Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""
рабочая программа (1 класс)
Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti_i_patriotizma.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Рабочая учебная программа
начального общего образования,
реализующая ФГОС НОО
по курсу внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
для обучающихся 1-х классов
Структура рабочей учебной программы по по курсу внеурочной деятельности
«Уроки нравственности» в 1-ых классах, реализующих ФГОС НОО
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного материала
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
IV. Календарно – тематическое планирование
- Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель и задачи программы
Программа направлена на создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, воспитание любви и гордости за свою малую Родину, Смоленщину и Родину - Россию.
Задачи:
- Формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
- Расширить представление о своем крае, воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Описание места курса в учебном плане
Изучение курса внеурочной деятельности «Край мой смоленский (Уроки нравственности и патриотизма)» рассчитано на 1 час в неделю, 33 часа в год.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: занятие.
Учебное оборудование: технические средства (магнитофон, компьютер, проектор, экран); учебные (столы, доска); собственно учебные средства: наглядные пособия (таблицы,учебные картины, портреты, схемы, плакаты, таблички с терминами).
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование и мотивация интереса к учению; стимулирование долга и ответственности в учении.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии: объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского).
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.); гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии.
Технологии развивающего обучения: элементы системы развивающего обучения Л.В. Занкова; технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Принципы обучения: принцип научности обучения, связи теории с практикой, системности, принцип сознательности и активности в обучении, индивидуальный подход в условиях коллективной работы, принцип наглядности, доступность обучения, принцип прочности усвоения знаний.
Формы подведения итогов: индивидуальный и фронтальный опросы, работа в паре, в группе.
- Содержание учебного материала курса
Мы – юные граждане России(8 ч)
Знакомство с нашей страной, символами государства (гимн, флаг, герб). Воспитание чувства любви и гордости за свою родину.
Расширение представлений о родном крае. Знакомство с историей города Смоленска, его достопримечательностями. Улицы родного города, знаменитые земляки.
Школьный этикет(5 ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. – Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.Школьные перемены как время активного отдыха, игры.Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (7 ч )
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), ихоценивание.
О трудолюбии (5 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Труд в жизни смолян.
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида (3 ч)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет(5 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и .д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные результаты
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных пози¬ций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты
- формирование системы нравственных ценностей
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формирование интереса к чтению художественной литературы;
- развитие познавательной активности;
- развитие творческих способностей
- Календарно — тематическое планирование курса
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание |
1 | Что такое Родина? | ||
2 | Символы государства: герб, гимн, флаг. | ||
3 | Моя малая Родина – Смоленщина. | ||
4 | Смоленск-город-герой, город-труженик. | ||
5 | Улицы нашего города. | ||
6 | Достопримечательности города Смоленска. | ||
7 | Наши знаменитые земляки. | ||
8 | Микрорайон, где я живу. | ||
9 | Мы пришли на урок. | ||
10 | Зачем нужны перемены? | ||
11 | Мы в школьной столовой. | ||
12 | Дисциплина в школе и классе. | ||
13 | Твоя школа и класс: соблюдение порядка. | ||
14 | Зачем нужны вежливые слова? | ||
15 | Мои товарищи. | ||
16 | Мой учитель. | ||
17 | Думай о других. | ||
18 | Моя семья живет в Смоленске. | ||
19 | Сопереживание, помощь друзьям. | ||
20 | Дал слово-держи его! | ||
21 | Что помогает лучше учиться? | ||
22 | Как мы трудимся в школе и дома. | ||
23 | Каждой вещи свое место. | ||
24 | Учусь все делать сам. | ||
25 | Взаимопомощь в школе и дома. | ||
26 | Основные правила Мойдодыра. | ||
27 | Правила личной гигиены. | ||
28 | Бережное отношение к своей одежде. | ||
29 | Правила поведения на улице, в транспорте. | ||
30 | «Спасибо» и «пожалуйста». | ||
31 | Правила поведения в общественных местах. | ||
32 | Бережное отношение к природе. | ||
33 | Чему я научился на занятиях? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Программа рассчитана для учащихся 1 класса. Она включает разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).
Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).
Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 класса
Данный вариант программы обеспечен методическим пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008 Программа составлена на 35 часов (1...
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 2 класса
Данный вариант программы обеспечен методическим пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008 Программа составлена на 35 часов (1...
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 3 класса
Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой: Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества во 2–4 классах. Москва, «Вако» 2009 -2010 г. https://vk.com/wall-1859599...