Внеурочное занятие в 1 классе «Добро и зло»
методическая разработка (1 класс)
Внеурочное занятие в 1 классе для формирования у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках, о ценности доброты; формирования у детей потребности совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo_29_oktyabrya.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие в 1 классе «Добро и зло»
октябрь 2022
Тема: Добро и зло
Целеполагание: организовать деятельность обучающихся по формированию у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность; способствовать воспитанию добрых и уважительных чувств друг к другу, внимательное отношение к тем, кто нас окружает; содействовать формированию у детей потребности совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.
Формы работы: работа в парах, в группах, игры
Планируемые результаты:
1.Познавательные УУД – умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи
2.РегулятивныеУУД – умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе занятия; оценивать правильность выполнения задания; развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
3.КоммуникативныеУУД -умение работать в группе, паре; умение внимательно слушать собеседника.
4.ЛичностныеУУД- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Оборудование: мультимедийный проектор, дидактическое обеспечение: иллюстрации со сказочными героями, пословицы о доброте, карточки с добрыми и злыми словами, «солнышко» – символ доброты, «тучка», клубок, конфеты, черные листы, волшебный мешок, красные и зеленые кружки, красный, желтый, зеленый цветок.
Ход проведения
I.Подготовительный этап
1.Организационно-подготовительный
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Друзья, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших добродушных улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом.
Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.
Дети, вам приятно было дарить друг другу улыбку? Получается, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.
2.Диагностический
-Каждый день мы здороваемся с большим количеством людей: своими друзьями, прохожими, учителями.
-Как можно приветствовать друг друга при встрече?
Дети: дают ответы на вопрос учителя:
(- можно поздороваться словами (произносят приветственные слова: «здравствуй», «привет» и т.д.)
- можно поздороваться руками (пожимают друг другу руки)
- кивнуть головой (кивают друг другу)
- можно обнять друг друга при встрече (обнимают))
-Когда люди приветствуют друг друга, они произносят не простые, ничего не значащие слова, а желают другому человеку здоровья, добра…
-Что такое добро?
-Добро – это те чувства, которые вызывают радость в сердце. Это все хорошее, доброе, красивое. Например, солнце, улыбка, мама. (Дети продолжают перечисление.)
-Что такое зло?
-Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
-Сейчас вы, прослушав одну притчу, постарайтесь определить тему нашего занятия:
Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло.
-Кто может сформулировать тему нашего занятия?
-Итак, тема сегодняшнего занятия «Добро и зло». (СЛАЙД 2)
Добро и Зло – два вечных спутника,
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться,
И не болела по ночам душа.
Добро – такое теплое, как солнышко,
А зло – оно холодное, как лед.
-А чему мы должны научиться на нашем занятии?
-Различать добро и зло.
II. Конструирующий этап
1. Основной
-Ребята! Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
-Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда — зло. (Ответы детей.) т.е. когда у вас была радость на сердце, а от чего печаль.
-Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство.
-Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.
-Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)
-Здесь какое –то послание:
«Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители планеты Добра. Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста!»
-Поможем планете?
-Вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
- А что мы можем сделать? (Ответы детей.)
-Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.
- кто может прочитать стихотворение с доски?
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.
- Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.
-А какие добрые слова вы знаете? (вежливые)
-Можно ли вежливого человека назвать добрым? Почему?
-А сейчас мы проверим, знаете ли вы волшебные слова?
2. Игровые моменты.
Игра «Доскажи словечко»
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до 100
Говорить пожалуйста!
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И тихо и робко он вот что сказал:
Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, меня извините.
Если друзей вы уважаете,
При встрече спросите: как поживаете?
Не забудьте, что на прощание
Нужно вам говорить «До свидания!»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого спасибо!
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит добрый день!
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь здравствуйте.
-Молодцы!
-Сейчас мы поиграем в игру «Паутинка добра», для этого образуйте круг.
-Ребята, вы должны передать клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например, спасибо тебе, Ира, за то, что ты…
-мне вчера помог донести портфель;
- мне дала свой карандаш;
-ты помогла убрать клеёнку после урока технологии и т.д.
- Видите. Ребята, как много добрых дел вы совершили.
- Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).
- Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
Работа в группах
- А теперь поработаем в группах.
-Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой».
-На столах у вас лежат иллюстрации с героями русских народных сказок (Кощей Бессмертный,Баба Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Змей Горыныч, Колдун, Ведьма, Морозко, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Снегурочка, Садко, Леший, Гуси-лебеди, Мачеха, Разбойник).
-Одна группа учеников будет собирать добрых героев сказок, а вторая – злых.
- Каких героев выбрала 1 группа? Почему? Из каких сказок герои?
Хорошие – это те, кто творит добро.
-Вторая? Почему?
-Отрицательные герои - это те, которые делают людям зло, покушаются на их жизнь.
-На какого героя вы хотели быть похожим? Почему?
Физкультминутка
-Я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации на тему «Добро и зло». Оцените, где добрый поступок – поднимите зеленый кружок, где плохой поступок – красный.
На экране – видеоряд из иллюстраций: дети кормят птиц, мальчик переворачивает урну, 2 мальчика дерутся, девушка помогает бабушке нестисумки, дети разоряют птичье гнездо, мальчик помогает девочке нести портфель
-Я думаю, что плохих поступков вы совершать никогда не будете.
Упражнение «Волшебный мешочек»
-У вас на столах по 1 листу черной бумаги, его сейчас нужно руками со всей злости скомкать, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек.
-В мешочек сложите все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
- В конце занятия посмотрим, во что превратились ваши бумажки.
(эти бумажки превращаются в конфеты)
-Дети, мы можем быть добрыми волшебниками? Делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.
-Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. На доске вы видите цветок, но некоторые лепестки этого цветка унес ветер. Давайте поможем цветку, сделаем доброе дело - вернуть лепестки.
На лепестках которого вы видите начало одной из пословиц, а конец пословицы вы выберете сами и прикрепите, напротив по цвету.
Кто хочет поработать в паре? сам?
Добра желаешь, добро и делай
Добро помни, а зло забывай
Доброе слово лечит, а злое – калечит
-Прочитаем, какие пословицы у нас получились? Как вы понимаете их смысл?
Работа в парах
-Представьте себе, что добро - яркое солнышко. Прикрепите под солнышком те качества, которые включает в себя понятие «добро».
-Представьте, что зло - темная тучка, прикрепите под тучкой те качества, которые включает в себя понятие «зло».
-самоконтроль
III. Итоговый этап
1. Подготовка обучающихся к самооценке собственной деятельности.
-Помогли мы планете Добра?
-Что мы будем делать в дальнейшем, чтобы планета Добра существовала вечно?
- Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду;
- Прощать ошибки других;
- Не жадничать;
- Не завидовать;
- Жалеть других.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей принять помощь, совет.
- Не обманывай друга.
- Относись к другу как к себе.
- Умей признавать свои ошибки. (на экране)
-Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.
-Посмотрим, что за волшебство произошло в мешке? (раздать детям конфеты)
2. Определение перспектив развития творческой деятельности
-Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.
Ведь делать добро – это здорово!
Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца наполняются добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг. В память о нашей беседе мне хотелось бы подарить вам маленькие «сердечки» доброты.
Звучит песня «Дорогою добра»
3.Рефлексия
-Кто проявил сегодня большую активность, что-то узнал новое, кому занятие понравилось, подойдите к зеленому цветку.
-У кого остались какие-то вопросу – к желтому.
-Кому было не интересно, кто был за зрителя - к красному цветку.
-Закончить занятие я хочу строчками из стихотворения:
«Собери всю доброту.
Положи в ладошки,
И всем людям подари,
И себе немножко»
Список литературы
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»);
- Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. - СПБ.: Питер, 2012. - 256 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»);
- Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА - М, 2007. - 208 с. - (Профессиональное образование);
- Подласый И.П. Педагогика :учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с. - (Основы наук)
- «Классные часы в 1-4 классах». Автор-составитель И.В.Персидская и
др.- Волгоград: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по теме "Добро и зло"
Конспект внеурочного занятия общекультурного направления в 3 классе по теме "Добро и зло". Занятие разработано по новому стандарту и предназначено в помощь учителям начальных классов и педагогам допол...
Внеурочное занятие «По дороге добра»
Внеурочная деятельность в 1 классе. Духовно-нравственное воспитание....
Конспект внеурочного занятия: «Спешите делать добро природе »
Цель: формировать экологические знания; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду....
Открытое внеурочное занятие по курсу «Добрая дорога детства» 3класс «Викторина – Добрая дорога детства»
Внеурочное занятие по курсу "Добрая дорога детства" 3кл...
Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"
Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"...
Программа по внеурочному занятию 2 класса "Дорогою добра"
Программа по внеурочному занятию 2 класса "Дорогою добра"...
Программа по внеурочному занятию 3 класса "Дорогою добра"
Программа по внеурочному занятию 3 класса "Дорогою добра"...