Урок нравственности "Дорогою добра"
план-конспект занятия (1 класс)
Конспект внеурочного занятия "Дорогою добра" в классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nravstvennosti_v_1_klasse.docx | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие в 1 классе
Урок нравственности «Дорогою добра»
Учитель: Горбатова Н.А.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
- развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.
Оборудование: проектор; раздаточный материал: карточки с пословицами, цветочки; плакаты с названиями улиц, картинки «Волшебные ворота», «Дерево», «Солнышко».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Я дарю тебе добро,
Ты даришь мне добро,
Мы дарим всем добро.
2. Введение в тему.
- Сегодня тема нашего занятия посвящена основному качеству, без которого человек не может быть человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве идёт речь.
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважней, чем лиц красота.
Догадались, что это?
Сердец…
Дети. Доброта.
- Ребята, сегодня у нас занятие необычное. Мы отправимся в путешествие по дороге к доброте. На этой дороге нам придётся идти по нескольким улицам.
3. Работа по теме урока. Путешествие.
- Итак, двигаемся в путь. (Звучит песня «Дорогою добра») Перед вами волшебные ворота. Они закрыты.
- Чтобы ворота открылись, надо отгадать загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
- Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и ворота открылись, и мы попали на улицу Улыбки.
УЛИЦА УЛЫБКИ |
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка – и Вам будут рады!
- Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Помогает нам в отношениях с людьми.
- Но мы двигаемся дальше по дороге и попадаем на улицу Добрых слов.
УЛИЦА ДОБРЫХ СЛОВ |
- Первый шаг к доброте – это доброе слово.
- Давайте вспомним волшебные слова.
- Я читаю начало предложения, а вы его закончите.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
- Много тёплых добрых слов в нашей речи. Но только ли добрые слова нужны людям?
- Послушайте стихотворение А.Антонова «Вежлив Витя или нет»
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
- Не только слова, но и дела, поступки должны быть добрыми.
УЛИЦА ДОБРЫХ ДЕЛ |
- Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.
- Послушайте рассказ «Канавка».
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В посёлке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней не блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнётся, за ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но всё видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.
- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку: - Вот сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошёл в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.
Теперь можно переходить спокойно.
Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.
И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!
(В. Донников)
- Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?
- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?
4. Физминутка
(Проводится в форме игры «Хорошо – плохо»)
Учитель: Если я говорю слово, обозначающее «плохое» действие, вы топаете, если «хорошее», - хлопаете в ладоши: порвал, защитил, проведал, поссорился, отобрал, обогрел, помог, успокоил, развеселил, толкнул, ударил, поделился, обогрел, пожалел, обозвал.
5. Сказка «Два облачка».
- Сейчас я расскажу вам сказку «Два облачка» (М.А.Андрианов. философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Современное слово,2006.)
«Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.
Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят, никогда не знают, где их дождь нужен.
Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому:
А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоём как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
Вот ещё, - недовольно ответило белое облачко. - Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в тёмную тучку превратиться и дождём в грязную землю вылиться. Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.
Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает ему пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, - сказало белое облачко и улетело.
Оставшись одно, серое облачко решило найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но нигде не было воды, много дней стояла жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воду, стало тёмною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его.
Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкие и сочные плоды они получили благодаря милосердному поступку серого облачка».
Учитель: Вам понравилась сказка?
Дети. Очень.
Учитель: Что вам больше понравилось: сострадание, жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка?
Дети: Конечно, милосердный поступок серого облачка.
6. Игра «Добрый – злой»
- В сказках встречаются добрые и злые герои.
- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдёт речь?
- Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
- Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит)
- Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки Катаева «Цветик – семицветик»)
- Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки. (Дюймовочка)
- Эти герои творят добро, помогают хорошему делу, мешают злому.
- Читайте сказки и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
7. Продолжаем наше путешествие.
- Следующая улица УЛИЦА ДРУЖБЫ.
- Ребята, послушайте сказку.
«Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.
- Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.
- Не надо, - сказал Чик. – Ты нашел, ты и съешь.
- Но мы же с тобой друзья, - ответил Чирик.
Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.
Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:
- Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок»
(По М. Пляцковскому)
- О каком уроке говорил Чик? (о жадности, дружбе)
- Можно ли Чика назвать другом Чирика?
- Чему учит нас эта сказка?
8.Упражнение «Какой я друг»
- Важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Проверим, какие вы друзья.
- Закончите предложения.
Если мой друг заболел, я …
Мне подарили фломастеры, и я …
Когда мне нужна помощь, я …
Мама дала мне две конфетки, и я …
- А если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы пожелали?
«Если б я был чудодей, чтобы сделал для людей…» (ответы детей)
Ученик читает стихотворение.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Вот мы оказались на УЛИЦЕ ДОБРОТЫ.
9. Собери пословицу. Работа в группах.
- Соберите из частей целое и объясните смысл данных высказываний.
(Дети объясняют смысл пословиц)
"Без добрых дел нет доброго имени".
"Доброе слово и железные ворота открывает".
"Доброе слово, что солнышко в ненастье".
"Час в добре пробудешь - всё горе забудешь".
"Доброе слово лечит, злое калечит".
"Делай другим добро - будешь сам без беды".
«Кто добр поистине, добро творит в молчании».
«Худо тому, кто добра не делает никому».
10. Рефлексия.
- Какими же качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
( Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие).
- У вас на столах цветы. Выберите и наклейте те слова, которые относятся к добрым людям.
(доброжелательный, грубый, вежливый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный).
(По одному ученику от группы выходят к доске и зачитывают слова)
- Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
- Много славных дел ждет вас ,но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми—добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».
Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь». Цель:- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,...
Презентация к уроку "Дорогою добра"
Презентация к уроку "Дорогою добра" по духовно-нравственному воспитанию...
Педагогический проект "Уроки Любви, Добра и Красоты"
Педагогический проект "Уроки Любви, Добра и Красоты" -коллективный, годоаой проект, направленный на воспитание духовности, главных человеческих ценностей,через совместное творчество учащихся, учителей...
Урок этики :"Добро,добрые дела"
Эта методическая разработка содержит конспект и презентацию урока этики в 2 классе.Цели занятия:- ориентировать на ценности человеческой личности;- развивать потребности в нравственном самосовершенств...
Тема урока: От доброй мысли к доброму делу.
Урок итоговый в рамках проекта " Добро и зло" В уроке формируются нравственное понятие добра. Применяла различные формы работы детей с целью создания ощущения у детей успешно з...
Технологическая карта урока. "От доброго слова к доброму делу"
Урок по ОРКСЭ.4 класс "Милосердие"...
ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...