Статья "Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников"
статья
Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.
Дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»
В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старинному быту, народным играм и игрушкам. Большое внимание в школе уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ - это игра. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей младшего школьного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины.
В народной игрушке проявляются такие признаки как: компактность, обобщённость, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.
На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет.
Дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста.
Техника деревянных народных игрушек простая и доступная детскому пониманию. Она построена по простейшим законам механики. Народные игрушки из дерева, забавляя ребёнка, одновременно знакомят его с окружающей жизнью, трудом взрослых (кузнецы куют железо, пильщики пилят дрова). Кроме таких двигающихся игрушек народные мастера делали из дерева птичек, которых подвешивали над детской колыбелькой, различные человеческие фигурки, игрушечную мебель, посуду, орудия труда.
Из соломы плели соломенных кукол, лошадок, оленей, козликов, павлинов, петушков. Они часто использовались в сельскохозяйственных обрядах и праздниках. Современные игрушки в технике соломоплетения - это настоящие произведения искусства, сувениры, которые рассказывают об особенностях жизни народа, его обрядах и традициях.
Традиционные славянские куклы делаются без лица и, поэтому по народным поверьям, была недоступна для злых духов. Но рассмотрим сейчас тряпичную куклу не как оберег, а как интересную игрушку сделанную ребёнком своими руками. Играя с такой тряпичной куклой, ребёнок самостоятельно имеет возможность предположить, какую эмоцию выражает его кукла в данный момент: смеётся, плачет, удивляется.
Детям важно увидеть быстрый результат их творчества и тряпичная кукла даёт им такую возможность. Из разноцветных лоскутков, без иголок и шитья дети делают великолепных тряпичных кукол и почти сразу же начинают ими играть.
Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.
Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей младшего школьного возраста значима и актуальна в наше время.
Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в воспитании дошкольников и младших школьников
Преемственность в воспитании дошкольников и младших школьниковАвтор: Шмагина Г.Ф. – воспитатель ГПД МБОУ «Гимназия №2» г.АстраханьЦелостный воспитательный процесс включает в себя орг...
Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности
формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...
Сказка как средство воспитания дошкольников и младших школьников
Сказка в настоящее время широко используется педагогами и психологами для решения различных задач. Используя сказку, как средство в педагогической деятельности можно добиться очень хороших резул...
Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников
Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...
"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует кра...
Народные игрушки как средство патриотического воспитания младших школьников
Дети – наше будущее и их нужно воспитывать на национальных традициях, в духе уважения и любви к семье, своему дому и Родине....