Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
методическая разработка
"Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 493.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Барановская средняя общеобразовательная школа" Кемеровского муниципального округа
(МБОУ "Барановская СОШ")
методический семинар
«Развитие функциональной грамотности младших
школьников на уроках математике»
Подготовила:
Голикова Валентина Вячеславовна
учитель начальных классов
2022год
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
.В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы:
Что конкретно школьник будет знать?
Чем овладеет?
Что освоит?
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, отрицание, ограничение.
.Виды функциональной грамотности.
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одна из основных задач школьного образования сегодня —подготовить обучающегося к адаптации в современном мире
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»
Понятие «математическая грамотность «определяется следующими признаками:
-пониманием роли математики в реальном мире;
-умением высказывать аргументированные математические суждения ;
-применением математики для удовлетворения потребностей человека.
Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое развивающее значение.
На уроках математики используют следующие методы и приемы:
Проблемно –поисковые методы.
В практическом применении состовляющими математической грамотности будут навыки и умения школьников,позволяющие им:
1. Находить информацию и критически ее оценивать.
Задача:
Мужчина и его дочь идут навстречу друг к другу, а собака Жучка бегает от одного к другому, пробегая 300 метров в минуту. Какое расстояние пробежит собака, если скорость мужчины 4 км/ч, скорость его дочери
3 км/ч, а встретились они через 3 минуты после того, как Жучка начала бегать?
Наглядные методы:
2. Выбирать нужную информацию и использовать ее.
Задача:
Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый?
Ответ: С 1 этажа на третий 2 проёма, значит, на 1 проём 6:2=3 сек, тогда с1 по5 - 4 проёма,
4 *3 = 12 секунд.
Практические методы:
3. Создавать новую информацию и обмениваться ею.
Ученик наглядно демонстрирует доказательство теоремы:
Перед вами лежат геометрические фигуры из бумаги. Возьмите любой треугольник. Притяните его угол к противоположной стороне треугольника, затем другой угол к этой же точке и так же третий угол. Обратите внимание, что все три угла в сумме составляют какой угол? Правильно, развёрнутый. Какова его градусная мера? Правильно, 180 градусов. Вот мы с вами доказали теорему, что сумма углов в треугольнике равна 180 градусов.
Можно использовать на уроках методическую копилку по развитию функциональной математической грамотности у учащихся начальных классов .
Например
1.Математическая разминка.
1. Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник.
2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда.
3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник.
4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье.
5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница.
6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг.
7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Особенно перспективными при обучении учащихся математике выглядят игровые методы (технологии):
1. игровые формы обучения на уроках позволяют эффективно взаимодействовать педагогу и учащимся, в непосредственной обстановке проявлять школьникам элементы соревнования и искреннего интереса;
2. в процессе игр дети узнают дополнительную информацию об окружающем мире;
3. в игре заложены большие педагогические и образовательные возможности
Серии «Функциональной грамотности»
Помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность.
Содержат разнообразные практико-ориентированные задания, позволяющие школьникам подготовиться к участию в международных исследованиях качества образования. Приведены примеры их решений и ответы.
Могут использоваться учителями математики, русского языка, обществознания, биологии, физики и химии на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, семейного образования.
Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так же как маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основный массой членов общества функциональной грамотности.
Таким образом, школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. При условии успешности внедрения выше изложенного в практику, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, то есть формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, начиная с начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-1351791-1633466560.jpg)
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.
Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-336408-1411630029.jpg)
функциональная грамотность младших школьников на уроках математике
доклад и презентация на тему Функциональная грамотность...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974601-1510838112.jpg)
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/19/picture-1360254-1668873327.jpg)
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроке математики"
https://disk.yandex.ru/i/XwA4EEt3YbHErw[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26769590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"145","width":"145"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-62129-1430497166.jpg)
Формирование функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе по УМК Планета знаний
В статье раскрывается практическая работа по формированию функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-375591-1677494493.jpg)
О развитии функциональной грамотности младших школьников на уроках математики
Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять математику для решения проблем реального мира....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-343508-1608397965.jpg)
Обобщение опыта на тему: «Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики».
Использование практико-ориентированных заданий на уроке математики...