Сетевой проект как средство изучения родного края
статья (2, 3, 4 класс)
В статье раскрывается значимость сетевых проектов как средство мотивации, активизации учебно-познавательной, проектно -исследовательской деятельнсти обучающихся в изучении родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevoy_proekt_kak_sredstvo_izucheniya_rodnogo_kraya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Нагаева Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Оршинская основная общеобразовательная школа
имени академика Ожиганова Л.И.»
Аннотация. В статье представлена работа школы по изучению родного края посредством участия в сетевых проектах.
Ключевые слова: сетевой проект, марийский язык, культура, музей.
Сторона моя неприметная,
Ни великих рек, ни озёр,
Но люблю тебя беззаветно я,
Всей душой люблю с давних пор.
А.Сагирова [10;7]
Республика Марий Эл по территории небольшая. Она кажется совсем неприметной, как ягодка земляники в траве. Но если приглядеться, изучить ее историю и культуру, то можно убедиться, что она богата своими традициями и обычаями. Культура и наследие народа, зарождаясь в семье, передаются из поколения в поколение. Дети учатся уважать и почитать старших, заботиться о младших, приучаются к труду и рукоделию. «Ребенок учится тому, что видит он в своем дому»,- говорил немецкий поэт XV века Себастьян Брант [11].
Но время неумолимо мчится вперед, меняются условия жизни, появляются новые технологии. А язык, традиции и культура марийского народа постепенно угасают. В марийских семьях в основном общаются на русском языке.
Но не смотря на эту негативную тенденцию, в общеобразовательных школах изучается марийский государственный язык, в том числе интегрированно с историей и культурой народов. Формирование мотивации к изучению родного края осуществляется на уроках окружающего мира и во внеурочное время. Особый интерес представляют сетевые проекты краеведческой направленности, которые реализовываются в Советском районе. Обучающиеся нашей школы принимают в них активное участие.
Самый первый проект «Сторона моя неприметная» был приурочен к празднованию Дня Советского района [8]. Этапы проекта нацеливали нас на знакомство с достопримечательностями родного поселка (села) и изучение краеведческого материала. Участвуя в сетевом проекте, мы подготовили виртуальную экскурсию по нашей школе. Представили материалы об академике Ожиганове Л.И., имя которого носит наша школа [2;8], для виртуальной книги «Мы ими гордимся» и оформили материалы о церкви святых Бессребренников Косьмы и Дамиана, которая является памятником архитектуры Республики Марий Эл [9;3], для виртуальной книги «Самые, самые, самые…». Создавали фотоколлаж о народном празднике «Шорыкйол» и поздравительную музыкальную открытку. Наша команда «Родничок» оказалась среди победителей.
Следующий сетевой проект «Золотое кольцо Советского района» краеведческого направления объединил две даты – 80 летие района и 70 летие Великой Победы [6]. В нем приняли участие сразу две наши команды: «Звездочка» начального и «Истоки» среднего звена. Школьники участвовали в викторине «Что? Где? Когда?» и в Акции «Обелиск», подготовили виртуальную экскурсию «Моя малая Родина», виртуальную «Доску почета», онлайн-газету «Цвети, мой край родной». Наши школьники встречались с жителями села, широко использовали материалы школьного краеведческого музея, создавали видеофильмы, сочиняли синквейны, проводили исследования и делали выводы. Наши ребята стали победителями и призерами.
В муниципальном сетевом проекте «Писатели и поэты Марийского края и Великобритании», направленная на изучение биографии и творчества марийских и английских писателей посредством исследовательско-проектной деятельности, команда нашей школы заняла третье место [7]. Школьники готовили презентации о биографии и творчестве выбранных писателей. На основе прочитанных отрывков произведений готовили сюжеты в виде рисунка и разыгрывали сценки на видео. Создавали пазлы о памятных местах, связанные с писателями.
Как же удается нам достигать высоких результатов, участвуя в данных проектах? Прежде всего необходимо создать творческую команду. Организовать работу так, чтобы все этапы проекта были между собой связаны, и отражалась главная тема
Так участвуя в республиканском сетевом проекте «В гостях у Пампалче», проводимом ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш Советского района» мы снова стали победителями. Этот проект был нацелен на развитие интереса обучающихся к национальным традициям и культурному наследию марийского народа [5].
Наши ребята с радостью принялись за работу. Как говорится «как ты яхту назовёшь, так она и поплывет». Пампалче – героиня марийской сказки, поэтому все тексты составлялись на марийском языке. Название команды «Чолга шудыр» означает яркая, решительная и находчивая звезда.
В визитке «Палыме лийына!» мы решили отразить все этапы проекта. Девочки взяли в руки прялку и пяльцы, мальчики гармонь и свирель. Детям вышивание и музыкальные инструменты не в диковинку. Среди детей руководитель команды держит на вышитом полотенце испеченный каравай, символизирующий гостеприимство и кулинарный этап. Завершает композицию девочка, которая держит над головой объемную фольгированную звезду. Был придуман девиз и стишок о команде.
Самый интересный этап «Перкан лийже!» – это приготовление национального блюда. Мы сняли видеоролик о вкусных варениках с картофельно-творожной начинкой. Это блюдо среди команд было самым распространенным, но отличительной особенностью нашей работы стали использование музейного экспоната (тагана) и применение веретен при раскатывании кусочков теста. А еще познавательный информационный материал. Оказывается, что марийцы ежегодно отмечают День подкогыльо. Кроме этого, в г. Йошкар-Ола есть кованый памятник подкогыльо, представляющий собой тарелку с подкоголем. Он был создан местными кузнецами. А еще в нашем городе был испечен самый большой 19-и килограммовый подкогыльо. В ночь на Рождество чаще жители Горномарийского района гадают при помощи вареников. Кладут в вареники различные штучки (монетки, кусочек медовых сот, лыко из мочалки, вырезанные из дерева шарики, лопаточки, топорики и др.): кому что попадется, тому с тем и встретиться придется. На этом этапе слово «шудыр» использовали в значении веретена, которое и поныне в семьях участников команды используется для раскатывания кусочков теста.
На этапе «Ме мастар улына!» мы узнали, что в старинных описаниях у марийцев созвездие Большой Медведицы называлось Шордо- Шюдюрь, т. е. Лось-звезда [4]. Наверное, неслучайно эти животные изображены на гербе и флаге Республики Марий Эл (медведь) и города Йошкар-Олы (лось). Сюжет с лосем используются в бордюрной вышивке «сорока» и «нашмак». Бордюр состоит из парных фигур лосей, стоящих по сторонам Мирового древа и обращенных головами друг к другу. Этот фрагмент называют «рога лося-оленя». Оленьи рога символизировали удачу. Животные перед деревом - знак семьи, рода, семейного счастья, благополучия. Красный цвет вышивки - цвет солнца, огня, тепла, любви, красоты. Наш презентационный слайд дополнили видеороликом под сопровождение марийской народной песни «Путыральым – рончалте».
Последний этап проекта – музыкальный «Пампалче дене пырля». Мы решили подготовить марийский танец под песню «Ой, луй модеш, луй модеш…» в исполнении Ивана Смирнова. Ведь именно эта мелодия прозвучала в первом звуковом советском фильме «Путевка в жизнь» в 1931г. Именно в этом фильме наш первый киноактер Йыван Кырля сыграл роль Мустафы и вымолвил фразы на своем родном марийском языке. Разве это не звезда марийского народа? Да, звезда! И в этом танце мы передали игру куницы, настроение, характер и нрав марийского народа.
В рефлексии подвели итоги в форме лимерика, в котором мы поблагодарили всех и пожелали беречь и сохранять культуру марийского народа. В конечном результате наша команда «Чолга шудыр» набрала высокие баллы и вошла в число победителей. Имеем диплом победителя I степени.
Решением В.В. Путина 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России [3].. А это значит, что изучение и исследование культуры народа продолжается. Наша визитка с сетевого проекта «В гостях у Пампалче» размещена на главной странице республиканской газеты «Ямде лий!» №3 от 21 января в качестве символа (визитки) объявленного года [1].
Впереди новые проекты, новые конкурсы. А это значит, что культурное наследие и краеведение будет жить!
Литература
1. Кугарня самырык влаклан газет https://xn--24-6kcl8auuv6i.xn--p1ai/kevyt/yamde-lii/yamde-lij-2022-01-21/
2.Леонид Иванович Ожиганов. Воспоминания друзей и соратников/Под ред.проф.Л.М.Шарнина.Казань:Изд-воООО «Мастер Лайн»,2012.78с.
3. Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/press/4582/2022-god-budet-godom-narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/
4. Очерки истории астрономии в Древней Руси http://www.pawet.net/library/history/c_history/b_sv/1/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_1.html
5. Сетевой проект «В гостях у Пампалче»:
https://sites.google.com/view/pampalcher.
6. Сетевой проект «Золотое кольцо Советского района» https://sites.google.com/site/kolcosovetskogorajona/home
7. Сетевой проект «Писатели и поэты Марийского края и Великобритании» https://sites.google.com/site/stepludmpisateli/refleksia-cto-gde-kogda
8. Сетевой проект «Сторона моя неприметная» https://sites.google.com/site/zolotoekolcosovetskogorajona/
9. Список памятников культуры, истории, архитектуры и археологии Республики Марий Эл https://kartarf.ru/pamyatniki/region/12-respublika-mariy-el(стр.3)
10. Ты в сердце Советский район. К 85-летию района./Гл.ред.А.А. Трудинов. Йошкар-Ола:Изд-во ООО ИПФ «СТРИНГ»,2020.284с. (с.7)
11. Цитаты Себастьяна Бранта Источник: Цитаты и афоризмы
https://citaty.su/citaty-sebastyana-branta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...
Введение в изучение родного края (2 класс)
Примерное тематическое планирование по курсу "Введение в изучение родного края" во 2 классе....
организация деятельности учащихся по изучению родного края
даны рекомендации по организации деятельности учащихся младших классов по изучению родного края, приведена программа для 1-4 классов по изучению краеведческого материала...
Изучение родного края. Мой любимый город Каменск-Шахтинский.
Участие в конкурсах,олимпиадах....
Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными. Изучение родного края.
Открытый урок окружного тура ...
Сетевой проект как средство развития творческих способностей обучающихся.
Выявляется взаимосвязь проектной деятельности и творческой деятельности. Этапы проекной деятельности....
Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...