Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками.
статья
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступает основной социально-психологического климата в коллективе.
В межличностных отношениях проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
У подростков наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками. Подросток стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением.
В значительной мере самооценочный статус складывается под влиянием и вместе с тем, который приобретен индивидом в глазах окружающих. Но это не значит, что оценка окружающими и самооценка всегда совпадают. Скорее, наоборот: гораздо чаще они существенно расходятся друг с другом. Такое расхождение глубоко переживается любым членом коллектива и сопровождается ощущением внутреннего, психологического дискомфорта. Потребность преодоления последнего нередко порождает эффект психологической гиперкомпенсации, когда недостаток внешнего признания возмещается внутренней, не адекватной реальности и явно завышенной самооценкой.
На самочувствии личности в коллективе отражаются ее отношения в группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в ней.
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.
По словам некоторых авторов (К.Роджерс, В.Сатир), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении.
Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения "Я-концепции". Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других, если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка.
Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы.
Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивания, подчеркнутое внимание, похвала и т. д. В ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы - повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.
В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направления и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов действительности и социального поведения человека.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение и взаимоотношения личности с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности и неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.
Представленный материал, показывает, результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....
Результаты исследований межличностных отношений младших школьников
В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....
Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.
Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника. Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...
Особенности межличностных отношений первоклассников.
Данная статья дает представление о межличностных отношениях первоклассников ....
Отчет по инновационной деятельности "Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста"
Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста...
Особенности формирования сплоченных межличностных отношений на уроках физической культуры в начальных классах.
Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. ...