Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).
рабочая программа (4 класс)
Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Рабочая учебная программа
начального общего образования, реализующая ФГОС НОО
по курсу внеурочной деятельности
«Азбука Смоленского края»
в 4 классе
Структура рабочей образовательной программы
по курсу внеурочной деятельности
«Азбука Смоленского края» в 4 классе,
реализующая ФГОС НОО
I. Пояснительная записка.
II. Содержание учебного материала курса «Азбука Смоленского края».
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
IV. Календарно-тематическое планирование. Информационно-методическое обеспечение.
I. Пояснительная записка
Изучение Смоленского края в образовательной организации направлено на достижение следующей цели:
формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
- формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
- воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Изучение «Азбуки Смоленского края» рассчитано на разбиение класса на 2 подгруппы, каждая из которых занимается 1 час в неделю, 34 часа в год.
II. Содержание учебного материала курса «Занимательная грамматика» в 4 классе
Программа курса «Азбука Смоленского края » включает в себя следующие части:
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» . Мир природы.
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» .Мир истории.
- С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» . Мир культуры.
Во втором классе в рамках внеурочной деятельности была изучена часть курса «Мир истории», в четвертом классе обучающиеся изучат «Мир природы».
Название блока | Темы | Содержание блока | Ориентировка в понятиях и терминах | Практические работы. | Экскурсии |
Мир природы | |||||
Природные особенности. | Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды. | Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы, | Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности» | ||
Полезные ископаемые. | Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные | ||||
Водоёмы. | Виды водоёмов: реки, озёра, | Экскурсия на водоём. | |||
Растительность. | Виды растительности: лесная, луговая | Экскурсия в парк. | |||
Грибы. | Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых. | ||||
Смоленский лён. | Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён» | ||||
Животные. | Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие. | ||||
Охрана природы. | Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места | ||||
Проверьте себя. | Контрольное занятие. |
III. Планируемые результаты освоения обучающимися 4 класса программы курса
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Смоленщины, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народа и культуры;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре Смоленщины, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России и Смоленщины;
- представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни через использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
- моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- Определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;
- Различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
- Различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
- Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно – краеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;
- Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Дата | Примечание | |
Введение. (1 час) | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | |||
Природные особенности (5 ч) | ||||
2 | Смоленщина на карте России. | |||
3 | Поверхность нашего края. | |||
4 | Климат нашего края. | |||
5 | Почвы Смоленщины. | |||
6 | Проект «Экологическое состояние почв Смоленщины» | |||
Полезные ископаемые (2 часа) | ||||
7 | Полезные ископаемые. | |||
8 | Рациональное использование полезных ископаемых. | |||
Водоемы (3 часа) | ||||
9 | Водоемы Смоленщины. | |||
10 | Экологические проблемы смоленских водоемов. | |||
11 | Проект «Как спасти наши водоемы?» | |||
Растительность (3 часа) | ||||
12 | Растения лесов нашего края. | |||
13 | Растения лугов нашего края. | |||
14 | Растения болот нашего края. | |||
Грибы (2 часа) | ||||
15 | Съедобные грибы нашего края. | |||
16 | Составление памятки «Правила сбора грибов» | |||
Смоленский лен (2 часа) | ||||
17 | Смоленский лен. | |||
18 | Экскурсия в музей «Смоленский лен» | |||
Животные (8 часов) | ||||
19 | Разнообразие животного мира нашей области. Насекомые. | |||
20 | Разнообразие животного мира нашей области. Рыбы. | |||
21 | Разнообразие животного мира нашей области. Земноводные. | |||
22 | Разнообразие животного мира нашей области. Пресмыкающиеся. | |||
23 | Разнообразие животного мира нашей области. Птицы. | |||
24 | Изготовление кормушек для птиц. | |||
25 | Разнообразие животного мира нашей области. Млекопитающие. | |||
26 | Проект «Животные Смоленщины» | |||
Охрана природы (8 часов) | ||||
27 | Охрана природы в нашем крае. | |||
28 | Красная книга Смоленской области. | |||
29 | Особо охраняемые природные территории Смоленщины. | |||
30 | Заочная экскурсия в национальный й парк «Смоленское Поозерье». | |||
31 | Изготовление книжки- малышки «Природа края в опасности». | |||
32 | Проект «Сохраним природу Смоленщины!» | |||
33 | Растения и животные Красной книги Смоленской области. | |||
34 | Обобщение изученного материала. |
Информационно-методическое обеспечение
Для учителя:
- С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.
- В. Г. Глушкова. Смоленская земля. – Москва: Вече, 2011г.
- Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская. Страницы истории Смоленщины. – Смоленск: Русич, 2007г.
.
Для учащихся:
.
- С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Программа рассчитана для учащихся 1 класса. Она включает разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).
Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""
Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 класса
Данный вариант программы обеспечен методическим пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008 Программа составлена на 35 часов (1...
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 2 класса
Данный вариант программы обеспечен методическим пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008 Программа составлена на 35 часов (1...
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 3 класса
Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой: Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества во 2–4 классах. Москва, «Вако» 2009 -2010 г. https://vk.com/wall-1859599...