Сетевой проект как средство развития творческих способностей обучающихся.
методическая разработка на тему

Ложкина Татьяна Владимировна

Выявляется взаимосвязь проектной деятельности и творческой деятельности. Этапы проекной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ложкина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ ООШ № 28,

г.Белово Кемеровской области

Сетевой проект как средство развития творческих способностей обучающихся

Аннотация. В статье представлен опыт использования сетевых проектов во внеурочной деятельности младших школьников. Влияние сетевого проекта на творческую активность школьника.

Ключевые слова: сетевой проект, творчество, проектная деятельность, информационные технологии.

В связи с активной популяризацией сетевых технологий в образовательном процессе всё большую актуальность приобретают сетевые образовательные проекты как форма организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Это сетевое взаимодействие, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение совместного результата. Посредством сетевой проектной деятельности усиливаются творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка.  Повышается самостоятельность деятельности обучающихся, так как появляется возможность самостоятельного выбора пути решения задачи, у ребенка  есть возможность проявить свои способности.

Практическая направленность сетевого проекта обусловлена его ориентацией на решение практически важной проблемы. Выполненные школьниками проекты должны иметь личностную или общественную значимость, ведь необходимо получить реальный осязаемый результат, который без сомнения можно применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников работать самостоятельно, выявлять и решать проблемы, прогнозировать результаты и оценивать возможные последствия, анализировать различные варианты решения в жизни.      

Информационные технологии выступают при этом средством:

  •  поиска дополнительной информации по различным вопросам;
  •  представления информации, контроля и диагностики;
  • организации деятельности учащихся (индивидуальная и групповая работа на персональном компьютере, с использованием локальных сетей, с применением современных телекоммуникаций).

Каким же образом связаны сетевая проектная деятельность и творческая? Для этого давайте  рассмотрим этапы сетевой проектной деятельности, определим  взаимосвязь проектной и творческой деятельности.

1. Подготовительный этап сетевого проекта, т.е. (заочное знакомство команд в сети интернет, создание визитки команды). Без творческого подхода здесь не обойтись, ведь команда должна запомниться другим участникам. Ребятам нужно придумать яркое и интересное название,  создать эмблему команды и девиз, который охарактеризует саму команду и ее настрой на победу.

2. Первый этап.  Здесь определяется тема и цель проекта. Выбор средств достижения цели. Формируется основополагающий вопрос.  На этом этапе происходит разделение команды на творческие группы, участники команды начинают выполнять в группе ту или иную роль (редактор, корреспондент, художник и тп.)   Без творческого подхода здесь тоже не обойтись.  Нужно выяснить, кто из ребят, чем увлекается, чем может помочь своей группе. В какой области знаний ребенок наиболее успешен.

3. Практические этапы. Это самые сложные, но самые интересные этапы. Именно здесь как никогда лучше проявляется творческая активность обучающихся. Работая над этими этапами, дети получают возможность творить, выбирать наилучшие способы достижения цели, получая при этом промежуточные продукты – это статьи в интернет газете, презентации, кроссворды, ребусы, какие-либо модели и рисунки.  На данных этапах учитель только корректирует самостоятельные действия обучающихся, помогает ориентироваться в сети интернет, осваивать, новые для детей, компьютерные программы и приложения.

4. Заключительный этап. Оформление результатов работы – это может быть совместно  с другими командами полученный продукт, например,  презентация, буклет, книга, видеофильм и тд.

Учитывая безусловные достоинства сетевого проекта в развитии творческого потенциала обучающихся и возрастные возможности детей 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы,  мне  пришла идея подбирать для ребят в Интернете интересные познавательные проекты. Участие в них является одной из ступеней в развитии творческих способностей детей.

Вот уже второй год мы вместе с учениками принимаем участие в различных сетевых проектных маршрутах на сайте https://sites.google.com/site/putevoditelusp/  .  Для каждого из маршрутов разработана программа внеурочной деятельности, на которую получено положительное заключение.  И наш первый опыт участия в данных проектах оказался успешным, в 2017 году ученики моего класса стали финалистами сетевого проекта «Загадки Алатырь-камня». Дети не только пополнили свой багаж знаний в области истории славянского народа, но и выполнили ряд творческих работ – это кукла-оберег, узоры для вышивки с использованием славянских знаков и тд. Помимо этого дети научились работать с различными интернет – сервисами. И в этом учебном году в рамках внеурочной деятельности  мы включились в работу по маршруту  «Мир, в котором мы живем» для 1-2 классов. Ребята уже   стали финалистами сетевого проекта «Путешествие ПДДшки», в результате которого ребята в классе провели викторину по правилам дорожного движения. Изготовили макет участка дороги по всем правилам дорожного движения. Во второй четверти ребята являлись участниками сетевого проекта «Зачарованый зоомир». Познакомились с произведениями Е. Чарушина. Научились рисовать, используя технику этого писателя и художника. Приняли участие в создании книги «Про больших и маленьких». При этом ребята понимают  зачем им необходимы те или иные знания, как они могут их применить в дальнейшем и где. Так, изучив программу   https://learningapps.org (создание мультимедийных интерактивных упражнений), мы решили применить наши знания в создании различных дополнительных упражнений для учебных предметов (окружающий мир, литературное чтение), ребята учатся сами  подбирать материал, составлять вопросы, рисунки, работать над дизайном и создают кроссворды, ребусы, викторины, используя интернет ресурсы. Таким образом, можно сказать, что сетевые проекты, несомненно, повышают творческую активность обучающихся, а также учат детей сотрудничеству, умению выслушивать мнение других, оценивать работу друг друга  и все это в целом  позволяет быть человеку успешным в современном обществе и реализовать свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей  обучающихся посредством  использования  новых  информационных технологий»

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике .Предме...

Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"

В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...

Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании.Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует совреме...