Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От звука к слову»
календарно-тематическое планирование по русскому языку
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От звука к слову» (далее – программа) соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_zvuka_k_slovu_kalistratova.docx | 992.68 КБ |
Предварительный просмотр:
|
ПРИНЯТА: с изменениями на методическом совете МУ ДО ДДТ г. Буденновска Протокол № 13 от 28 мая 2021 года | УТВЕРЖДАЮ: Директор МУ ДО ДДТ г. Буденновска ___________________ С.А. Лукичёва Приказ № ОД от 2021 года |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«От звука к слову»
Возраст обучающихся: 5,5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: педагог дополнительного образования МУ ДО ДДТ г. Буденновска Калистратова Залина Валерьевна |
г. Буденновск
2021 год
Лист изменений в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе на 2021-2022 учебный год
№ | Разделы программы | Внесенные изменения |
1 | Пояснительная записка | Добавлены нормативные документы в новой редакции. |
Все изменения программы рассмотрены и одобрены на заседании методического совета МУ ДО ДДТ «28» мая 2021 г., протокол № 13.
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка (характеристика)..…………………………………...5
Актуальность программы……………………………………………………...5
Новизна программы…………………………………………………………....5-6
Отличительные особенности программы…………………………………….6
Направленность………………………………………………………………...6
Нормативные документы, на основе которых проектирована программа....6-8
Адресат………………………………………………………………………….8
Формы и методы обучения…………………………………………………….8
Объем и срок освоения…………………………………………………………8
Режим занятий…………………………………………………………………..8
Цель и задачи программы……………………………………………………..8-9
Планируемые результаты……………………………………………………9-11
Календарный учебный график…………………………………………..……12
Учебный план ………………………………………………………………….12
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-тематический план………………………………………………….12-13
Формы аттестации и оценочные материалы………………………….........13-19
Условия реализации программы……………………………………………19-20
Методические материалы……………………………………………………20-21
Используемые источники……………………………………………………21
Литература для педагога………………………………………………….......21
Литература для учащихся……………………………………………………22
Литература для родителей……………………………………………………22
Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От звука к слову»
1. | Учреждение | Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Буденновска Буденновского района» |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От звука к слову» |
3. | Направленность программы | Социально-гуманитарная |
4. | Составитель программы | Педагог дополнительного образования Калистратова Залина Валерьевна |
5. | Сведения о программе | Данная программа учит детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, образовывать новые слова, составлять рассказы об окружающем мире. |
5.1. | Срок реализации | 1 год
|
5.2. | Адресат программы | 5,5-7 лет |
5.3. | Характеристика программы:
| Тип - дополнительная общеобразовательная программа Вид - общеразвивающая программа |
5.4. | Цель программы | формирование предпосылок к обучению грамоте детей 5,5-7 лет. |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Формы: Объяснение, комбинированные, занятие-сказка, занятие-путешествие, праздники, презентация и др. Методы: демонстрационно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод мотивации, учебно-познавательной, словесный, практический, игровой. |
7. | Формы мониторинга результативности освоения программы | Промежуточные практические задания, соответствующие требованиям планируемых результатов освоения Программы. Итоговый мониторинг предусматривает практические задания. |
8. | Результативность реализации программы | Итоговый мониторинг знаний детей |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От звука к слову» (далее – программа) соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.
Актуальность.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы, адаптированной к работе с дошкольниками.
Новизна программы: Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения. Новизна данной программы заключается в наличии комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для обучающихся на каждом возрастном этапе обучения, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала, и возможности их использования полностью или частично, в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Все это позволяет создать условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В основе программы лежат комплексный, системно-деятельностный, личностный подходы.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (педагогики, языкознания, психолингвистики).
Системно-деятельностный подход, базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности дошкольников их возрасту и индивидуальным особенностям. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учетом их психофизиологических особенностей.
Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который помогает формировать первоначальные навыки чтения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из возможностей детей, и педагога. Для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала:
- Колесникова Е.В. «От А до Я «(звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой обучающихся.
Направленность программы – социально-гуманитарная
Нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.)
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
- Локальные акты МУ ДО ДДТ г. Буденновска 2019 года
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Адресат программы: Программа адресована обучающимся 5,5-7 лет. Набор детей осуществляется свободным доступом, на основании заявлений родителей (законных представителей детей).
Формы обучения: Очная.
Язык обучения: русский.
Методы обучения:
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
Формы проведения занятий:
•занятие-экспедиция
•занятие – игра
•занятие-викторина
•занятие – соревнование (конкурс, турнир)
•занятие – дискуссия
•занятие – сказка
беседа с игровыми элементами, сказка
сюжетно-ролевая игра,
игра-путешествие, соревнование и т.д.
учебная игра, творческий проект, тематические задания по подгруппам и т.д.
Объем и срок освоения: Программа рассчитана на 1 учебный год - 34 часа (по 1 академическому часу).
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут (1 академический час)
Цель программы: формирование предпосылок к обучению грамоте детей 5,5-7 лет.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать речь детей, как средство общения;
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- Учить делить слова с открытыми слогами на части;
- Учить составлять слова из слогов;
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
- Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
- Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;
- Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой - моделью;
- Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей;
- Развивать фонематическое восприятие звука;
- Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
- Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам
- Развивать мелкую моторику.
-Развивать слуховое восприятие
-Развивать графические навыки
-Приобщать детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения;
- Воспитывать коммуникативные качества.
-Воспитывать умение работать
-Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий
-Воспитывать нравственные качества:терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь правильно произносить все звуки родного языка;
- уметь отвечать на вопросы педагога;
- учиться задавать свои вопросы;
- уметь составлять 2-3 предложения по картинке;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие;
- определять и называть первый звук в слове;
- учиться делить слова на слоги;
- уметь соединять звуки в слоги;
- выполнять штриховку в разных направлениях;
- выполнять упражнения для пальцев рук и кистей.
- уметь отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- уметь обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
- учиться совместно с педагогами и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке педагога);
- при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
- иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый желаемый планируемый личностный результат).
К концу обучения учащиеся будут знать:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
-проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
К концу обучения учащиеся будут уметь:
-правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
-различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
-делить слова на слоги;
-дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
-определять и называть первый звук в слове;
-произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
-рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
-выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
-составлять 2-3 предложения по картине;
-отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
Календарный учебный график
к программе «От звука к слову»
на 2021-2022 учебный год
Год обучения | № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1;2 | 9 сентября 2021 | 30 мая 2022 | 36 | 34 | 1 раз в неделю по 30 минут |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел (тема) занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1 | I Раздел «Вводно-диагностический» | 2 | 1 | 1 |
2 | II Раздел «Общеразвивающий» | 29 | 14 | 15 |
3 | III Раздел «Закрепительно-дифференциальный» | 3 | 2 | 1 |
Итого: | 34 часа | 17 часов | 17 часов |
Содержание учебно – тематического плана
I Раздел «Вводно-диагностический»
Цель: изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития, обогащение лексико-грамматических средств языка.
Теория:
- Исследование неречевых психических функций ребёнка;
- Активизация словарного запаса по темам и грамматического строя речи.
- Мониторинг состояния речи в целом;
II Раздел «Общеразвивающий»
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звука. Постановка отсутствующего звука или исправление искажённого звука, автоматизация в речи. Формирование лексико-грамматических средств языка. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Практика:
- Обогащение и расширение лексико-грамматических средств языка по разнообразным лексическим темам,
- Развитие слухового внимания и слухового контроля; развитие звукового восприятия,
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат(моделирование).
- развитие темпо-ритмической стороны речи.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
III Раздел «Закрепительно-дифференциальный»
Цель: Расширение словарного запаса, закрепления грамматического строя речи. Автоматизация поставленных звуков и употребление их в речи. Различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Практика:
- закрепление приобретенных навыков, совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- способствовать развитию графических навыков;
- обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью);
- развитие высших психических функций, нормализация просодической стороны речи;
- введение и закрепление в речи поставленных звуков;
- укрепление мимической, артикуляционной и мелкой моторики рук, дыхательной мускулатуры.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Формы аттестации и оценочные материалы:
Мониторинг определения уровня освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы «От звука к слову» социально-педагогической направленности осуществляется 2 раза в год. Для отслеживания результативности используются практические задания для промежуточного контроля, в конце года - контрольные задания, опрос.
Материал для промежуточного контроля усвоения программы
1 Задание. Соедини линией те картинки, названия которых звучат похоже.
- Задание. Раздели под каждым предметом прямоугольник на столько частей, сколько слогов в названии этого предмета
3 Задание. Обведи синим карандашом предметы, в которых есть звуки (твердые согласные) «З» и «С», а зеленым – звуки (мягкие согласные) «ЗЬ» и «СЬ»
4 Задание. Соедини предметы, названия которых начинаются на одни и те же звуки.
5 Задание .Найди звук и букву «Ц»
Материал для итогового контроля усвоения программы
1 вариант
- Задание. Назови предметы. Четко и правильно произнеси все звуки. Какой предмет в каждом ряду лишний? Вычеркни его.
высокий – самостоятельно назвал «лишнюю» картинку в каждом ряду;
средний – допустил 1 ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;
низкий – не справился с заданием.
- Задание. Соедини картинки, названия которых начинаются на один и тот же звук.
высокий -самостоятельно подобрал пары картинок, названия которых начинаются на один звук;
средний – допустил 1 ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;
низкий - не смог найти картинки, названия которых начинаются на один звук.
- Задание. Раздели под каждым предметом прямоугольник на столько частей, слогов в его названии.
высокий – самостоятельно и правильно разделил прямоугольник на столько частей, сколько слогов в его названии.
средний - выполнил задание при помощи взрослого или допустил 2-3 ошибки;
низкий – не смог разделить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в его названии.
- Задание. Произнеси слова. Соедини между собой картинки, названия которых звучат похоже.
высокий - самостоятельно подобрал пары картинок, названия которых начинаются на один звук;
средний – допустил 1 ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;
низкий - не смог найти картинки, названия которых начинаются на один звук.
- Задание. Раскрась только те картинки, название которых начинается со звука «У».
высокий – самостоятельно раскрасил картинки, названия которых начинаются на нужный звук;
средний – допустил ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;
низкий - не смог найти картинки, названия которых начинаются на нужный звук.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Оцениваемые параметры ФИО | ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА | РЕГУЛЯТИВНАЯ СФЕРА | КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА | СУММА БАЛЛОВ | |||||||||||||||||||
Мотивация (выраженность интереса к занятиям) | Самооценка собственной деятельности на занятиях | Нравственно-эстетические установки | Уровень развития познавательной активности | Произвольность деятельности | Уровень развития контроля | Способность к сотрудничеству | ||||||||||||||||||
н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | |
Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной общеобразовательной программе
«От звука к слову»
№ | Фамилия Имя обучающегося |
| Средний показатель | |||||||||
Возраст | ||||||||||||
Показатели | ||||||||||||
1. Личностные | ||||||||||||
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы | ||||||||||||
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
2. Метапредметные | ||||||||||||
учиться работать по предложенному педагогом плану | ||||||||||||
учиться проговаривать последовательность действий на занятии | ||||||||||||
3 | Предметные | |||||||||||
уметь составлять 2-3 предложения по картинке | ||||||||||||
дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Итого по каждому учащемуся |
Условия реализации программы:
Занятия проводятся в отдельном помещении. Естественное освещение и маркировка мебели соответствует СанПин. В кабинете имеются доска, различные наглядные пособия, ноутбук для просмотра видеоматериалов и презентаций. Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить воображение и фантазию.
Каждому ребенку обеспечено индивидуальное рабочее место, набор дидактических карточек, индивидуальная рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом. Это и индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (игры, картинки), таблицы-памятки, схемы, технологические карты, а также альбомы с картинками и буквами.
Методические материалы:
№п\п | Название раздела, темы | Материально – техническое оснащение, дидактико – методический материал | Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии | Формы учебного занятия | Формы контроля, аттестации |
1 | I Раздел «Вводно-диагностический», Тема №1. «Введение в общеобразовательную программу.» | Ноутбук, компьютерная презентация, наглядные пособия, раздаточный материал. | Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения. Демонстрация этапов выполнения работы. Объяснение сложных моментов, словесные методы, здоровье сберегающие, практические математические упражнения. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Опрос, наблюдение, самоанализ, |
2 | II Раздел «Общеразвивающий» | Классная доска, презентация к урокам, ноутбук, счетные палочки, рабочие тетради, наглядные пособия, раздаточный материал. | Метод: Словесный Наглядный Игровой | Фронтальная, индивидуальная, групповая - занятия-сказки; - занятия-путешествия; | Викторина, опрос, практические задания( математические загадки-задачки, задания на логику, графический диктант) |
3 | III Раздел «Закрепительно-дифференциальный», | Доска, наглядные пособия, раздаточный материал. | Практическое занятие с диалогом, обсуждение, технические упражнения. Демонстрация этапов выполнения работы. Объяснение сложных моментов, словесные методы, здоровье сберегающие, практические математические упражнения. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Тестовые задания |
Используемые источники:
Литература для педагога:
1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство ЮВЕНТА, 2010 – 64с.
2. Л.Е.Кыласова.Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013
3. М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010
4. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник / Л.В.Игнатьева, Е.В. Колесникова – М.: Ювента, 2014 – 96 с.: ил.2
5. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Читаю и пишу. Рабочая тетрадь №1, №2 к книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л.В. Игнатьева, Е.В. Колесникова. –М.: Ювента, 2014
6. Е.В. Колесникова. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 –7лет. Рабочая тетрадь. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2014
7. Журова Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические
8. Журова П.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников/Книга для воспитателей и родителей.- М.: Школьная Пресса, 2010.
9. М.Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет»,
10. Материалы для занятий с детьми 4-7 лет / Л. Е. Журова. – М.: Вентана-Граф,
Мозырь: Содействие, 2010.
11. Обучение грамоте: учим звуки и буквы. Альбом игровых упражнений для детей 4-5 лет. ФГОС ДО
Литература для детей:
1. Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5лет.Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «ЮВЕНТА», Москва 2009г
2.Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 3-5лет.
3.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5=6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
4.Е.В. Колесникова.» Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. . Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
5.Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 5-7лет.
Литература для родителей:
1.Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
2.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль 1997
3.Сюзан Е. Готтлиб Проблемы детского сна. М. 1998
4.Дмитриева В.Г. 200 развивающих игр и упражнений от рождения до школы \В.Г. Дмитриева, О.А. Новиковская. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 95 с.
5.Старковская В. Л. «Помогите малышу подготовиться к школьной жизни: Оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 7 лет: Методическое пособие. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 112 с. (ил.)
6.Что же мне делать дальше? Руководство по воспитанию детей. Пер с англ. - Заокский: «Источник жизни», 2001. - 224 с.
7.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М. 2002
8.Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. М. - С-Пб 2005
9.Шевнина О. Если ребенок интересуется только компьютером. М. 2003
10.Яничева Г.Г. Книга для хороших родителей. С-Пб 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Познаём русское слово».
Программа дополнительных занятий «Познаём русское слово» относится к общерезвивающему направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Успешное овладение знаниями в начальных ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От 1 до 10»
Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От 1 до 10»1.УчреждениеМуниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского тво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕйка» (подготовка детей к школе)
Программа социально-гуманитарной направленности готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Созданием данной образовательн...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Первые шаги»
Программа «Первые шаги» имеет три блока: «Развитие математических способностей», «Речевое развитие. Подготовка к письму», «Речевое развитие. Обучение грамоте...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Пресс-клуб"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Пресс-клуб"...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....