Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).
рабочая программа (2 класс)

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_2_kl.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ   ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

Рабочая учебная программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности

 «Умелые ручки»

(социальное направление)

 

для обучающихся 2 класса

 

                                    

       Учитель Титова И.В.

высшей категории

Пояснительная записка

            Рабочая программа  внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена  на основе программно – методических материалов:

 Федеральный Государственный  образовательный  стандарт начального общего образования; Примерная  основная  образовательная  программа  по внеурочной деятельности;

 Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  планируемые результаты  начального общего образования.  

Учтены  индивидуальные и возрастные особенности учащихся 2 класса.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через конструирование приобщить детей к творчеству.

Одним из видов конструирования является оригами.  

Оригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  •  улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

       

             Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

           

        Особенность программы заключается в том, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей, однако, работа с ней требует точных, мелких движений пальцев. Оригами способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
  • знакомятся со свойствами бумаги;
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Для реализации программы используются  материалы и инструменты:

  • белая бумага
  • цветная бумага
  • клей ПВА
  • ножницы
  • фломастеры
  • цветные карандаши
  • простой карандаш
  • салфетки бумажные или полотняные

Цель программы:

  • приобретение личного опыта как основы  познания и развития;
  • приобретение первоначального опыта практической  деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду;
  • формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.

Задачи программы: 

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру  через формирование позитивного отношения  к труду;
  •  развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  •  освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
  • формирование коммуникативных умений в процессе реализации парной и групповой  деятельности;
  • освоение  первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе бучения работе с технологической документацией, строгого  соблюдения технологии изготовления изделий;
  •  освоение приемов и способов работы с различными материалами  и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
  • ознакомление  с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;  
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Место в  учебном плане

Программа «Умелые ручки» адресована учащимся второго класса и  рассчитана на 34 часа.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа предусматривает проведение традиционных занятий, занятий в нетрадиционной форме (экскурсий, путешествий, игр) и т.п.  Основные методы работы — индивидуальные, групповые и парные. Пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и смешанного состав.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных проектных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Содержание курса

Введение (7 ч).

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его  происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.

Базовая форма треугольник (9 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.

Базовая форма воздушный змей (9 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.  

Базовая форма двойной треугольник (9 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

Планируемые результаты  освоения  курса

Личностные результаты

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6. Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.

5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации,  установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

2. Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;

3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных  художественно-конструкторских (дизайнерских)  и организационных задач.

Ученик научится:

•        понимать общие правила создания изделия;

•        планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога;

•        организовывать свое рабочее место, выполнять доступные действия по самообслуживанию.

•        выполнять доступные технологические приемы ручной обработки бумаги: разметка деталей, резание, многократное сгибание,  сборка и отделка изделия; экономно расходовать материалы;

•        применять приемы безопасной работы ручными инструментами: линейка, ножницы;

•        работать с простейшей технической документацией: распознавать и читать простейшие чертежи;

•        изготавливать изделия по простейшим чертежам.

Ученик получит возможность научиться:

•        уважительно относится к труду людей;

•        прогнозировать конечный практический результат

Тематический планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

1

Экскурсия. Что нас окружает

1

2

Из истории бумаги. Занятие-путешествие

1

3

Приемы окрашивания бумаги. Практическая работа

1

4

Из истории оригами. Занятие-сказка.

1

5

Свойства бумаги. Практическая работа

1

6

Организация рабочего места. Техника безопасности.

1

7

Упражнения по отработке элементов складывания бумаги. Стаканчик. Коготь.

1

8

Мир животных. Веселые мордашки

1

9

Гриб. Коллективное панно.

1

10

Бабочка. Декоративное оформление изделия

1

11

Рыбка. Групповое панно «Аквариум». Проектная деятельность.

1

12

Лягушонок.

1

13

Елка. Декоративное оформление изделия.

1

14

Щенок

1

15

Зайчик

1

16

Кораблик. Коллективное панно «В порту». Проектная деятельность.

1

17

Воздушный змей

1

18

Кролик.

1

19

Жар-птица. Декоративное украшение изделия.

1

20

Сова.

1

21

Ворона. Коллективная работа «Кормушка». Проектная деятельность.

1

22

Экскурсия. Подкормка птиц.

1

23

Попугай. Декоративное украшение изделия.

1

24

Жираф.

1

25

Групповая работа «Зоопарк». Проектная деятельность.

1

26

Рыбка. Групповая работа «Морское царство». Проектная деятельность.

1

27

Рыбка. Групповая работа «Морское царство». Проектная деятельность.

1

28

Бабочка. Коллективное панно «На лугу»

1

29

Бабочка. Коллективное панно «На лугу»

1

30

Экскурсия. Обновление природы

1

31

Головастик

1

32

Экскурсия. Звуки природы

1

33

Жук

1

34

Итоги года. Выставка детских работ.

1

 Учебно–методические средства обучения

  1. Лебедева Е.Г.Простые поделки из бумаги и пластилина. –М.: «Айрис-пресс», 20012 г.
  2. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль: «Академия развития», 2010г.
  3. Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: «Аким», 2012 г.
  4. Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа рассчитана для учащихся 1 класса. Она включает разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).

Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""

Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 2 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 3 класса

Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:  Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества во 2–4 классах. Москва, «Вако» 2009 -2010 г. https://vk.com/wall-1859599...