Обобщение опыта на тему: «Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики».
методическая разработка по математике (3 класс)
Использование практико-ориентированных заданий на уроке математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 357.85 КБ |
![]() | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
"Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий на уроках математики"
Современное общество постоянно обновляет свой взгляд на содержание образования. Сейчас главное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. Одно из направлений функциональной грамотности - математическая грамотность.
Начальное звено образования – это несомненный фундамент школьной учебы, поэтому, крайне важно именно в начальной школе развивать умение использовать математические знания в практической жизни, то есть закладывать основы функциональной грамотности.
Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира.
Математическая грамотность – это способность ребенка проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в различных жизненных ситуациях.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов
1.Ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3. Владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы)
В начальной школе нужно научить решать около 40 видов различных задач. Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных с реальной жизнью, особенно в 3-4 классе, когда от ребят требуется применение практических действий. Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни.
Моя задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Я решила занятся поиском и созданием банка практико-ориентированных заданий как средство формирования математической грамотности младших школьников.
И определила задачи:
- изучить материалы по данной теме
- адаптировать имеющиеся и разработать новые практико-ориентированные задания и проблемные ситуации в своем классе;
- проверить на практике эффективность их применения, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка;
- проанализировать результаты и наметить дальнейшую работу с учетом выявленных результатов.
Практико-ориентированные задания – это:
- задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
-это текстовые задания, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса.
А теперь в рамках этих трёх компонентов рассмотрим учебные задания и ситуации на конкретных примерах. Задачи рассмотрим скорректированные, приближенные к жизненным ситуациям.
На этапе актуализация знаний, я предлагаю ребятам решить логические задачки, направленные на формирование математической грамотности. Такие задания я называю «Задачки для раскачки». Решение таких задач занимает от минуты до трех минут, но я считаю, такое использование времени урока вполне рациональным, так как при этом активизируется внимание учащихся, все ребята вовлекаются в учебный процесс, они знакомятся с различными типами логических задач, тем самым пополняется запас заданий по математической грамотности.
Задачи на формирование математической грамотности младших школьников я применяю на этапах – изучение нового материала, закрепление полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваясь от раздела и темы урока.
Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задачи профориентационной направленности (называю их задачки от профессионалов) где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, воспитателю лагеря и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
2-й компонент математической грамотности использую при изучении тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».
При изучении раздела «Числа от 1 до 1000 (сложение и вычитание)», я применяю 3-й компонент математической грамотности - владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).
В конце учебного года, планирую диагностическую работу по определению сформированности математической грамотности, проанализирую достижения каждого ученика и заполню Листы индивидуальных достижений. Данный мониторинг позволит увидеть, чего достиг каждый мой воспитанник в течение учебного года, анализ позволит спланировать работу и поставить цели на новый учебный год.
Данный опыт предполагает преемственность - гибкий переход из начальной школы в основное звено обучения: учителю математики будет легче спланировать работу по формированию математической грамотности с Листами индивидуальных достижений в основной школе.
Таким образом, в реализации своей системы работы считаю важным, что накопленный банк практико-ориентированных заданий и разработанные дидактические материалы будут способствовать формированию математической грамотности младших школьников, тем самым повышается качество обучения, возможность готовности детей к жизни.
В перспективе планирую обобщить и распространить свой опыт на разных уровнях, продолжить пополнять банк методических идей, направленный на формирование математической грамотности младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Диагностическая работа по определению математической грамотности обучающихся 3 класса.
- Диаграмма сформированности математической грамотности
обучающихся 3 класса сентябрь 2020г.
- Основные понятия теоретической базы опыта.
- Структура учебных заданий и ситуаций, направленная
на формирование математической грамотности младших школьников.
- Подходы к подбору и составлению заданий по формированию математической грамотности младших школьников.
- Контексты.
- Лист индивидуальных достижений обучающегося по формированию математической грамотности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностическая работа
по определению математической грамотности
обучающихся 3класса
МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 1. «Доска почета». 3 «Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см)
Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.
Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?
Выберите и отметьте верный ответ.
А. 10 шт.
Б. 20шт.
В. 100шт.
Г. 25шт.
Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?
Ответ:__________________________________________
Задание 2. «Кинотеатр».
В кинотеатре «Эдем» стартовал новый мультфильм «Фиксики против роботов». Начало сеанса в 17:00. Продолжительность сеанса 1 час 30 минут.
Путь от дома до кинотеатра составляет 20 минут.
Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?
Выбери и отметь правильный ответ.
А. 16:30
Б. 16:20
В.16:00
Г. 16:10
Вопрос 2/2.В котором часу Марина вернется домой, если после сеанса задержится на 10 минут с подругой?
Ответ:_________________________________
Задание 3. «Покупки». Мама отправила Петю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.
Список |
Молоко «Простоквашино» Хлеб Сметана |
Витрина магазина:
Продукты | Цена |
30 рублей | |
28 рублей | |
42 рубля |
Вопрос 1/2.Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.
Числовое выражение:_______________________________________
Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 150 рублей?
Ответ:________________________________________________________
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Задание 4. «Фишечки». В магазине «Командор» за накопленные 5 фишек можно получить сковороду. Одна фишка выдается при покупке на 100 рублей.
Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 5 фишек?
Решение:______________________________________________
Вопрос 2/2. Сколько надо получить фишек, чтобы приобрести сковороду себе и двум своим родственникам?
Ответ:____________________________________
Задание 5. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.
Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине? Укажи номер карты.
Ответ:_______________________________________
Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Лента»?
Ответ:____________________________________________
Задание 6. «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.
Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 |
2 цифра | Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3 |
3 цифра | Произведение чисел 135 и 0 |
4 цифра | Во сколько раз 24 больше 8 |
Ответ:_______________________________________
Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?
Ответ:________________________________________________________
Задание 7. «Денежная валюта».
Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 63 рублям, а 1 юань равен 9 рублям.
Ответ:____________________________________________________________
Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 6 купюрах и монетах?
Ответ:______________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты
Диагностической работы
формирования математической грамотности
3 класс, сентябрь 2020г.
МБОУ «Седельниковская СШ №1»
Количество выполнявших – 16 чел.
Количество заданий – 7
I компонент – 3 задания
II компонент – 1 задание
III компонент – 3 задания
Вывод: первый компонент математической грамотности включил в себя жизненные задачи с применением математических знаний, проблем, возникающих в повседневной жизни, жизненных ситуаций и оценку их достижений, умение ориентироваться во времени.
Проанализировав задачи 1 компонента, более успешно ребята справились с заданием, где необходимо применять арифметические действия, что составило 81%, 6% - выполнили частично верно, 13% испытали трудности, поэтому с заданием не справились.
Анализируя задачу – оценка ситуации результаты распределились следующим образом: 77% успешно справились с заданием, 15% выполнили частично верно, 8% не справились с заданием.
Менее успешно справились с заданием на ориентирование во времени. Результаты расположились в диаграмме следующим образом: 69% справились частично верно, 25% не справились с заданием, лишь 6% выполнили верно.
Вывод: IIкомпонент математической грамотности включил задачу на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе геометрических фигур, на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин. Решение задачи показало, что большая часть обучающихся справилась с этим заданием и составила 56%, 31 % выполнили частично верно, лишь 13% не справились с заданием.
Вывод: третий компонент математической грамотности включил задачи: на построение математических суждений, связанных с жизнью, задачу семейно-практического характера, а также задачу на владение математическими фактами. Решение задач показали средний уровень выполнения заданий. Результат выполненных задач распределился следующим образом: с задачами на построение математических суждений и владениями математическими фактами справились по 38%, выполнили частично и не справились с заданием по 31% обучающихся. Менее успешно справились с заданием семейно-практического характера. 44% не справились с заданием, 31% выполнили частично верно, только 25% справились с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Основные понятия теоретической базы опыта
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Математическая грамотность – способность высказывать обоснованные математические суждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских задач в различных жизненных ситуациях.
Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021. Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Практико-ориентированные задания – это:
- задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
- текстовое задание, носящее не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная
на формирование математической грамотности младших школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Подходы к подбору и составлению заданий по формированию математической грамотности младших школьников
- Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
- В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы.
- Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса.
- Содержание задания ориентировано на требования к обязательной математической подготовке (ФГОС НОО, предметные и метапредметные планируемые результаты обучения).
- Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника.
- Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.). Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).
- Используются возможности разной формы записи ответа (выбор, краткий, развернутый).
- Приоритет заданий, решаемых разными способами.
\
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Контексты
- Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.).
- Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.).
- Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография).
- Научная деятельность – Мир науки (рассмотрение теоретических вопросов, например, анализ половозрастных пирамид населения, или решение чисто математических задач, например, применение неравенства треугольника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Лист индивидуальных достижений обучающегося
по формированию математической грамотности
Класс:__________
Год обучения______________________
ФИО ученика:_________________________________________________
Компоненты | Задания | Уровень выполнения заданий | |||||||||||||||||||
I компонент | Жизненные задачи | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
Задачи профориентационной направленности | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | |
Оценка ситуаций | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | |
II компонент | Геометрические задачи, связанные с жизнью | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
III компонент | Задачи семейно-практического характера | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ | МГ |
МГ – решил сам
МГ – решил с помощью…
МГ – придумал задание сам (урок, д\з)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Математическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности Влияет на читательскую грамотность Влияет на социальную грамотность Влияет на информацион- ную грамотность Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач России Формирование функциональной грамотности является одной из основных задач обновлённого содержания образования .
Структура учебных заданий и ситуаций 1-й компонент математической грамотности - понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; - задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д. - оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. 2-й компонент математической грамотности - способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека 3-й компонент математической грамотности – владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
Цель: Задачи: создание банка практико-ориентированных заданий как средство формирования математической грамотности младших школьников -изучить материалы по данной теме; - адаптировать имеющиеся и разработать новые практико-ориентированные задания и проблемные ситуации в своем классе; - разработать структуру учебных заданий и ситуаций компонентов математической грамотности младших школьников, определить их место в рабочей программе по математике проверить на практике эффективность их применения, учитывая индивидуальны возможности каждого ребенка;
Практико-ориентированные задания – это: задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности это текстовые задания, носящие не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность её решения средствами школьного курса.
Подходы к подбору и составлению заданий Предлагать учебные задания, задачи, содержащие проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. В описании ситуации должно быть достаточно информации для решения поставленной проблемы. Дополнительная информация сообщается в формулировке вопроса. Решение проблемы может быть рассчитано на привлечение жизненного опыта школьника. Информация предлагается в различном виде (рисунок, текст, таблица и др.). Используются возможности компьютера (построения, заполнение свободных полей, перетаскивания и др.).
«Задачки для раскачки» Например: хорошо ли вы знаете таблицу умножения? - Количество пальцев на руке умножить на количество углов квадрата. - Количество месяцев в году разделить на количество лап у волка. - Количество козлят из знаменитой сказки про козлят и волка умножить на количество крыльев у снегиря. - Количество обучающихся в нашем классе разделить на количество углов треугольника. - Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. - Количество месяцев в году разделить на число голов Змея Горыныча. - Количество букв в слове БУРАТИНО разделите на число крыльев у орла. - Число дней в неделе увеличьте в 8 раз. -Сколько лет просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. -Раздели самое маленькое двузначное число на 2 и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Задания и ситуации I компонента математической грамотности - понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; -задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д. Задача от продавца В магазин привезли 100 кг апельсинов. Все апельсины разделили на 4 доли. В первый день продали 2 доли, а во второй день 1 долю. Сколько килограммов апельсинов осталось в магазине? Задача от врача. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Задания и ситуации I компонента математической грамотности Задача от домохозяйки Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов? Задача от поваров школы На школьном участке весной мы посадили 30 вёдер картофеля, а осенью собрали 300 вёдер. На сколько вёдер больше собрали картофеля с участка, чем посадили? Во сколько раз больше собрали картофеля с участка, чем посадили? Выгодно ли нам выращивать овощи на школьном участке? Как это влияет на оплату стоимости обедов в школьной столовой?
Задания и ситуации I компонента математической грамотности Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. Задача . Женя хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Умелые руки». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Игорь приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Игорь? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку? Задача. К новогоднему празднику для украшения зала дети хотят изготовить гирлянды из одинаковых по размеру и форме цветных фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 таких фонарика. Хватит ли им для изготовления 4 таких гирлянд 16 листов бумаги? На сколько меньше фонариков надо размещать на каждой гирлянде, чтобы изготовить 4 одинаковые по количеству фонариков гирлянды и не покупать новые листы бумаги?
Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа . Задача от воспитателя лагеря В летнем лагере 90 детей и 10 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город? Задача от водителя . Может ли быть расстояние между городами Пермь и Киров – 600 км. Если на поездку требуется 40 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км? Задача. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.
Задания и ситуации II компонента математической грамотности Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ ситуации как житейской помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку – потерю действия в решении задачи. Задача. У Ивана 50 рублей, а у Тимофея 70 рублей. Сколько тетрадей они смогут купить вместе, если одна тетрадь стоит 15 рублей? Задача. В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на 1 рубль? Задача. В 1990 году булка хлеба стоила 20 копеек. Сколько булок хлеба можно было бы купить на 1 рубль?
Задания и ситуации II компонента математической грамотности Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.). В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях Задание На берегу реки требуется построить водонапорную башню для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от водонапорной башни до обоих сел была наименьшей. С помощью рисунка покажите, как это можно сделать? Задача. Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев , если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных?
Задания и ситуации II компонента математической грамотности Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями – работа с математическими объектами. Задача. Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев , если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных? Задача от классного руководителя. Со стены в классе сняли старый плакат. Оказалось, что на стене осталось некрасивое пятно квадратной формы. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира - 80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?
Задания и ситуации III компонента математической грамотности Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения: 1) Расстояния от Афанасьево до Омутнинска (мм, см, м, км); 2) Высоты монеты (мм, см, м, км); 3) Длины парты (мм, см, м, км). 4) Используя знаки действий и , если необходимо, скобки, запиши число 10 четырьмя тройками. Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений) Докажи с помощью примера следующие утверждения: 1.Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны; 2. Некоторые однозначные числа не делятся на 2; 3. В некоторых четырехугольниках все стороны равны.
Задания и ситуации III компонента математической грамотности Задание на моделирующая деятельность Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?
Второй раз проанализируем условия. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
Третий раз проанализируем условия. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников
Работа с чеком из магазина Мама заранее купила что-то вкусненькое к чаю. Определите, в каком магазине мама совершила покупку? Какой продукт она купила? Какую информацию об этом продукте даст нам чек? Правильно ли выдана сдача? Согласны ли вы, что кассир дал маме 2 купюры по 400 рублей и еще 85 рублей? Возьмите карточку с чеком. Ответьте на вопросы.
Задания семейно-практического содержания. «Один день из жизни семьи» Задача. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов? Задание. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине? Укажи номер карты. Для чего нужна карта «Лента»?
Задание «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код. Расшифруй код при помощи шифра. 1 цифра Частное чисел 42 и 7 2 цифра Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3 3 цифра Произведение чисел 135 и 0 4 цифра Во сколько раз 24 больше 8 Что может произойти, если пин-код будет введен неверно? Задача Для того чтобы оклеить цветной самоклеющейся бумагой поверхность стола длиной 75см и шириной 45 см . Какой кусок бумаги необходимо взять? Красный – 8дм х 6дм, синий – 7 дм х 5дм или желтый – 75 см х 4 дм?
Определить затраты из семейного бюджета на праздник 8 марта. Какой же праздник без цветов маме? Подарки маме. Цветы маме 7 роз по 100 рублей. Расходы на праздничный стол. Меню стола на 8 марта. 1. Салат с кальмарами; 2. Салат «Любимый»; 3. Мясо с картофельным пюре. Затраты семейного бюджета на праздник 8 марта. Задание
Результаты опыта «Банк практико-ориентированных заданий для формирования математической грамотности»
овладение = усвоение + применение знаний на практике Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. Добытые знания, умения, навыки учащиеся смогут применять в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действова ть. Эта работа учителя и направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-38919-1552662116.png)
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-460463-1403689710.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-1351791-1633466560.jpg)
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.
Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974601-1510838112.jpg)
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/19/picture-1360254-1668873327.jpg)
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
quot;Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"...