Статья Общение воспитателя ГПД с родителями – как одно из условий успешного взаимодействия семьи и школы.
статья

    Школа – это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

              СОШ № 563 с углублённым изучением иностранных языков

                    (хинди и английского) Калининского района СПБ

                                              Имени Рабиндраната Тагора

    Общение воспитателя ГПД с родителями – как одно из условий успешного

                           взаимодействия семьи и школы.

                       Воспитатель ГПД Смирнова Светлана Геннадьевна.

       Вспомним слова В.А. Сухомлинского «Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике».

     У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные школьные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между школой и семьей.

      Одной из актуальных проблем в школе остается преодоление школьной

неуспеваемости, повышение эффективности учебного процесса. Ее решение

предполагает совершенствование методов и форм организации обучения,

поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся,

которые учитывали бы их реальные возможности.

     «Без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах» (В.А. Сухомлинский), так оно и есть и практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход, соответственно, это рождает ощущение, что любые трудности разрешимы.

     Так значит успешное решение задач образования и воспитания возможно при

объединении усилий семьи и педагогического коллектива.

Семья всегда рассматривалась и рассматривается в настоящее время как

полноценный субъект воспитательно-образовательного процесса. Именно от

условий семейного воспитания зависит формирование личности ребенка, его

познавательной активности и развитие образовательных потребностей.

     Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе, поэтому можно сказать, что над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Ведь цель взаимодействия образовательных учреждений с различными субъектами социализации - с семьей, общественными организациями, региональными объединениями, учреждениями дополнительного развития, культуры и спорта - совместное обеспечение условий для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в семье и школе.

    Иногда педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями. А ведь для ребенка духовным центром, нравственным основанием служит семья, ее ценности, устои, отношения – семейный уклад.

      Работе с родителями в образовательном учреждении должно уделяться

особое внимание, т.к. работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей и это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям. В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители. Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах. Если ваш собеседник без улыбки, улыбнитесь ему сами. Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение. Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель. Основу общения должны составить взаимопонимание, уважение друг к другу, поддержка.

     Формирование родительского коллектива- одна из самых сложных дел в работе педагогов, но без решения этой задачи воспитания учащихся почти невозможно.

Воспитание – не только наука, но и искусство, оно, с одной стороны, предполагает творческий подход и широкую инициативу, большую изобретательность, находчивость, гибкость, а с другой – предоставляет богатейшие возможности для такого творчества, для успешного поиска.

     Самые полноценные отношения выстраиваются там, где происходит

обмен ресурсами. При отсутствии такого обмена между семьей и школой

возникает разбалансированность воспитательного процесса, что не только не

прибавляет, а еще и отнимает часть имеющихся у сторон ресурсов на борьбу

и выяснение позиций. Влияния, оказываемые на ребенка семьей и школой порой разнонаправлены, в результате чего отношения между семьей и школой обостряются. Когда школьник оказывается «между двух огней», это ведет к снижению его мотивации к учению, дезадаптации, понижению авторитета, как школы, так и семьи.

    Школа – это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет.

Безопасность в школе, прежде всего, зависит от взрослых, ведь именно они своими поступками и отношением к жизни учат детей, какими им быть.

      Для решения конфликтных ситуаций просто необходимо создавать школьную

службу примирения, а основой деятельности ШСП является профилактика возникновения конфликтных ситуаций с учетом возрастных особенностей учащихся и

культурных традиций семьи.  Я думаю, что задача педагога состоит в том, чтобы организовать общение трех сторон: педагогов, родителей и детей. Родители, посетив школу должны почувствовать, что они ходили туда не ради общения с учителем, а ради общения со своими детьми, что они узнали что-то новое о своем ребенке,

научились чему-то вместе с ним, интересно провели время друг с другом.

Такие формы деятельности разнообразны. Их организацией занимаются как

учители, так и воспитатели ГПД, а при возможности и родители обучающихся.  

     Ведь школьный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Кому же принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогу. Чтобы выстроить его, педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

      И в заключении мне бы хотелось порекомендовать педагогам в общении с родителями воспитанников:  

     - Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

     - Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

     - Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

      -Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

      - Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

       - В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

       

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В.А. Сухомлинский)

                      Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников как одна из важнейших целей современной начальной школы"

В статье рассмотрены некоторые факторы, необходимые для воспитания развитой личности....

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования»...