Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональную грамотность. В основном примеры взяты из учебников математики Л.Г.Петерсон, по которым я работаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики | 1.15 МБ |
Функциональная математическая грамотность | 486.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а )понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни б ) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
в )способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать. г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.
К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся: Технология проектов «Арабские цифры. Теории происхождения» «Время. Измерение времени. Часы» «Единицы измерения времени в разных странах в разное время» «Задача одна – решений много» «Математика в жизни человека» и др
2) Технология проблемного обучения 3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.
4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)
На каждом уроке мы используем приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как: Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Работа с задачами: - Работа над решённой задачей. -Решение задач различными способами. -Представления ситуации, описанной в задаче. Самостоятельное составление задач учащимися. Решение задач с недостающими и избыточными данными. Изменение вопроса задачи. Использование приема сравнения задач. Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием. -Решение обратных задач. Решение нестандартных задач Решение комбинаторных задач
Задача с избыточными данными.
Решение комбинаторных задач. Построение дерева возможностей.
Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях. Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей. Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько средств со своего счета он потратил, если известно, что стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50 копеек?
Ф ормула, раскрывающая принцип функциональной грамотности: «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
городского округа Павловский Посад
Московской области
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Функциональная математическая грамотность»
Подготовила: Агафонова Ю.Н.,
учитель начальных классов
первой категории.
2020г
ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».
ФГОС НОО, с.11 Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни.Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.
д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Инструмент формирования функциональной грамотности школьников
технологии:
- Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
- Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.
- Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.
Пользуясь диаграммой, выясни на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом
A) на 51 день | D) на 37 дней |
B) на 10 дней | E) на 1 день |
C) на 19 дней |
Учителем составлен график пропусков уроков. Наибольшее число детей, отсутствующих на занятиях было …
|
|
На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Они будут сидеть на … ряду и заплатят … рублей
ЭКРАН
- Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)
Приемы:
- Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
- Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Какая могла быть текстовая задача?
Вместе у Димы и Алеши 10 рублей. Сколько у кого было рублей. Если у Димы больше, чем у Алеши.
? = 10
После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение – сколько всего, вычитание – на сколько больше)
- Работа с задачами.
- Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
- Решение задач различными способами. - Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению - Решение задач с недостающими и избыточными данными. - Изменение вопроса задачи. Использование приема сравнения задач.
Запись двух решений - одного правильного другого неправильного. - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием. -Решение обратных задач.
- решение нестандартных задач
Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)
Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
Но о размерах портфелей сообщается, опосредовано – через возможность одному из них поместиться в другом.
В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?
- Решение учебно - познавательных и учебно – практических заданий.
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
длина дорожки 50
площадь кухни 12
высота окна 145
длина гвоздя 100
высота дома 16
рост школьника 1 360
4.Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.
Особое внимание уделяем задачам 3 вида - задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. При этом Сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.
В учебнике таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Рассмотрите странички - задачи – расчеты. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью. Условия этих задач могут быть усложнены, скорректированы. (расчет на семью из … человек, обои для комнаты … м). Часто предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.
В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций
Задача Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.
Название тарифа | Цена 1 минуты разговора | Дополнительные условия |
«Детский» | 50копеек | Нет условий |
«Подарочный» | 25 копеек | После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту |
«Дружеский» | 15 копеек | До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек |
В этой задаче, как и в предыдущей, рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин.
Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный, если нельзя разговаривать во время уроков и в день есть финансовое ограничение. Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.
Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа ит.д.
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:
В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
quot;Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"...
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроке математики"
https://disk.yandex.ru/i/XwA4EEt3YbHErw[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26769590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"145","width":"145"}}]]...
О развитии функциональной грамотности младших школьников на уроках математики
Математическая грамотность - это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять математику для решения проблем реального мира....
Обобщение опыта на тему: «Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики».
Использование практико-ориентированных заданий на уроке математики...
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...