Особенности формирования сплоченных межличностных отношений на уроках физической культуры в начальных классах.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Павлова Ирина Владимировна

Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gotovaya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования сплоченных межличностных отношений на уроках физической культуры в начальных классах.

Практически вся жизнь человека проходит в окружении других людей, будь то семья, учебный или трудовой коллектив, компании друзей, приятелей, соседей. Все эти общности получили название малых групп. В отличие от больших групп, например, жителей одного города, где не все знакомы друг с другом, в малых группах, например, учащихся одного класса, все друг друга знают достаточно хорошо. Именно в малых группах под воздействием различных социально-психологических процессов происходит формирование личности человека.

Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В системе межличностных отношений выделяют формальные (деловые) и неформальные (личные). Формальные отношения выстраиваются на основе официальных обязанностей и статуса каждого члена команды; они диктуются извне. Неформальные основываются на личной симпатии или антипатии, дружбе или неприязни; они возникают самопроизвольно.

При наличии единой цели и соответствующей мотивации формальные и неформальные отношения дополняют друг друга, способствуя возникновению групповой сплоченности. Групповая сплоченность характеризуется, в частности, тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней.

Подобную особенность следует учитывать при организации работы с впервые сформированной группой или группой, пришедшей на занятия после длительного перерыва, например, летних каникул. Имеющаяся положительная мотивация может усилиться при соответствующем подкреплении или, наоборот, ослабнуть при неудаче, мнимой или действительной.

Так, с учетом возрастных особенностей для учащихся начальной школы актуальным представляется обучение основам общения и правилам поведения в группе. Следует помнить, что в первом-втором классах коллектив и его актив не воспринимаются детьми как значимые. Также целесообразно показывать разницу между  Я и «Я в группе». Возраст третьего (четвертого) класса позволяет целенаправленно развивать коммуникативные качества и организаторские навыки. Начиная с этого возраста, стремление занять определенное место в группе (классе) становится серьезной потребностью.

Одна из главных воспитательных задач учителя физической культуры заключается в том, чтобы проводимые им занятия были использованы не только для физического развития детей, но и для развития положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.д. Эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, тенденцией к избеганию агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ Я-учащегося, формируется чувство уверенности в себе.

Для учащихся школы основным видом деятельности является учебная деятельность, в процессе которой в большей степени происходит формирование коммуникативной компетентности.

Урок физической культуры проходит в конкретном классе, обладающем определенным уровнем сплоченности, микроклиматом, направленностью, организованностью, групповой структурой, которая может меняться от предмета к предмету, от урока к уроку. Особенности урока физической культуры:

• повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частные межличностные контакты и общение;

• повышенный эмоциональный фон, связанный яркими глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождаются применение соревновательного и игрового методов;

• переживание благоприятных эмоций от проявления хороших отношений товарищей создает ощущение удовлетворения потребности и вызывает ответное позитивное отношение к классу.

В связи с этим урок физической культуры можно рассматривать как модель быстропротекающих социальных процессов, как естественный социально-психологический тренинг.

На уроках физической культуры широко используют игровой и соревновательные методы.

Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что, безусловно, содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т.д. Нормы человеческих отношений, усвоенные в игре, становятся одним из источников развития поведения ребенка.

Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т.п.

Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют как мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а так и для развития соответствующих качеств.

Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Поэтому необходимо использовать методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод.

Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Вызывает ли учитель у школьников своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением и невербальными средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности.

Характер отношений педагог-учащийся должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:

• Принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:

- педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;

- знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них.

• Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это невозможно без определенной «степени свободы» учащегося.

• Принцип природосообразности(сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состояния здоровья (физического, психического, социального).

Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание воспитательного пространства урока - позитивного образа учителя, процесса учебной работы, предметного содержания, развиваемых и подкрепляемых соответствующим поведением и действиями педагога. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а через характер общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.

Для формирования коллектива на данном возрастном этапе важны безусловно формы и методы организации в процессе учебной деятельности. Наиболее эффективными при организации коллектива на уроке являются: групповая и фронтальная.

Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития детского коллектива. Организуя работу в группе педагог может координировать коллективные отношения в группе сверстников. Общение в группе равных дает детям то, чего в принципе не может дать общение со взрослыми. Для организации коллектива класс должен работать как большая группа в каждой между детьми существует реальное сотрудничество, разделение труда, согласование усилий и мнений, обмен замыслами и результатами. При работе в группе возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, возрастает сплоченность класса. Меняются взаимоотношения между детьми, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, растет самокритичность, ребенок имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует, дети приобретают навыки необходимые для жизни в коллективе.

Включение детей в групповую творческую работу на уроке физической культуры можно начинать с первого класса, объединяя их в работу в парах сменного состава. Приемов организации парной и групповой работы на уроках может быть бесконечно много. Так, например, на уроке физической культуры можно предложить задание на формирование коллектива, которое решается при групповой форме организации. При прохождении четырех этапов круговой тренировки, в задание которых входят прыжки через скакалку, упражнение на формирование пресса, отжимание в упоре лежа, подтягивание на перекладине за правильностью выполнения упражнений следят учащиеся, стараясь выявить ошибки, допущенные в процессе выполнения задания одноклассниками и подсказать по возможности пути преодоления данных ошибок. Педагог в данном случае выступает в роли координатора и помощника. Главной целью учителя является координация отношений между детьми, установление доверительных отношений между учащимися, воспитание чувства взаимопомощи и поддержки, формирование умения оказывать поддержку одноклассникам. Групповая форма работы может применяться и на других уроках.

Фронтальная работа позволяет учитывать разнообразные суждения учащихся, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведут к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Так, например, при работе над прыжком в длину с места учитель объясняет правильную постановку ног и способ выполнения прыжка. После пробного прыжка под руководством педагога вместе с детьми обсуждается правильность выполнения данного задания. При этом свою точку зрения высказывают все желающие, при этом педагог старается вовлечь во фронтальную работу всех учащихся. Это позволяет формировать у детей умение прислушиваться к мнению одноклассников, поддерживать детей при неудачах, оказывать взаимопомощь, что способствует формированию сплоченности класса и формированию коллектива.

Таким образом, использование разнообразных методов, форм организации развития коллектива и принципов взаимодействия в начальных классах на уроках физической культуры позволяет достичь положительных результатов, сплотить детей, сформировать доброжелательные отношения друг к другу, умение радоваться за победу своих одноклассников и переживать вместе с ними их неудачи.

Литература

  1. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
  2. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c
  3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты / Н.Н. Визитей. – Кишинев : Штиинца, 1989. – 147 с.
  4. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.

Автор: Павлова Ирина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Становление человека происходит в природной, культурной, информационной, и в социальной среде. Для этого процесса в школьные годы огромную роль играет среда сверстников и педагогов. Класс является одн...

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"...

Тема мастер - класса: «Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах»

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...

Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах" (презентация)

Мастер -класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах", представлен в виде презентации. Раскрыто понятие игровой технологии, представлены виды игр....

Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах" (сценарий)

Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах"....