Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
методическая разработка
"Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_ug.docx | 493.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Барановская средняя общеобразовательная школа" Кемеровского муниципального округа
(МБОУ "Барановская СОШ")
методический семинар
«Развитие функциональной грамотности младших
школьников на уроках математике»
Подготовила:
Голикова Валентина Вячеславовна
учитель начальных классов
2022год
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
.В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы:
Что конкретно школьник будет знать?
Чем овладеет?
Что освоит?
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, отрицание, ограничение.
.Виды функциональной грамотности.
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одна из основных задач школьного образования сегодня —подготовить обучающегося к адаптации в современном мире
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»
Понятие «математическая грамотность «определяется следующими признаками:
-пониманием роли математики в реальном мире;
-умением высказывать аргументированные математические суждения ;
-применением математики для удовлетворения потребностей человека.
Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое развивающее значение.
На уроках математики используют следующие методы и приемы:
Проблемно –поисковые методы.
В практическом применении состовляющими математической грамотности будут навыки и умения школьников,позволяющие им:
1. Находить информацию и критически ее оценивать.
Задача:
Мужчина и его дочь идут навстречу друг к другу, а собака Жучка бегает от одного к другому, пробегая 300 метров в минуту. Какое расстояние пробежит собака, если скорость мужчины 4 км/ч, скорость его дочери
3 км/ч, а встретились они через 3 минуты после того, как Жучка начала бегать?
Наглядные методы:
2. Выбирать нужную информацию и использовать ее.
Задача:
Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый?
Ответ: С 1 этажа на третий 2 проёма, значит, на 1 проём 6:2=3 сек, тогда с1 по5 - 4 проёма,
4 *3 = 12 секунд.
Практические методы:
3. Создавать новую информацию и обмениваться ею.
Ученик наглядно демонстрирует доказательство теоремы:
Перед вами лежат геометрические фигуры из бумаги. Возьмите любой треугольник. Притяните его угол к противоположной стороне треугольника, затем другой угол к этой же точке и так же третий угол. Обратите внимание, что все три угла в сумме составляют какой угол? Правильно, развёрнутый. Какова его градусная мера? Правильно, 180 градусов. Вот мы с вами доказали теорему, что сумма углов в треугольнике равна 180 градусов.
Можно использовать на уроках методическую копилку по развитию функциональной математической грамотности у учащихся начальных классов .
Например
1.Математическая разминка.
1. Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник.
2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда.
3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник.
4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье.
5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница.
6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг.
7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Особенно перспективными при обучении учащихся математике выглядят игровые методы (технологии):
1. игровые формы обучения на уроках позволяют эффективно взаимодействовать педагогу и учащимся, в непосредственной обстановке проявлять школьникам элементы соревнования и искреннего интереса;
2. в процессе игр дети узнают дополнительную информацию об окружающем мире;
3. в игре заложены большие педагогические и образовательные возможности
Серии «Функциональной грамотности»
Помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность.
Содержат разнообразные практико-ориентированные задания, позволяющие школьникам подготовиться к участию в международных исследованиях качества образования. Приведены примеры их решений и ответы.
Могут использоваться учителями математики, русского языка, обществознания, биологии, физики и химии на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, семейного образования.
Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так же как маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основный массой членов общества функциональной грамотности.
Таким образом, школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. При условии успешности внедрения выше изложенного в практику, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, то есть формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, начиная с начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.
Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...
функциональная грамотность младших школьников на уроках математике
доклад и презентация на тему Функциональная грамотность...
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроке математики"
https://disk.yandex.ru/i/XwA4EEt3YbHErw[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26769590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"145","width":"145"}}]]...
Формирование функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе по УМК Планета знаний
В статье раскрывается практическая работа по формированию функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе....
О развитии функциональной грамотности младших школьников на уроках математики
Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять математику для решения проблем реального мира....
Обобщение опыта на тему: «Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики».
Использование практико-ориентированных заданий на уроке математики...