Статья: «Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки»
статья

Косарева Виктория Викторовна

                                                                                     

    Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из процесса модернизации образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закрепил воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: «Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки» 

    Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к  образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в  действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –  патриота Родины.

    Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из процесса модернизации образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закрепил воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

    Термины патриотизм и героизм в наиболее употребительном их значении подразумевают преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам  и подвигам во имя интересов своей Родины, свершение выдающихся по своему общественному значению действий и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

    Проблема патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В музыкальной деятельности воспитанники самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении маршевой композиции с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма.

   Основная цель – воспитание  чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста через музыкальную культуру.

Задачи:

  • Формировать основы культуры слушания  и осознанное отношение к героико-патриотическим музыкальным произведениям.
  • Накапливать опыт восприятия героико-патриотических произведений разных жанров (марш, гимн, песня, танец).
  • Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия.
  • Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение воспитанников.
  • Способствовать развитию интереса детей к героико-патриотической музыке и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
  • Воспитывать желание слушать героико-патриотические произведения.
  • Поддерживать проявления оценочного отношения к героико-патриотическим произведениям.
  • Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

     Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина.

     Для ребенка младшего школьного возраста Родина — это мама, это дом, где он живет, это школа с её учителями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-младшего школьника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздники День матери,  “8 марта”, на которых также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми.

    Чувство любви к родной природе - еще одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекта, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сферу.

    Важное место в воспитании младших школьников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. 

    Праздник «День Защитников Отечества» в школе хороший повод для воспитания у школьников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных героев. В нашей школе  ежегодно проводится конкурс «Смотр песни и строя». Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Ежегодно проводится музыкальный конкурс патриотических песен, приуроченный ко дню Победы. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в воспитании дошкольников и младших школьников

Преемственность в воспитании дошкольников и младших школьниковАвтор: Шмагина Г.Ф. – воспитатель ГПД  МБОУ «Гимназия №2» г.АстраханьЦелостный воспитательный процесс включает  в себя орг...

Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности

формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание ус­ловий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном...

Сказка как средство воспитания дошкольников и младших школьников

Сказка в настоящее время широко используется педагогами и психологами для решения различных задач. Используя сказку, как средство в педагогической деятельности можно добиться очень хороших резул...

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...

Статья "Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников"

 Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощ...

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки в образовательной организации

Музыка, как часть культуры общества, играет роль социальной памяти общества: она обеспечивает связь времен, преемственность поколений. Каждый индивид должен усвоить опыт, накопленный людьми, которые ж...