферы
Индивидуально - психологические факторы: наследственность Особенности физического и психического развития Особенности семейного воспитания и окружения (психологическая атмосфера, уровень развивающего потенциала, культуральный уровень семьи, в которой ранее воспитывался ребенок) Условия школьного обучения Степень влияния знакомых, «улицы», неформальных групп. Потребности ребенка: Желание самоутвердиться Желание почувствовать защищенность в группе Желание реализовать мотивацию дружеского общения Желание удовлетворить потребности в алкоголе или наркотиках. Желание занимать удовлетворяющее положение среди сверстников – ведущий мотив поведения подростков Отсутствие временной перспективы слабость цели. Субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению, собственной личности. Непонимание подростков взрослыми.
Варианты воспитательных традиций, способствующих появлению девиантного поведения Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка. Высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту. Преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка. Хаотичность в воспитании.
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения Семьи с патологической зависимостью и асоциальным стилем жизни. Депривации (родительская, эмоциональная, культуральная), дефицит любви. Враждебность, проявления насилия во взаимоотношениях (интернированные дети).
Проявления, свойственные детям и подросткам с отклоняющимся поведением.
Недисциплинированость Причины: Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу; неудачно выраженное стремление к самостоятельности; неправильное понимание упрямства как проявления силы воли; желание противостоять подавлению личности. Основные правила профилактики и устранения: Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность.
Побеги и бродяжничество Причины: как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте; склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления; из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей; реакция на неблагополучную среду воспитания; отсутствие должной заботы о ребенке; частые сердитые нарекания и брань взрослых; наказания по пустякам; ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами); под влиянием товарищей (конформный тип поведения). Основные правила профилактики и устранения: Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить. Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, воспитанников детского дома и одноклассников. Помочь не поддаваться возникающим чувствам. Искать пути согласия с окружающими. Сделать привлекательным пребывание в группе детского дома или в школе.
Грубость Причины: Самоутверждение в среде сверстников; подавление личности ребенка взрослыми; как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых; состояние переутомления. Основные правила профилактики и устранения: Уважение достоинства ребенка. Предоставление самостоятельности. Разумная организация активности. В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.
Агрессивность , жестокость Причины: Как следствие психического заболевания; Под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка. Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным. Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма. Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Основные правила профилактики и устранения: Чем же можно побороть жестокость у подростков? Только воспитанием, только развитием культуры, только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью. Взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.
Лживость Причины: Стремление привлечь к себе внимание; боязнь наказания; желание «прикрыть» товарища. Основные правила профилактики и устранения: Уважение к правдивости ребенка. Убеждать, что лживость – презренное качество человека. Воспитатель сам должен быть примером честности и искренности. Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
Воровство Причины: Недостаток любви и тепла; недостаточная этическая воспитанность или избалованность; потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости; желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен; зависть. Основные правила профилактики и устранения: Персональное внимание и любовь к каждому ребенку Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п. Необходимо обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших. Необходимо вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности. Необходимо организовать досуг воспитанников.
Цель психопрофилактической работы формирование у несовершеннолетних многоуровневой системы защиты от вовлечения в психически дестабилизирующие субкультуры
Основные модели профилактики медицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности; психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ПАВ
Цели первичной профилактики изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Целевая группа – учащиеся Основные профилактические воздействия: Формирование общих знаний, отношений, установок о самих себе, об окружающих. Выработка психологических умений и жизненных навыков. Формирование специальных знаний, отношений, установок о ПАВ. Определение степени вовлеченности несовершеннолетних в проблему злоупотребления ПАВ, распространения ВИЧ-инфекции и др. социально обусловленных заболеваний. Мониторинг и оценка эффективности программной профилактической деятельности.
Формы реализации тренинг ассертивности – выработка позитивного отношения к себе, позитивного отношения к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией, реагирование на критику, умение отказаться от предложения употребить ПАВ. коммуникативный тренинг – формирование умений определять и разделять эмоциональные состояния других людей, развитие способности вставать на позицию других людей, принимать их роли, умения получать удовольствие от общения с людьми, понимать людей и смысл общения; тренинг решения проблем – использование активных проблеморазрешающих стратегий, направленных на поиск социальной поддержки; выработка умения разрешать проблемы через алгоритм их прохождения; тренинг навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки – формирование представления о социальной поддержке, поддерживающем и подавляющем поведении, освоение принципов социально поддерживающей системы; тренинг психической саморегуляции – развитие способности контролировать свое поведение, формирование умений разбираться в себе, управлять своим поведением, отработка навыков самоэффективности и самоконтроля.
Дифференцированная психопрофилактическая работа Личностные проблемы Эмоциональные проблемы Коммуникативные проблемы
Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики. изменение установок и выработка профессиональной позиции к проблеме профилактики освоение технологий индивидуальной профилактической работы освоение технологий групповой работы освоение психологических технологий - тренингов различных форм
Формирование позитивных жизненных смыслов (надежды, мечты, целей, ценностей, конкретных планов на будущее); позитивной системы самоотношений (адекватной самооценка, Я-концепции); культуры здоровья и безопасного поведения; знания и уважительного отношения к культурным традициям; умений общаться и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми; умений противостоять деструктивному (психически дестабилизирующему) социальному воздействию; Формирование психологической и социальной компетентности ребенка
Рекомендации психолога по предупреждению проявлений отклоняющегося поведения
Рекомендации воспитателям и учителям Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не запретить, а убедить. Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с подростками. Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Подростки очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию. Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет, а не теряете его. Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу! И последний совет: любите себя и своих воспитанников. Ибо, как сказал И.С.Тургенев, только любовью и жив человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.
В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....
Причины возникновения речевых недостатков у детей
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, а также внешние условия окру...
«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»
Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников: 6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в ...
Правила поведения детей и подростков в общественных местах
Правила поведения детей и подростков в общественных местах...
Девиантное поведение детей и подростков
Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для од...
Выступление на педсовете "Профилактика и коррекция противоправного поведения детей и подростков в условиях школы"
из опыта работы...
Семинар – практикум для педагогов по теме "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"
Цели: Информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида.Задачи:- информировать педагогов о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоу...