Рабочая программа кружка « Основы православной культуры» ( духовно- нравственное направление) 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от «31» августа 2016г. |
| Утверждена приказом № 168 от « 31 » августа2016г. |
Рабочая программа кружка
« Основы православной культуры»
( духовно- нравственное направление)
2 класс
Руководитель: Ковалева Н.А.
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
г. Рославль
2016 - 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Направленность программы: духовно- нравственное направление.
Настоящая рабочая программа кружка «Основы православной культуры» для 2 класса реализуется в рамках внеурочной деятельности и составлена в соответствии с: 1. Законом 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; в ред. Приказов 26.11.2010 г. № 1241, от22.09.2011г. №2357) 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. 4. Учебным планом МБОУ «Средняя школа №3» г. Рославля на 2016-2017 год (Приказ № 118 от 29.06. 2016 г.) 5. Годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №3» г. Рославля на 2016 – 2017 учебный год (Приказ №118 от 29. 06. 2016 г.) 6. Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16) 7. Авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).
Актуальность и новизна
Кружок «Основы православной культуры» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер, содержание образования кружка соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного образования. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и эстетического сознания младшего школьника.
Актуальность связана с острой необходимостью духовно- нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды, состояние общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. Сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа по основам православной культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, любви. Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять точку зрения другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда, взаимопомощи, сострадания. На это и нацелена данная программа, которая должна помочь ребенку ощутить жизнь как реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание свидетельствовать о добре.
Цель
Формирование духовно-нравственной культуры личности школьника на основе предмета «Основы православной культуры», передача обучающимся знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Задачи
Способствовать:
- воспитанию нравственных качеств на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
- освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятниках архитектуры и искусства;
- развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности;
- формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно – нравственных традиций и ценностей отечественной культуры , нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
- Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства.
- Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.
- Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 1- 4 классы, (2 класс)
Сроки реализации: общая продолжительность - 4 года, этапы- 1 год
Краткое обоснование ценностных ориентиров:
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания ( ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, забота о старших и младших, представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемых на основе межконфессионального диалога, духовно – нравственное развитие личности).
Курс охватывает школьников с 1 по 4 класс. Он строится на концентрической основе с постепенным расширением объёмов понятий и смещением акцентов в изучении аналогичных тем с внешних описательных сюжетов в сторону их содержательного осмысления.
Режим занятий– 1час в неделю.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
1 уровень приобретение ребенком социальных и культурных знаний в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3 уровень получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим ребятам, родителям и другим участникам, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать свое предположение (версию), работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
Коммуникативные УУД
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (одно или несколько предложений);
- слушать и понимать речь других собеседников (средством формирования служит технология проблемного диалога - побуждающий и подводящий диалог);
- совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности группы;
- задавать вопросы;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ на основе простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
II. Результаты освоения курса.
В Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» определены требования к уровню подготовки учащихся: «Выпускник начальной школы должен продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями».
Содержательные линии для начальной школы:
- Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).
- Нравственно-этическая культура православия.
- История православной культурной традиции России (образ жизни).
- Письменные источники православной культуры.
- Христианское искусство.
- Православное искусство и религиозные культуры мира.
В соответствии с авторской программой Л.Л. Шевченко требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенном на определенном уровне и в соответствии со структурой содержательны линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Таким образом, определяющим для формулировки требований к уровню подготовки учащихся служит содержание учебного курса для конкретного года обучения (см. содержание учебного курса).
В конце второго года обучения учащиеся должны:
- знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;
- уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;
- понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;
- узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
- проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).
III. Содержание изучаемого курса
Формы занятий и виды деятельности: беседы, познавательные викторины, экскурсии, практическая работа, наблюдение, просмотр и обсуждение видеоматериалов, театрализация, ролевые игры, индивидуальная и групповая.
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм — православная икона — православный праздник). (7 часов)
О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.
Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?
Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?
Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовк:аправославного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.
Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы?
Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?
Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина. (8 часов)
Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?
Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем ж вех поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?
Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?
Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?
Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?
Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).
Радость православной веры. (10 часов)
Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?
Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.
Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.
Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?
Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.
Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке. Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. « Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство - счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.
«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников Севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?
Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время « веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобомученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?
О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? (9 часов)
Какими качествами души обладали православные мастера?
Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.
Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.
«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.
Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.
Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.
Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.
IV. Календарно-тематическое планирование занятий кружка « Основы православной культуры» для 2 класса (34часа)
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
«Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм - православная икона- православный праздник)» (7 ч) | ||||
1 | 1 | Красота и радость в жизни людей. | 07.09. | |
2 | 1 | Буквица славянская. История азбуки. | 14.09. | |
3 | 1 | Праздники- радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. | 21.09. | |
4 | 1 | Православный храм- дом Божий. | 28.09. | |
5 | 1 | О чём рассказывают иконы. | 05.10. | |
6 | 1 | Радостный мир православной иконы. | 12.10. | |
7 | 1 | Скорби и торжество в православной иконе. | 19.10. | |
«Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» (8 ч) | ||||
8 | 1 | Праздники- радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | 26.10. | |
9 | 1 | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | 02.11. | |
10 | 1 | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | 16.11. | |
11 | 1 | Синайское законодательство. | 23.11. | |
12 | 1 | История Царя Давида. Псалтирь. | 30.11. | |
13 | 1 | Введение во храм Пресвятой Богродицы. | 07.12. | |
14 | 1 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме. | 14.12. | |
15 | 1 | Что мы видим в православном храме? Экскурсия в храм. | 21.12. | |
«Радость православной веры» (10 ч) | ||||
16 | 1 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 28.12. | |
17 | 1 | Красота и радость в иконах. Как разговаривает икона? | ||
18 | 1 | Радость встречи. Праздник Сретенья Господня в православном Храме. | ||
19 | 1 | И многие о рождении его возрадуются. Иоанн Креститель. | ||
20 | 1 | Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель. | ||
21 | 1 | Прославление Творца тварью. Животные как меньшие братья человека. | ||
22 | 1 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | ||
23 | 1 | Радость послушания. Дети и родители. | ||
24 | 1 | « Небесное веселье». Христианские мученики. | ||
25 | 1 | Радости православной веры. | ||
«О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» (9 ч) | ||||
26 | 1 | О чем рассказывает православная культура? | ||
27 | 1 | Благовестие Спасения. | ||
28 | 1 | Воля Божия и воля человеческая. | ||
29 | 1 | Радость праведных. | ||
30 | 1 | Праздинк празников.Торжество торжеств. | ||
31 | 1 | Защита веры. Святые люди. | ||
32 | 1 | Доброта и милосердие христианина. | ||
33 | 1 | Какой он, христианин? | ||
34 | 1 | Повторение и обобщение. Итоговая контрольная работа. |
Формы контроля: наблюдение за деятельностью учащихся, творческие работы, тесты, анкетирование. В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме. Участие в конкурсах, посвященных великим православным праздникам.
Особенностями контроля достижений учащихся начальных классов в области «Основы православной культуры» является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти – уроки-повторения. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.
Формы и средства контроля.
Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера.
Тестирование за 1 четверть: «Радостный мир православной культуры»
1. Первые люди на Земле: ___________________________________________________
2.Какой грех сотворили Адам Ева?_______________________________________________________________________
3.Что такое дом Божий?__________________
4.Как называются слова, с которыми человек обращается к Богу, святым? _________________
3. Соедини пояснения: Бог Всеведущий прощает, милует раскаявшихся Бог Всеблагой знает все о людях Бог Милостивый любящий Отец Небесный
Подчеркни верный ответ: 5. Изображение Бога, святых, перед которым молятся - рисунок, икона, картинка.
6. Изображение, выполненное на сырой штукатурке прямо на стене - рисунок, живопись, фреска
7. Составили славянскую азбуку и стали святыми: Павел и Петр, Кирилл и Мефодий, Минин и Пожарский
8. Вставь нужные слова. На иконе «Святая троица» изображены Бог ___________, Бог ____________, Бог _____________ _____________.
9. Когда отмечается праздник «Рождество Пресвятой Богородицы»? _________________________________________________________________________
10. Что означает Благовещение? ________________________________________________
11. Что значит ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ ? _____________________________________________
12. Назовите имена русских былинных богатырей, изображённых на картине В.М. Васнецова «Богатыри» _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________
13. Что такое КЕЛЬЯ? ________________________________________________________
14. Что означает для христиан крест? __________________________________________
15* Назови имя русского Патриарха, который возглавляет Русскую Православную Церковь. _______________________________________________.
Тестирование за 2 четверть: «Православная культура в жизни людей»
1. Священное изображение это - ____________________________.
2.Когда празднуется праздник Покров Пресвятой Богородицы? _________________________________
3. Что на Руси было принято делать в домашнем хозяйстве до наступления праздника Покров? _____________________________________________________________________________
4. Что означает Вавилон; «_________________________»
5. Что означает имя Моисей? «________________________________________»
6. Как называются правила, которые Господь дал людям? ______________________________.
7. Как называлась гора к которой Моисей привёл свой народ? ____________________________.
8. Что называют СКИНИЕЙ? ____________________________________________.
9. В храме стена (перегородка) на которой расположены иконы, называется ___________________, за ним расположен ______________________.
10. Выбери (подчеркни) понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции: храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский.
11. Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
12. Подчеркни, что явилось непобедимым оружием христиан в борьбе с силами зла:
Деньги, братолюбие, честность, физическая сила, смирение, пост, оружие, молитва, пули, святые иконы, Таинства Церкви, шпионаж, Слово Божие, доброта, вера в Бога, пост.
13 * Золотое правило жизни:
Не судите других, и не будете ____________________. Как хотите, чтобы с вами ___________________ люди, так и вы _______________ с ними.
14 * Восстанови высказывания:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…. и ближнего твоего, как _________ _______. Жизнь дана на ___________ дела. Побеждай ______ добром.
Тестирование за 3 четверть: «Радость православной веры»
1. Священная история до пришествия в мир Христа описана в книгах, которые вместе называются книгами __________ __________. Эти книги писались Божьими людьми - _____________________. 2. Мать Спасителя мира - ________ _____________.
3. В каком городе родился Иисус Христос? ___________________________________.
4. Когда мы отмечаем Рождество Христово? _________________________________.
5. При каком князе было крещение Руси? _________________________________,
6. На какой реке проходило крещение русских людей? _______________________. 7
. Напишите четырёх учеников Христа: апостолы ______________, _____________, _____________ и _______________.
8. Ученики Христа записали его слова в четырёх книгах - ______________________.
9. Слово «Евангелие» переводится как «____________________________________».
10. Подбери правильные окончания предложений (подчеркни):
А) Счастлив человек, если…
- он не любит ценить себя выше, чем других людей.
- он живёт в красивом доме.
Б) Такой человек, когда замечает свои плохие поступки,…
- старается исправиться, стать лучше.
- не хочет в них признаваться.
- продолжает их совершать.
В) Правдивый человек…
- всегда послушен родителям.
- стремиться поступать назло словам старших.
- поступает, как самому хочется. Г) Он… старается не лукавить.
- наговаривает напраслину на товарища.
- обманывает людей.
Д) Он любит быть в мире со всеми…..
- мирить людей.
- прощать обиды.
- быть во вражде с людьми.
- ссорить друзей.
- помнить обиды.
Е) Он дружит с теми, ……
- кто хочет с ними дружить.
- кто сильнее его.
- с кем дружат все.
11. Продолжи пословицу:
Кто родителей почитает, тот вовек _____________________.
12. * Угадай слово с пропущенными буквами: У __ __ __ __ __ __ __ __ __ Ь – это разумное ограничение своих желаний и потребностей.
13. * Страсть – стремление к злым делам. Добродетель – доброе качество человека или дело. Зачеркни страсти, оставь добродетели: Гордость- смирение, жадность - щедрость, милосердие – зависть, любовь – ненависть, гнев – кротость, чревоугодие (обжорство) – пост, доброта – злость, лень – трудолюбие.
14. * Вставь нужные слова:
Не зло победит зло, а только _______________. Уклонись от __________ и сотвори благо. Почитай ________ твоего и _________ твою, чтобы было тебе хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле.
Тестирование за 4 четверть: «О чем рассказывают создатели православной культуры»
1. Что называют произведениями религиозного искусства? __________________________ _____________________________________________________________________________
2. По христианскому обычаю, на праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят в храмах со свечками и зеленеющими веточками. В России используют веточки дерева ______________. Поэтому этот праздник ещё называется « ____________________ ______________________»
3. Кто такие АПОСТОЛЫ? _______________________________________________________.
4. Спаситель учил апостолов самому главному: любить Бога всем сердцем и ближнего – как ______________________________________________________________________________.
5. Кого распяли со Христом? ____________________________________________________.
6. О чём молился Христос во время казни? _________________________________________ ______________________________________________________________________________.
7. Какой праздник называют праздником праздников и торжеством торжеств? _______________________________________________________________________________.
8. Как готовятся к этому Великому празднику? _______________________________________________________________________________,
9. В течении скольких дней являлся Христос ученикам после Своего Воскресения? ________.
10. Что произошло на горе Елеонской? ________________________________________ __________________________________________________________________________,
11. В каких поступках дети – христиане выражали свою любовь ко Христу (подчеркни):
В непослушании родителям, в добрых делах милосердия нуждающимся, в терпеливом перенесении неприятностей, в лености в школьных занятиях, в прилежности при выполнении требований учителя, в хвастовстве своими успехами, в терпеливой настойчивости при решении трудной задачи, в требованиях родителям о покупке новых вещей, в радовании чужим неудачам, в стойкости исповедания христианской веры.
12. Подчеркни, как поступил бы христианин, обладающий добродетелью «умеренность»
Смотрел по телевизору все подряд передачи. Съедал одну конфету. Съедал коробку конфет. Гулял до позднего вечера. Смотрел передачи о природе, или о науке, или об истории. Гулял после школы час для отдыха. Ежедневно ходил в гости.
13 * Назови полные, принятые Церковью, имена святых:
- святой великомученик ................................. Победоносец;
- святитель .............................. Чудотворец;
- святые благоверные князья ........................... Донской,...........................Невский; преподобный ................................... Радонежский;
- святая блаженная .............................. Петербургская.
14* Вставьте пропущенные слова:
- «собор Василия .............................................................»,
∙ «Троице-Сергиева и Киево-Печерская ……………………»,
∙ «Владимирская........................................ …Божией Матери»,
∙ «русский иконописец преподобный Андрей ……………..»
Итоговая контрольная работа за курс 2 класса.
Вариант 1.
Задание 1. Допиши предложение:
«Человека называют добрым, когда …».
Задание 2
Из предложенного перечня выдели христианские православные праздники и расположи их в последовательности событий библейской истории:
Рождество Пресвятой Богородицы, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово.
Задание 3
Нарисуй «Дерево жизни» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.
Добавь свои названия «плодов».
Задание №4
Объясни понятие:
Великий пост - …
Задание №5
Объясни смысл праздника Рождества Христова
Вариант 2.
Задание 1. Допиши предложение:
«Любить родителей - значит…».
Задание 2 Из предложенного перечня выдели праздники Христовы и расположи их в последовательности событий библейской истории:
День Ангела Хранителя, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово, Благовещение.
Задание 3
Нарисуй «Дерево греха» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.
Добавь свои названия «плодов».
Задание №4
Объясни понятие:
Радоница - …
Задание №5
Объясни смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.
Вопросы и задания для повторения тем курса 2 класса.
- Рассмотри илл. № 9 и расскажи о событиях Священной истории, которые на ней изображены.
- Как называются книги, в которых рассказывается об этих событиях? (Библия, Евангелие).
- Какие имена носили авторы четырёх Евангелий? (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).
- Кто такие апостолы? (Посланники Божии).
- Сколько апостолов избрал Иисус Христос первоначально? (12).
- Рассмотри илл. № 98, послушай церковнославянский текст и расскажи о событиях, которые на них изображены.
- Посмотри на илл. №№ 100, 101 и скажи, какие события Священной истории изображены на них
- Сравни илл. № 50 и № 51 и ответь, какая из них является иллюстрацией иконы? (№ 51).
- Ответь на вопрос, о каком празднике сказано: «Праздник праздников. Торжество торжеств». (Праздник Воскресения Христова).
- Объясни, почему это событие радостно празднуется христианами всего мира.
- Как называются праздничные песнопения?
- Что такое икона?
- Как называют человека, который пишет иконы?
- Скажи, какие иконы, посвященные христианским праздникам, ты знаешь?
- Расскажи историю создания первой иконы Спасителя.
- Что означает слово «аллилуйя»?
- Назови, какие церковнославянские буквы ты знаешь.
V. Методическое и информационное обеспечение
1. Авторская программа: «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
2. Учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
3. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя: 2 годы обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 4. http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
ВИДЕО Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению для учащихся 3-4 классов «Основы православной культуры» ВИДЕО
https://yadi.sk/i/y-JKBKbblyOXLA...
Рабочая программа по учебному курсу "Основы духовно- нравственной культуры" (Модуль «Основы православной культуры») для 4-х классов
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа..На основании письма Минобрнауки России от31.03.2015 № 08-461 «О направлении регламента выбора кур...